Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Людмила Николаевна Разумовская. Апостасия. Отступничество.
«Везде измена, трусость и обман», – эти слова записал Государь Николай Второй в своем дневнике в последний день перед отречением. Но это не Царь отрекся от России, а многочисленный русский народ, включая родственников и любимых генералов, предал Помазанника Божия. Безумие овладело массами, брат убивал брата, сын отца, и не было уверенности в том, что ближний не окажется предателем. Отступление от Бога, оскудение веры привело к революции, которая до основания разрушила старый мир, названный когда-то Русью Святой. «Опыт, который пережил наш народ, наша страна, нуждается в более глубоком, вдумчивом и непрестанном осмыслении». Так считает русский драматург и прозаик Людмила Николаевна Разумовская, написавшая исторический роман о катастрофе 1917 года. Этот роман вышел в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется – «Апостасия. Отступничество». ***
О русской катастрофе — революции 1917 года — и ее причинах написано много… и все равно остаются тайны. Тайна отречения государя. Тайна Божественного Домостроительства. Тайна России... Книга «Апостасия» написана о времени до- и послереволюционном. Ее вымышленные герои живут и действуют наряду с историческими персонажами в едином потоке социальной, общественной и художественной жизни. На примере одной семьи показан трагизм многих человеческих судеб. Все главнейшие события 10–20-х годов минувшего века нашли отражение на страницах романа: явление «Державной» иконы Божией Матери, разгул террора, убийство князя Сергея Александровича в 1905 и убийство Столыпина в 1911, Первая мировая война, предательство и свержение императора Николая Второго, Октябрьский переворот… Все это привело к падению и гибели великой православной державы.
В предисловии книги доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского университета Ольга Борисовна Сокурова пишет: «Как давно замечено, единственный урок истории состоит в том, что люди не учитывают ее уроков. Новая книга Людмилы Николаевны Разумовской направлена против непреложности и окончательности этого невеселого вывода. Именно уроки русской истории на одном из самых крутых и смертельно опасных ее витков (революции 1905 и 1917 годов, Первая мировая война, их многоразличные причины и грандиозные по своему трагизму и судьбоносности следствия) стали основой романного сюжета и главным предметом глубоких размышлений и переживаний автора. Прослеживая, шаг за шагом, жизненные пути главных героев и других многочисленных персонажей книги, вымышленных и реальных, читатель постепенно начинает замечать, как много поразительных параллелей существует между тем временем и нашими днями.
Нам необходимо отчетливо осознать, - отмечает Ольга Борисовна, - что никакого времени и права на повторение прежних ошибок у нас нет. Вот почему так важно, всмотреться в «дела давно минувших дней» и наконец, как следует понять и непременно учесть их уроки. Должно быть, именно с такого рода мыслями, ради таких целей и задач Людмила Разумовская взялась за перо. Первым произведением, которое принесло ей огромный успех, стала пьеса о трудных подростках - «Дорогая Елена Сергеевна». Во всех последующих пьесах Людмила Николаевна также обращалась к актуальным социально-нравственным и психологическим проблемам, и в конце 80-х стала одной из самых популярных драматургов в нашей стране. И вот она решилась поднять и вновь осмыслить огромный и сложнейший исторический материал, изученный и при этом малоизвестный, причем стремилась организовать его так, чтобы у читателя возникло ясное, цельное и правдивое представление о сути происходившего тогда (а значит, и происходящего сегодня).
Можно только догадываться, какая большая и серьезная работа предшествовала написанию романа. На его страницах представлены емкие, выразительные и мастерски написанные портреты самых разных деятелей русской истории. Это чета царственных страстотерпцев, сановники и генералы (в большинстве своем предавшие царя), представители думских фракций, масонского Временного правительства, проложившего дорогу большевикам, лидеры большевиков, всеми способами и средствами рвавшиеся к власти и дорвавшиеся до нее, сражавшиеся с ними и терпящие трагическое и неизбежное поражение командующие Белой армии, известные писатели, театральные деятели, философы Серебряного века, архиереи Русской Православной Церкви, наконец, старцы, подвижники, исповедники, жившие в ту наисложнейшую эпоху. Как представляется, именно опора на прозорливую мудрость святых отцов позволила автору разобраться в хаосе событий, увидеть и показать их в свете Истины.
Вымышленные персонажи романа органически встраиваются в панораму истории и кажутся убедительными, узнаваемыми благодаря метко переданным индивидуальным и типическим чертам, выразительным речевым характеристикам, внутренним монологам и ярким проявлениям личностной позиции в динамичных диалогах и горячих спорах (здесь сказалось драматургическое мастерство автора книги). Федор Михайлович Достоевский, приступая к созданию романа «Бесы», направленного против угрозы надвигающейся революционной смуты, писал одному из своих корреспондентов (Н. Н. Страхову), что иногда необходимо брать в руки плеть и не защищаться, а самим нападать, да порешительней. В результате был создан гениальный роман-памфлет, роман-пророчество, роман-предупреждение. Людмила Разумовская, обратившаяся к той же теме, использует опыт великого писателя.
Ее сильнейшим оружием становится неотразимая, тонкая, меткая разоблачительная ирония, примененная и к «буревестным» представителям либеральной интеллигенции, и к художественной элите Серебряного века, в лице иных своих лидеров пребывавшей в разврате (мистическом и плотском) и всеми силами призывавшей «революцию Духа». Блестяще-иронично представлен в книге портрет эмансипированной дамочки-революционерки, в равной степени восторженной, безнравственной и бестолковой. С горькой иронией изображен близкий ей круг студентов-бомбистов, бредящих свободой, но при этом готовых на крайнее насилие и пребывающих в рабском послушании умелым кукловодам. Террор, какими бы высокими лозунгами он ни прикрывался, изобличен в романе во всей его чудовищной демонической сущности, и этот диагноз более чем актуален. В книге есть и коллективный портрет так называемых «народных масс» — сбитых с толку, мятущихся, одержимых бесами революции и на глазах превращающихся в дикую орду, скорую на самую жестокую, бессмысленную и бесчеловечную расправу».
Как отмечает автор, значительное ускорение этому апостасийному процессу придал церковный раскол семнадцатого века и последовавшие вслед за ним те духовные соблазны, которые русский человек далеко не всегда умел преодолевать, а иные и доныне остаются нами не осмысленными и не преодоленными. «Все это безобразие, - говорит автор, - называющееся революцией, просто не могло не произойти. Это закономерный итог двухсотпятидесятилетнего отступления от нашего духовно-исторического пути, от Божьего замысла о России, от ее главной миссии: «Москва — третий Рим». Семнадцатый век породил семнадцатый год... наша интеллигенция долгое время смотрела на историю как на всеохватный и жизнерадостный прогресс, для меня же очевиден совершенно другой ее путь, я вижу мировую историю как апостасию, человеческое богоотступничество, в результате которого и случится описанное Иоанном...»
Таким образом, автор подводит читателя к выводу, что во всей пестроте, многообразии и кровавом хаосе событий просматривается одна духовная первопричина — АПОСТАСИЯ - всеобщее отступление от Христа, утрата Его образа в человеческих идеях, желаниях и поступках. К этой же озаряющей мысли приходят в результате пережитых трагедий лучшие персонажи романа. История их жизни прослеживается от юности практически до конца, и это дает возможность увидеть судьбу человека не только в его борении со страстями или жизненными обстоятельствами, но и в его духовном становлении и росте. Большинство из них не сумели сохранить жизнь, но они успели сделать главное — встать на путь спасения души.
*** «Непростая страна Россия. Дорога она Господу, как и древний Израиль, хоть и обе предали. Но не до конца. И в израильском народе есть Петры и Павлы. И в российском – остаток верных пребудет до скончания веков. А что конец – “близ есть при дверех”, то по многим приметам духовному человеку открыто». Это строки из письма одного из героев книги, прошедшего путь от мечтателя-революционера до афонского монаха, пережившего весь ужас апостасийного времени и вернувшегося к вере отцов. Его последние слова, обращенные к духовному чаду, как и вся эта книга, напоминают нам, что мы не имеем права забывать о духовном предназначении нашего земного Отечества, о том Промысле Божием, Который призвал из языческого времени — в вечность Святую Русь. Напоминают и о том, и что в каждом из нас, кто сознает себя причастником земли Русской, хотим мы этого или не хотим, заключена ее невидимая частица.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!