У книжной полки. 18 апреля

18 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Издательство Шпатакова «Родное слово». Не в силе Бог, а в правде.

 

Сегодня, 18 апреля, в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Эта битва, вошедшая в историю под названием "Ледовое побоище", началась утром 5 апреля (по старому стилю) 1242 года. Отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». И затем, не смотря на преобладавшую мощную армию врага, он одержал решительную победу благодаря помощи Божией и своей несокрушимой вере, мужеству, мудрым стратегическим приемам своей крепкой сплоченной армии. Подробнее о жизни и подвигах святого благоверного князя Александра Невского, великого сына земли Русской рассказывает книга, выпущенная в свет симферопольским издательством Шпатакова «Родное слово». Она называется - «Не в силе Бог, а в правде». ***

Эта книга составлена на основе житийной литературы, посвященной святому благоверному князю Александру Невскому. Как говорится в предисловии, «история Святой Руси всегда была связана с желанием завистников посягнуть на её святыни и богатства. И наше время в этом смысле - не исключение. Только сейчас война ведется тайная и циничная, под красивыми лозунгами и призывами к миру, то есть непротивлению злу ни в каком виде. Нам нужно это понять и поднять наши порушенные святыни как знамя. А наше знамя — это верность Христу и любовь к нашей земной многострадальной Родине. Эти два понятия неразделимы, и поэтому их пытаются извра­тить и размыть до неузнаваемости.

Человек, не умеющий чтить своих земных отца и мать и любить своё Отечество, вряд ли научится любить Небесного Отца. У него нет для этого фундамента — не на чем строить свое духовное восхождение. Слава Богу, в истории Руси были достойные примеры — верные её сыны, воины, достигшие святости. Эти люди были защитниками своей Родины, они и вели за собой народ. И сейчас, нахо­дясь в Царствии Небесном, они остаются покровителями нашего Отечества. Одному из них, святому благоверному князю Александру Невскому, посвящается эта книга. Жил он давно, в 13 веке. Это было первое время татарского ига, по словам святителя Луки (Войно-Ясенецкого), самое страшное время, самое тяжкое, какое только переживал на­род русский.

Вся северо-восточная часть русского государства была уже ра­зорена и покорена татарами, но северо-западная часть, где жил и действовал Александр Невский, была еще сво­бодна от ига. Он княжил в Новгороде, у не­го пока еще не было заботы, которая была у князей северо-восточных — не было заботы спастись от татар. Были другие, чрезвычайно тяжкие заботы: он должен был защищать за­падную Русь и северо-западную часть страны нашей от вторжения иноземных западных со­седей, хотевших покорить Русь и уничтожить православную веру. Должен был защищать ро­дину от немцев, литовцев, шведов, финнов, ли­вонских рыцарей. Эта задача была чрезвычайно трудна, пре­жде всего, потому, что во время, когда началось вторжение врагов русского народа и Правосла­вия, святой князь Александр Невский еще не успел организовать войско, имел только мало­численную дружину. Но с этой дружиной он изумительным образом отразил все нападения вра­гов православного народа и одержал две великие победы.

Первую победу одержал князь на берегах Не­вы, при впадении в нее Ижоры, и уже при этой победе явил Господь чудо, указы­вавшее, что святой Александр был великим Его слугой. Святой князь поручил стражу ночную одному из верных воинов своих, Пелгусию, во святом крещении Филиппу, и этот благочестивый воин рано утром, на рассвете, услышал плеск весел и шум двигавшегося судна; думал, что идут шведы, но всмотревшись, увидел нечто необыкновенное: увидел небольшое судно, на котором стояли два одетых в светлые одежды мужа. У него мелькнула мысль, что это святые князья-мученики Борис и Глеб. Это немедлен­но и подтвердилось: услышал он, как старший говорил младшему: «Брат Глеб, надо нам по­мочь нашему сроднику Александру». С этой небесной помощью удалось свято­му князю разбить наголову несравненно более многочисленное, чем его дружина, войско шве­дов. В результате шведы позорно бежали. За эту победу получил он название Невского.

С тех пор св. Александр Невский одержал еще ряд блестящих побед над врагами Руси и Православия. Но самая поразительная победа — то сражение, о котором мы упоминали в начале программы. Его называют Ледовым побоищем. Могущественные рыцари Ливонские, обла­ченные с головы до ног в железо и сталь, на сильных конях, двинулись против Александра, а он встретил их с весьма малой дружиной на льду Чудского озера. С кучкой храбрецов разбил он наголову войско Ливонских рыца­рей. Во множестве истребляли их русские; под тяжестью их рыцар­ских доспехов подламывался лед, и они тонули. Эта победа навела такой страх и ужас, что долго-долго не смели враги тревожить Русь. Так блистательны на военном поприще подвиги св. князя Александра. Так приобрел он горячую любовь народа военной мощью, изу­мительной храбростью, своим безграничным милосердием, своей добротой, своей набож­ностью, своей верой, которой еще в детстве Господь отметил его.

Еще мальчиком чуждался он игр и забав, молился, серьезно постился, и эти подвиги бла­гочестия умножались с возрастом его, и видели новгородцы, как благочестив и свят их князь. Настало время, когда стали угрожать та­тары Новгороду и всей северо-западной Руси. Тогда пришлось святому князю Александру ис­полнять другие величайшие задачи: оградить народ от ужасов татарского завоевания. Тогда ханом татарским был Батый, грозный разоритель Руси, требо­вавший, чтобы все князья явля­лись к нему на поклон в Орду. Там заставляли русских исполнять не­которые языческие обряды: прохо­дить чрез священный огонь, кла­няться теням умерших ханов. Были среди князей русских такие, которые решались умереть, но не исполнить этих об­рядов, не отстать от христианства. Так, князь Черниговский Михаил и его боярин Федор бы­ли зверски убиты в Орде татарами за отказ вы­полнять эти языческие обряды.

Святой князь Александр тоже знал, что угрожает ему, но твердо помыслил ни на волос не отстать от ве­ры христианской. Он заявил: «Я — христианин, поклоняюсь Единому Истинному Богу, ваших языческих обрядов исполнять не буду». Хан, обычно дававший в таких случаях приказ о казни, на этот раз, Божиим смотрением, не отдал приказа, велел не принуждать князя и привести к себе. Когда вошел князь к хану, то поклонился ему в землю и сказал: «Тебе кланяюсь, потому что от Бога получил ты царскую власть». Но не единожды пришлось святому князю ездить в Орду, и каждый раз он подвергал жизнь свою смертельной опасности, ибо знал, что отец его был убит в Орде: немало князей там оканчивали свою жизнь. Такова была военная и административная деятельность князя. Однако благоверный князь, в надежде на помощь Божию, не падал духом, и Господь все старания его, все труды и заботы о любимом народе увенчал его славой.

Как отмечает святитель Лука, «из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святыми могут не только те, кто подвизаются жизнью, подвизаются в благочестии, не только отказы­вающиеся от дел мира. Угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме, даже и воинской. Угодить Богу может всякий христианин, который много сил души и тела посвятит то­му, чтобы быть полезным людям, чтобы исполнить заповеди Христовы о любви к ближнему. Во всяком чине, во всяком общественном положении можно угодить Богу, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне, ес­ли всю свою деятельность житей­скую посвятим Богу».

 

*** «Солнце земли Русской» — так называл его народ. Одной только воинской доблестью и полководческим гением не снискать такой любви народной. Нежное, великодушное сердце, умягченное многою молитвою ко Господу, многими страданиями за От­чизну, скрывалось под металлической броней его во­инских доспехов. Православие, Родина и русский народ — вот нераздельный монолит, вот алтарь, на который, не колеблясь, положил свою жизнь святой благоверный князь Александр Невский. Эта книга о жизни и подвигах святого благоверного князя, по словам издателей, призвана служить добрым примером нам, духовно немощным потомкам, порой гораздо более хлопочущим о собственном благе, нежели о родном Отечестве.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать