Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти.
Нет на свете такого человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. При этом страхи у всех разные, но самый главный из них – это страх смерти. И происходит он от того, что не научены мы, правильно относиться к этому великому таинству нашего бытия. Многие из живущих ныне думают, что после смерти нет абсолютно ничего. А ведь как говорит святитель Иоанн (Максимович), «бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь - подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка». Об этом же напоминает нам и святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из своих произведений, которое называется «Слово о смерти». Эта книга, выпущенная в свет Издательством Сибирская Благозвонница, находится сегодня на нашей книжной полке. ***
В этот сборник сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли его знаменитый богословский трактат «Слово о Смерти», «Прибавление к “Слову о Смерти”», а также неоконченный труд «Слово о человеке», в котором святитель излагает учение о человеке на основании Священного Писания и творений святых отцов. «Слово о смерти» раскрывает перед читателем таинственный духовный мир, мир Ангелов и бесов, тайны загробной жизни души после телесной смерти человека. На ярких и наглядных примерах учит тому, как правильно относиться к явлениям из потустороннего мира, как нужно наладить свою духовную жизнь, чтобы не обольститься приманками лукавых духов, но спасти свою душу для вечной жизни.
В первых строках своего сочинения святитель Игнатий пишет: «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков»
Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? По словам святителя, «смерть непостижима человеку», но она «открывается ему Богом». «Сокровенное таинство — смерть! – говорит святитель Игнатий. - До озарения человеков светом христианства, большею частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце и падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую или несчастную, соответственно земным заслугам. Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности».
Как отмечает святитель Игнатий, «во время краткого здешнего странствования наши заботы» всегда «сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным». Но еще больше «должны мы озаботиться об участи нашей в вечности». А чтобы об этом озаботиться, надо каждому человеку поразмыслить и найти ответы на следующие вопросы: «Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, - взывает святитель, - необходимо нам раскрыть таинство смерти, и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека».
По учению святителя, «таинство смерти объясняется нам словом Божиим, а посредством действия Святаго Духа соделывается даже доступным и открытым для чувств, очищенных и утонченных благодатью». Размышляя об участи тела по смерти, святой отец пишет: «Смерть - разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки разделяемых. Смерть - разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть - казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.
И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле, в ожидании вторичного соединения с душою, после которого оно соделается уже неприкосновенным для этой видимой смерти. Тела особенных избранников Божиих противостоят тлению, будучи проникнуты обильно благодатью Божиею, и в самой сени смертной являют начала своего славного воскресения. Вместо зловония они издают благоухание; вместо того, чтоб разливать вокруг смертоносную заразу, они разливают исцеление всех недугов, разливают жизнь. Такие тела вместе мертвы и живы - мертвы по естеству человеческому, живы по присутствию в них Святаго Духа. Они свидетельствуют, в каком величии и святости создан Богом человек и что это величие, эта святость возвращены искуплением».
Далее преосвященный автор отвечает на вопрос, касающийся участи души по смерти. «В то время, - говорит святитель, - как тело уснуло сном смертным, что совершается с душою? Слово Божие открывает нам, что наши души по разлучении их с телами присоединяются — соответственно усвоенным ими в земной жизни добрым или злым качествам — к Ангелам света или к ангелам падшим. С ангелами они составляют по естеству своему один разряд существ, разделяясь по качеству, подобно им, добром или злом, усвоенными свободным произволением естеству, в первобытности непорочному и святому. Неоспоримые доказательства этому находим в Священном Писании и в писаниях Святых Отцов». Эти доказательства святитель приводит далее в своем сочинении.
Кроме того, он пишет о рае и аде, о душевной и вечной смерти, об адских муках и воздушных мытарствах, о смертных грехах. Напоминает и о том, как надо готовиться к смерти. Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти, - по мнению святителя, служит воспоминание и размышление о смерти. Очевидно из слов Спасителя, что оно заповедано Господом. И Священное Писание Ветхого Завета говорит: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7:39). Святые иноки с особенною тщательностью возделывали эту часть умственного подвига. В них размышление о смерти, осененное благодатью, обращалось в живое созерцание смертного таинства, а такому созерцанию сопутствовала горячая молитва с обильными слезами и глубокими сердечными стенаниями». Более подробно об этом говорит и святитель Игнатий.
*** «Слово о смерти», - по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), - было написано единственно с аскетической целью. Требование от него большей отчетливости в богословском отношении вызвало дополнения, которые вошли в него при последующих изданиях. Речь идет о Прибавлении к «Слову о смерти», в котором автор знакомит чад Православной Церкви с мнением западных писателей о духах, рае и аде, обличает неосновательность и неверность этого мнения. Завершает книгу сочинение «Слово о человеке», в котором говорится «о творении мира и человека, о пребывании в раю, грехопадении и последующей земной жизни человечества». Это сочинение, как и другие творения святителя Игнатия, представляет несомненный интерес и вполне может послужить к назиданию и духовной пользе всех, стремящихся «спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. II, 4).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!