Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому.
Вся жизнь твоя была сплошным богослуженьем.
Елей не угасал в светильнике твоем,
И подвигом молитв, любви, крестоношенья.
Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом!
Служа пред алтарем, ты с ревностью пророка
Обязанности нес священные свои,
Ты строго обличал слепых жрецов порока,
А немощных овец в объятья брал любви.
И знали их сердца, что даже в час полночный.
Когда окутан мир молчанием и сном.
Ты бодрствуешь за них в молитве неумолчной.
Рыдаешь и скорбишь пред распятым Христом!
Это стихотворение русской писательницы Александры Платоновой посвящено святому 18 века святителю Белгородскому Иоасафу, память которого Святая Церковь отмечает сегодня. А опубликовано оно на форзаце книги, которую мы предлагаем вашему вниманию. Это очередной «Акафист иже во святых отцу нашему Иоасафу, епископу Белгородскому», выпущенный в свет Издательством «Общество памяти игумении Таисии». ***
Эта книга, как и все «Акафисты» Издательства «Общество памяти игумении Таисии», содержит в себе церковное хвалебное пение святому Иоасафу, его житие и повествование о чудесах, которые совершались при молитвенном обращении к святому. Многочисленные знамения милости Божией, совершающиеся по молитвенному предстательству святителя Иоасафа, доказывают, что он - преславный угодник Божий, благостный молитвенник и ходатай за нас. Как повествует житие святителя, родился он в день Рождества Богородицы, 8 сентября 1705 г. в небольшом городке Малороссии, Прилуках, в знатной казацкой семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко. Сына-первенца во святом крещении назвали Иоакимом в честь родителя Пресвятой Богородицы. Родители Иоакима были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви.
Отец его был смиренным и кротким человеком, который более всего отдавался внутренней духовной жизни, отличался большим нищелюбием и тяготением к решению проблем нравственного совершенства. Мать также отличалась искренним благочестием, твердою приверженностью к Православной вере, отменным усердием к храмам Божиим и уважением к духовенству и монашеству. Она воспитывала ребенка своим примером, своей жизнью. От нее Иоаким получил первые навыки молитвы, благодаря ей полюбил богослужение. Именно мать учила его почитать старших, жить в мире с ближними, быть нестяжательным и сострадательным к убогим и неимущим.
В многомятежное время протекало детство, отрочество и юность Иоакима. Через четыре года после его рождения была Полтавская битва, в которой казачество сыграло несвойственную ему печальную роль; и далее следовало скитание родителя Иоакима как изменника и беглеца по чужим землям, выпрошенное помилование, но без всякой надежды когда-либо занимать высокое общественное служебное положение, подозрительное и презрительное отношение к нему у власти стоящих, отнятие земель и имущественное разорение - вот каким превратностям подверглась в это время семья Горленко. При таких условиях никто не был спокоен за завтрашний день. Полагать нужно, что с раннего детства видел Иоаким, какие суровые испытания выпали на долю его родителей. И как у детей слова не расходятся с делом, то он еще ребенком молился, чтобы Сама Богоматерь оградила его от бед и беспечально устроила его жизнь.
С детства Иоакима влекло к особым трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество с одиннадцати лет. Особенно, яркие впечатления в его душе оставили частые посещения Ладинского и Густынского монастырей. Именно в Густынском Свято-Троицком монастыре Иоаким усвоил столь отличавший его глубоко подвижнический, строго аскетический настрой. Религиозные устремления любимого первенца радовали родителей, но вместе с этим заставляли задуматься о будущей судьбе мальчика, которого они, несмотря на его слабое здоровье, прочили в наследники своего имения. Время шло, и родителям нужно было позаботиться об образовании сына в соответствии с тем будущим, которое они рисовали для мальчика в своем воображении. Домашнего воспитания для столь великого дела было недостаточно.
Поэтому, когда Иоакиму пошел восьмой год, родители отправили его в Киевскую академию для изучения наук, в особенности, как тогда говорили, словесных. Киевская академия в то время была единственным высшим учебным заведением на Юге России и служила главным оплотом Православия на этой земле. Сюда отдавали детей для получения образования не только духовные лица, но и богатые знатные особы южнорусского православного края. Вот и семилетний Иоаким после доброго семейного воспитания поступил в такое учебное заведение, где все благоприятствовало развитию и укреплению благочестивого нрава.
Большое значение имел устав школьной жизни (полумонашеская жизнь студентов академии) и высокие духовные качества воспитанников: глубокая преданность их Святой Православной Церкви, истинное благочестие, склонность к подвигам и духовным занятиям. Нельзя не упомянуть и о святынях Киева, осенявших жизнь молодых людей. Глубокие впечатления производили на юные души монастыри и храмы. Но особенно потрясало знакомство с иноками - подвижниками Киево-Печерской Лавры. Благочестиво настроенный юноша Иоаким Горленко полюбил бывать в Лавре и беседовать с монахами. Поэтому за время учебы в Киевской академии добрые качества мальчика не были потеряны: наоборот, они развились и обогатились, к ним прибавились умение благодушно переносить обиды, терпение и навыки простой жизни. К концу обучения в академии Иоаким Горленко, наставленный Божественным Писанием и святоотеческими поучениями, наблюдая за жизнью окружающих и их горьким опытом, уверился в ничтожестве, суетности и пустоте мирской жизни и твердо решил принять монашество.
Любовь к Богу, пламенное желание служить только Ему одному - вот черты, характеризующие к этому времени личность 18-летнего юноши, его духовный настрой. Сознавая, какую скорбь могла бы причинить родителям весть о его желании принять монашество, Иоаким два года скрывал от них свои намерения, всячески испытывая себя. А между тем отец был уже давно предуведомлен о судьбе любимого сына. Это случилось так: однажды Андрей Димитриевич сидел на крыльце своего дома и размышлял о блестящей военной карьере, которая ждала юношу по окончании Киевской академии. Занятый такими мыслями, он вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую у горизонта на воздухе Божию Матерь с Ангелом, и у их ног - своего сына Иоакима, стоявшего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы.
«Довлеет Мне молитва твоя», - сказала Богоматерь Иоакиму, и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец будущего святителя Иоасафа дерзнул спросить: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?» Какой ответ последовал от Богоматери, осталось никому неповеданной тайной отца, удостоившегося чудесного видения. Андрей Димитриевич поспешил в дом, чтобы сообщить о происшедшем жене, но едва сделал несколько шагов, как совершенно позабыл все им виденное и сколько ни старался припомнить, не мог этого сделать до самой кончины святителя. Сыну Андрея Димитриевича Горленко готовилась иная жизнь, чем нарисовал ее в своем воображении отец, - жизнь подвижника веры и благочестия, жизнь трудника Божиих дел. О том, как складывалась дальнейшая жизнь будущего святителя, читатели узнают, открыв настоящую книгу.
*** Земная жизнь святителя Иоасафа окончилась 10 декабря 1754 года, но не прекратилась его молитва за люд христианский, его молитвенное предстательство пребывает во век. Сразу после упокоения святителя потекла к нему народная река, и до сих пор приезжают люди со всего света, чтобы поклониться мощам святого Иоасафа. Вот как пишет об этом писательница Александра Платонова:
… десятки лет шли пестрой вереницей.
Борцов с державой зла сменял за строем строй,
А в сумрачной тиши, у плит твоей гробницы
Не рвется связь твоя с народною душой.
И к памяти своей храня благоговенье.
Праправнуки тобой лелеянных детей,
Мы чтим теперь тебя в сердечном умиленьи,
Несем тебе тоску больной души своей:
О, не остави нас молитвою и ныне!
На страже встань Руси, как райский херувим;
Да сохранит Господь ее в Своей святыне
И в вере утвердит предстательством твоим!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!