У книжной полки. 17 марта

17 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Павел Гумеров. Православная аскетика, изложенная для мирян.

 

В старину на Руси любимым чтением всегда было «Добротолюбие», «Лествица» св. Иоанна Лествичника и другие душеполезные книги. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди каждому священнику: «Батюшка, как не раздражаться?»; «Как бороться с унынием и леностью?»; «Как жить в мире с близкими?»; «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?». На эти вопросы отвечает наука, которая в богословии имеет название аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться. Как обрести мир душевный. Как стяжать любовь к Богу и ближним. Об этом же рассказывает книга священника Павла Гумерова, третье издание которой выпустил Сретенский монастырь. Она называется - «Православная аскетика, изложенная для мирян». ***

По словам издателей, эта книга отца Павла Гумерова призвана помочь православному христианину в его борьбе со страстями и греховными привычками. В предисловии автор пишет: «Свой скромный труд я составил на основании Священного Писания, святоотеческой аскетической письменности и собственного небольшого священнического опыта. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено в книге на современную почву, для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в веке ХХI. Также я взял на себя смелость использовать некоторые знания из багажа практической, прикладной психологии , переосмыслив их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями, ибо и святитель Феофан Затворник приводил в своих сочинениях психологические аналогии и даже призывал составить учебник, в котором можно было совместить христианство и психологию.

Прежде чем приступить к изучению основных страстей и методов борьбы с ними, отец Павел предлагает читателю задуматься над таким вопросом: «Для чего мы боремся с нашими грехами и страстями?» И кто-то из читателей может ответить: «Просто, чтоб избавиться от страстей». Но, как отмечает автор, это не самоцель. О настоящей цели христианской жизни говорит преп. Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Сам Господь говорит только о двух заповедях, на которых зиждится весь Закон и пророки. Это: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (МФ. 22, 37-39). Христос не сказал, что это просто две из 10 или 19 других заповедей, а «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (МФ. 22, 40). Это самые главные заповеди, исполнение которых является смыслом и целью христианской жизни. А избавление от страстей - это лишь средство, как молитва, богослужение и пост.

Но, продолжает автор, человеку невозможно исполнить эти две заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный страстям, грехам любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический. Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить самую главную, ключевую заповедь Нового Завета, заповедь о любви. Грехи не дают нам стать счастливыми даже здесь на земле, тем более в вечности. Как может быть счастливым человек, над которым властвуют гордость, тщеславие, гнев или блудная страсть? С церковно-славянского языка слово страсть переводится как «страдание». И действительно, ничто так не мучает людей ни болезни, ничто другое, как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

По словам автора, «люди, далёкие от Церкви, от духовной жизни часто видят в христианстве одни запреты. Мол, на придумывали каких-то табу, ограничений, чтобы людям жизнь усложнить. В православии нет ничего случайного, лишнего, всё очень гармонично и закономерно. В мире духовном, как и в мире физическом есть свои законы, которые, как и законы природы нельзя нарушить, это приведёт к ущербу и даже к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды. Заповеди, нравственные предписания можно сравнить с табличками, предупреждающими об опасности: «Осторожно, высокое напряжение!»; «Не влезай, убьёт!»; «Стой! Зона радиационного заражения» Или на некоторых жидкостях есть надписи: «Ядовито», «Токсично» и т.д. Нам, конечно, дана свобода выбора, но, если мы не будем читать тревожных надписей, обижаться потом нужно только на себя.

Грех – нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, и он наносит вред, в первую очередь, самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо, грех становится постоянным, приобретает характер хронической болезни. Слово страсть имеет два значения. Первое. Как говорит преп. Иоанн Лествичник: «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык, сделавшийся как бы природным её свойством, так что душа уже произвольно, и сама собой к нему стремится» (Леств. 15, 73). То есть страсть это уже нечто большее, чем грех – это греховная зависимость, рабство определённому виду порока. Второе значение слова страсть – это название, объединяющее целую группу грехов. Большинство святых отцов говорят о восьми страстях, которые также называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Что же делать? Как начать борьбу со страстями? Отвечая на этот вопрос, автор приводит слова святителя Феофана Затворника, который отмечал, что сначала нужно буквально возненавидеть грех, с которым мы боремся и, «отделив от себя беспокоящую нас страсть и сознав ее врагом своим, начните воевать против нее, перебирая одно оружие за другим, пока она не убежит или не спрячется от вас». После того как мы твёрдо решили встать на борьбу с грехом, мы должны принести покаяние в нём. Ибо только в таинстве исповеди мы получаем разрешение от греха, а покаяние без сомнения, является основой духовной жизни. Третье условие, с помощью которого можно одержать победу над страстями, — это осознание своей немощи. Без помощи Божией, только своими силами, страсти победить невозможно.

 

Борясь со страстями без смирения можно впасть в гордость, которая является худшей из страстей. На этом основано такое явление как прелесть. Святому Антонию Великому была показана земля, как бы опутанная сетью и он воскликнул: «Кто же может избежать сих сетей?» И был ему ответ: «Смирение!» Вопреки известному выражению «подобное лечится подобным», страсти лечатся противоположным, то есть воспитанием в душе противоположной добродетели. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Каждой из восьми страстей он противопоставляет противоположную ей христианскую добродетель. Например: чревоугодие побеждается воздержанием; гнев – кротостью; тщеславие – смирением. Подробнее об этом и рассказывает автор на страницах данной книги.

 

*** Путь борьбы со страстями нелёгок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаём и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей. Конечно, ни одно серьёзное дело не делается легко и быстро. Воссоздаём ли мы храм, строим дом, воспитываем ребёнка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. Ведь стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. И духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя. Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать