У книжной полки. 17 сентября

17 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому.

 

Вся жизнь твоя была сплошным богослуженьем.

Елей не угасал в светильнике твоем,

И подвигом молитв, любви, крестоношенья.

Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом!

Служа пред алтарем, ты с ревностью пророка

Обязанности нес священные свои,

Ты строго обличал слепых жрецов порока,

А немощных овец в объятья брал любви.

И знали их сердца, что даже в час полночный.

Когда окутан мир молчанием и сном.

Ты бодрствуешь за них в молитве неумолчной.

Рыдаешь и скорбишь пред распятым Христом!

Это стихотворение русской писательницы Александры Платоновой посвящено святому 18 века святителю Белгородскому Иоасафу, память которого Святая Церковь отмечает сегодня. А опубликовано оно на форзаце книги, которую мы предлагаем вашему вниманию. Это очередной «Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому», выпущенный в свет Издательством «Общество памяти игумении Таисии». ***

Эта книга, как и все «Акафисты» Издательства «Общество памяти игумении Таисии», содержит в себе церковное хвалебное пение святому Иоасафу, его житие и повествование о чудесах, которые совершались при молитвенном обращении к святому. Многочисленные знамения милости Божией, совер­шающиеся по молитвенному предстательству святителя Иоасафа, доказывают, что он - преславный угодник Божий, благостный молитвенник и ходатай за нас. Как повествует житие святителя, родился он в день Рождества Богородицы, 8 сентября 1705 г. в небольшом городке Малороссии, Прилуках, в знатной ка­зацкой семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко. Сына-первенца во святом кре­щении назвали Иоакимом в честь родителя Пресвятой Бо­городицы. Родители Иоакима были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви.

Отец его был смиренным и кротким человеком, который более всего отдавался внутренней духовной жизни, отличался большим нищелюбием и тяготением к решению проблем нравствен­ного совершенства. Мать также отличалась искренним бла­гочестием, твердою приверженностью к Православной вере, отменным усердием к храмам Божиим и уважением к духо­венству и монашеству. Она воспитывала ребенка своим при­мером, своей жизнью. От нее Иоаким получил первые на­выки молитвы, благодаря ей полюбил богослужение. Именно мать учила его почитать старших, жить в мире с ближними, быть нестяжательным и сострадательным к убогим и не­имущим.

В многомятежное время протекало детство, отроче­ство и юность Иоакима. Через четыре года после его рожде­ния была Полтавская битва, в которой казачество сыграло несвойственную ему печальную роль; и далее следовало ски­тание родителя Иоакима как изменника и беглеца по чужим землям, выпрошенное помилование, но без всякой на­дежды когда-либо занимать высокое общественное служеб­ное положение, подозрительное и презрительное отношение к нему у власти стоящих, отнятие земель и имущественное разорение - вот каким превратностям подверглась в это время семья Горленко. При таких условиях никто не был спокоен за завтрашний день. Полагать нужно, что с раннего детства видел Иоаким, какие суровые испытания выпали на долю его родителей. И как у детей слова не расходятся с делом, то он еще ребенком молился, чтобы Сама Богома­терь оградила его от бед и беспечально устроила его жизнь.

С детства Иоакима влекло к особым трудам и подвигам во славу Божию. Сам он гово­рил, что возлюбил монашество с одиннадцати лет. Особенно, яркие впечатления в его душе оставили частые посещения Ладинского и Густынского монастырей. Именно в Густынском Свято-Троицком монастыре Иоаким усвоил столь от­личавший его глубоко подвижнический, строго аскетичес­кий настрой. Религиозные устремления любимого первенца радо­вали родителей, но вместе с этим заставляли задуматься о будущей судьбе мальчика, которого они, несмотря на его слабое здоровье, прочили в наследники своего имения. Вре­мя шло, и родителям нужно было позаботиться об образо­вании сына в соответствии с тем будущим, которое они рисовали для мальчика в своем воображении. Домашнего воспитания для столь великого дела было недостаточно.

Поэтому, когда Иоакиму пошел восьмой год, родители от­правили его в Киевскую академию для изучения наук, в особенности, как тогда говорили, словесных. Киевская ака­демия в то время была единственным высшим учебным за­ведением на Юге России и служила главным оплотом Пра­вославия на этой земле. Сюда отдавали детей для получения образования не только духовные лица, но и богатые знат­ные особы южнорусского православного края. Вот и семилетний Иоаким после доброго семейного воспи­тания поступил в такое учебное заведение, где все благо­приятствовало развитию и укреплению благочестивого нрава.

Большое значение имел устав школьной жизни (полумона­шеская жизнь студентов академии) и высокие духовные качества воспитанников: глубокая преданность их Святой Православной Церкви, истинное благочестие, склонность к подвигам и духовным занятиям. Нельзя не упомянуть и о святынях Киева, осенявших жизнь молодых людей. Глубо­кие впечатления производили на юные души монастыри и храмы. Но особенно потрясало знакомство с иноками - под­вижниками Киево-Печерской Лавры. Благочестиво настро­енный юноша Иоаким Горленко полюбил бывать в Лавре и беседовать с монахами. Поэтому за время учебы в Киевской академии добрые качества мальчика не были потеряны: на­оборот, они развились и обогатились, к ним прибавились умение благодушно переносить обиды, терпение и навыки простой жизни. К концу обучения в академии Иоаким Горленко, наставленный Божественным Писанием и святоотеческими поучениями, наблюдая за жизнью окружающих и их горьким опытом, уверился в ничтожестве, суетности и пустоте мирской жизни и твердо решил принять монаше­ство.

Любовь к Богу, пламенное желание служить только Ему одному - вот черты, характеризующие к этому време­ни личность 18-летнего юноши, его духовный настрой. Сознавая, какую скорбь могла бы причинить родите­лям весть о его желании принять монашество, Иоаким два года скрывал от них свои намерения, всячески испытывая себя. А между тем отец был уже давно предуведомлен о судьбе любимого сына. Это случилось так: однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома и размышлял о блестящей военной карьере, которая ждала юношу по окон­чании Киевской академии. Занятый такими мыслями, он вдруг, при заходе солнца, увидел стояв­шую у горизонта на воздухе Божию Матерь с Ангелом, и у их ног - своего сына Иоакима, стоявшего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы.

«Довлеет Мне мо­литва твоя», - сказала Богоматерь Иоакиму, и в этот мо­мент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец будущего святителя Иоасафа дерзнул спро­сить: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что ос­тавляешь?» Какой ответ последовал от Богоматери, осталось никому неповеданной тайной отца, удостоившегося чудесного видения. Андрей Димитриевич поспешил в дом, чтобы сообщить о происшедшем жене, но едва сделал не­сколько шагов, как совершенно позабыл все им виденное и сколько ни старался припомнить, не мог этого сделать до самой кончины святителя. Сыну Андрея Димитриевича Горленко готовилась иная жизнь, чем нарисовал ее в своем воображении отец, - жизнь подвижника веры и благочес­тия, жизнь трудника Божиих дел. О том, как складывалась дальнейшая жизнь будущего святителя, читатели узнают, открыв настоящую книгу.

 

*** Земная жизнь святителя Иоасафа окончилась 10 декабря 1754 года, но не прекратилась его молитва за люд христианский, его молитвенное предстательство пребывает во век. Сразу после упокоения святителя потекла к нему народная река, и до сих пор приезжают люди со всего света, чтобы поклониться мощам святого Иоасафа. Вот как пишет об этом писательница Александра Платонова:

… десятки лет шли пестрой вереницей.

Борцов с державой зла сменял за строем строй,

А в сумрачной тиши, у плит твоей гробницы

Не рвется связь твоя с народною душой.

И к памяти своей храня благоговенье.

Праправнуки тобой лелеянных детей,

Мы чтим теперь тебя в сердечном умиленьи,

Несем тебе тоску больной души своей:

О, не остави нас молитвою и ныне!

На страже встань Руси, как райский херувим;

Да сохранит Господь ее в Своей святыне

И в вере утвердит предстательством твоим!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать