У книжной полки. 18 марта

18 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протодиакон Василий Марущак. Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

 

История Русской Православной Церкви XX века явила миру тысячи новых подвиж­ников, угодивших Богу. Многоразличны духов­ные кресты, которые они несли в своей земной жизни, велики их подви­ги. Но даже среди этих тысяч святых есть люди, сияющие на духовном небе, подобно особенно ярким звездам... Один из таких людей - архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). В нем естественно и гармонично сочетались вера и наука, жизнь во Христе - и широкие общественные интересы. Епископ Русской Церкви - и вели­кий хирург, воспитавший своими открытиями и лич­ным примером несколько поколений врачей; гонимый иерарх - и лауреат Сталинской премии за книгу «Очер­ки гнойной хирургии»; человек Церкви - и человек общества... Духовная биография этого выдающегося деятеля XX столетия составляет содержание книги, которая вышла в свет в Издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)». ***

Автор данной книги - протодиакон Василий Марущак, - кандидат богословия, лауреат Всероссийской премии им. Святого Благоверного Князя Александра Невского, преподаватель Таврической духовной семинарии в Симферополе. В этой книге он отразил ценный опыт исследования жизни святителя Луки, ясно и выразительно воссоздав духовную биографию этого великого человека. Читатели познакомятся с жизнью ученого и архиепископа от его рождения в далекой Керчи в 19 веке и до последних дней в веке 20, которые прошли в городе Симферополе. Узнают, как и когда проходила его канонизация, где покоятся мощи святителя Луки и как они были обретены. Обо всём этом рассказывается в первой части книги. Остановимся на некоторых ее эпизодах.

Вот, например, автор рассказывает о том, как известный и почитаемый всеми врач стал священником. «Некоторые современники, знавшие Валентина Феликсовича, говорили, что тяжелая утрата горячо любимой жены надломила твердый характер профессора и он «ударился» в мистику, в религию». Но, по словам автора, именно в те печальные дни «Валентин Феликсович ясно увидел Десницу Бо­жью, направляющую и укрепляющую его в та­ком горе, - и это результат крепкой, несомненной веры, сравнимой с Авраамовой верой, когда человек делает шаг в неизвестность, твердо упо­вая на Божественное обетование: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).

Ташкентские прихожане свидетельствовали о том, что профессор Войно-Ясенецкий регуляр­но посещал воскресные и праздничные богослу­жения, был активным мирянином. Очень часто он бывал на богословских собраниях верующих, организованных настоятелем вокзальной церк­ви протоиереем Михаилом Андреевым, сам вы­ступал с беседами на темы Священного Писания. Однажды в конце 1920 года Валентин Феликсо­вич присутствовал на епархиальном собрании, на котором он произнес речь о положении дел Ташкентской епархии. Это выступление про­извело большое впечатление на слушателей. После собрания правящий архиерей - епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) - отвел профессора в сторону и, востор­гаясь глубиной и искренностью его веры, ска­зал: «Доктор, вам надо быть священником!»

Святитель Лука так вспоминает в своих мемуа­рах: «У меня никогда и мысли не было о свя­щенстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: "Хоро­шо, Владыко! Буду священником, если это угод­но Богу!"». И вот, глубоко веруя, что Промысл Божий сказывается в обстоятельствах, профессор, доктор медицины Войно-Ясенецкий со смирением преклоняет свою выю под иго священства. Вопрос о рукоположении был ре­шен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник. «Уже в ближайшее воскресенье, - вспоминает Владыка, - при чтении часов, я, провожаемый двумя диакона­ми, вышел в чужом подряснике к стоящему на кафедре архиерею и был посвящен им в чтеца, певца и иподиакона, а во время Литургии и в сан диакона.

Конечно, это необыкновенное со­бытие посвящения во диакона уже получившего высокую оценку профессора произвело сенсацию в Ташкенте, и ко мне пришли большой группой во главе с одним профессо­ром студенты медицинского факультета. Конеч­но, они не могли понять и оценить моего по­ступка, ибо сами были далеки от религии. Что поняли бы они, если бы я сказал им, что при виде карнавалов, издевающихся над Господом нашим Иисусом Христом, мое сердце громко кричало: "Не могу молчать!" Я чувствовал, что мой долг - защищать проповедью оскорбляемо­го Спасителя нашего и восхвалять Его безмер­ное милосердие к роду человеческому. Через не­делю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, я был рукополо­жен во иерея епископом Иннокентием... Мне пришлось совмещать мое священство с чтением лекций на медицинском факультете... Преосвя­щенный Иннокентий, редко сам проповедовав­ший, назначил меня четвертым священником собора и поручил мне все дело проповеди. При этом он сказал мне словами апостола Пав­ла: Ваше дело не крестити, а благовестити».

Надо представить себе, - говорит автор книги, - каково было отно­шение к религии в то страшное и тревожное время. Мутная волна воинствующего безбожия затопила страну. Множество архиереев, священ­ников и мирян кровью своей засвидетельствова­ли веру во Христа. Адская машина репрессий перемалывала судьбы большей и лучшей части православного народа. Народа, когда-то называв­шего себя Святой Русью. Уже пострадали святи­тели Владимир и Вениамин, уже многие свя­щенники и миряне отправились в ссылки и лагеря, но вожди большевизма продолжали гнать Церковь Божию, продолжали распинать Христа. И вот в это страшное время, когда некоторые священнослужители снимали с себя сан, испу­гавшись репрессий, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает ру­коположение. Два года он был священником и преуспел не только в пастырс­кой, но и общественно-научной деятельности став одним из инициаторов открытия в Ташкенте университета». А впереди еще были долгие годы архипастырского служения и исповедничества.

Вторую часть книги составили главы о чудесах, которые во множестве происходят по молитвам к святому доктору. К слову сказать, что в 1995 году чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, а так же всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа, подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Ко­миссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона. И архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику местночтимых святых.

В то же время правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки, что и произошло в ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице. После мощи святителя были установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих, а 18 марта стал еще одним днем чествования святого архипастыря. Как отмечает автор, жизнь святителя Луки «была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига - святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан... Но святитель Лука жил и подвизался на нашей земле, в наше время и потому именно сейчас, когда очевидно духовое оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное - вера, надежда, любовь, - мы особенно пристально всматриваемся в житие святителя, которое представлено, в частности и на страницах данной книги.

 

*** По словам издателей, «жизнь архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), великого врача и выдающегося архиерея Православной Церкви, уникальна. Трудно переоценить опыт человека, который смог совместить напряженную молитвенную жизнь во Христе - и подлинно научное мировоззрение, который был до глубины души предан Церкви - и продолжал жить широкими общественными интересами. Жизнь Владыки - убеди­тельное опровержение одного из главных заблуждений последних веков о несовместимости религии и науки. Сегодня святитель Лука прославлен десятка­ми и сотнями чудес не только в России и стра­нах бывшего СССР, но и в Греции, например, где почитание святого врача особенно распро­странено. Надеемся, - пишут издатели, - что и читатели этой книги, ближе познакомившись с великим человеком, найдут себе в нем доброго и заботливого небесного заступника.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать