У книжной полки. 17 августа

17 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Чтобы Бог услышал нас. Как научиться молитве.

 

Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Все эти вопросы должны постоянно занимать и ум, и сердце верующего, ведь в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. «Молитва должна быть главным делом жизни, остальное приложится», - говорит протоиерей Валентин Свенцицкий. Но именно в этом деле и встречается больше всего преткновений и трудностей. Молитва есть одно из таинственных явлений христианской жизни. «Люди впали в безверие от того, что потеряли совершенно дух молитвы или вовсе не имели и не имеют его, короче - от того, что не молятся», - читаем мы страницах этой книги слова праведного Иоанна Кронштадтского. Тут же собраны мысли и советы других святых отцов и духовных наставников о молитве, ее значении в жизни каждого православного человека, о том, как научиться молитве, как на нее настроиться, как молиться так, чтобы молитва наша не была бесплодна, чтобы Бог услышал нас. Книга, вышедшая в свет в Издательстве Данилов мужской монастырь, так и называется – «Чтобы Бог услышал нас. Как научиться молитве». ***

В этот сборник вошли наставления и размышления о молитве святых отцов и духовных писателей, посвятивших этой теме многие свои сочинения. При этом они не только теоретически разъясняли многие вопросы этого доброделания, но сами преуспели в этом нелегком духовном труде. Авторы сборника — святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский, недавно прославленный в лике святых старец Паисий Святогорец, известный духовный писатель 20 века Николай Евграфович Пестов, церковный деятель и богослов митрополит Антоний Сурожский. В книге подробно рассматривается подготовка к молитве, делается акцент на том, что обязательное условие для новоначального — правильное, покаянное состояние духа. Святые отцы предупреждают о помехах и искушениях, препятствующих молитве, и учат борьбе с ними.

В первой части книги под названием «Сила молитвы», представлена подборка наставлений праведного Иоанна Кронштадтского, которые, как драгоценные жемчужины, рассыпаны в его сочинении «Моя жизнь во Христе». Более ста лет прошло с тех пор, как жил на земле этот великий пастырь, но его горячая любовь к Богу, отраженная в его произведениях, продолжает зажигать огоньки веры в сердцах людей, настраивает на духовные труды, призывает к молитве. Великий молитвенник Земли Русской, Всероссийский батюшка поучает нас в молитвенном делании. Он пишет о молитве церковной и о соборности молитвы, о молитве Господней и молитве Богородице. Из наследия Кронштадского пастыря мы можем узнать о том, что мешает молитве, а что – сопутствует.

Вот, например, он пишет: «Молитва – златая связь человека – христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – Источником жизни. От Бога изшла душа, к Богу и грядет всегда чрез молитву. От молитвы великая польза для молящегося, она упокоевает душу и тело, она упокоевает не только душу самого молящегося, но и часто души преставльшихся праотец, отец и братий наших. Видите, заключает святой Иоанн, - как важна молитва». Или вот еще: «Молитва, наставляет Кронштадтский пастырь, - дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым: Духом Святым молящеся (Иуд. 1, 20). Итак, все церковные молитвы - дыхание Духа Святого, как бы духовный воздух и вместе свет духовный огонь, духовная пища и духовное одеяние». И еще много других наставлений о молитве дает нам святой отец, избранную часть которых вы найдете на страницах этой книги.

Продолжает сборник фрагмент одного из лучших произведений русской духовной литературы 20 века, каким можно назвать труд замечательного подвижника благочестия, глубокого религиозного мыслителя, Николая Евграфовича Пестова - «Современная практика православного благочестия». На страницах этого труда представлено четкое изложение догматических истин Православия, практические рекомендации по составлению личного молитвенного правила, описание искушения человека падшими духами, раскрытие христианского взгляда на болезнь, обстоятельные советы по устроению жизни православной семьи и духовному воспитанию детей, а также освещение многих других аспектов христианского делания. Словом, являясь уникальной сокровищницей практического духовного опыта, этот труд подробно и ясно излагает, каким образом современному христианину спасаться в отступившем от Бога мире. И, что само собой разумеющееся, часть этого произведения, которая собственно и вошла в сборник, посвящена молитве.

В частности, Николай Пестов пишет: «По слову Господа «Я есмь путь», у христианина может быть лишь один путь – это сам Господь. Но на этом узком пути христианину надо еще много труда, знания и соответствующих усилий для преодоления всех трудностей его. Из этих условий на первом месте стоит исполнение заповеди о милосердии, по выполнению которой Господь будет судить людей на Страшном Суде. Святая Церковь указывает нам для спасения и еще ряд средств и условий, которые взаимно дополняют друг друга. Из этих средств наиболее действенным (по словам прп. Серафима) является молитва, доступная для всех – «слабых и сильных, богатых и бедных, больных и здоровых». Вместе с тем, по словам святых отцов, молитва не является самоцелью, а только средством к чистой и совершенной самоотдаче человеческой души в руки Творца. Святые отцы в понятие о молитве вкладывают обширное содержание». Какое именно, читайте во второй части этой книги, которая называется «Ступени в молитве».

Следующая часть «О молитве» - содержит наставления свт. Игнатия Брянчанинова, выбранные из его труда «Аскетические опыты». Кстати сказать, что «Аскетические опыты», главное и любимое сочинение Святителя, стали воистину «даром Божиим» православному читателю, и они, по мнению Преосвященного автора, очевидно приводят человека к глубокому молитвенному размышлению, «к самовоззрению, к умиротворению себя и назиданию верою и евангельскою Истиною». Это произведение святитель писал, как «книгу практи­ческую», сознавая огромную нужду «в учении святых Отцов для христианского об­щества, обуреваемого разными нечестивыми учениями». Писатель-аскет подчеркивал, что его произведение соз­дано «для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле, практически».

И вот что в частности, пишет святитель Игнатий о молитве: «Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться. Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека перед Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом. Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления. Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу — молитва. Измерение совершаемого пути — различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, — и удобно наследуешь спасение». Что еще говорит святитель Игнатий о молитве, читайте с соответствующем разделе книги.

Ну а следующую часть этого сборника составили четыре слова о молитве святителя Феофана Затворника. Преосвященный Феофан, посвятив всего себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах. В богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных проходила большая часть затворнической жизни архипастыря. В свободное от духовных подвигов время он занимался богословскими трудами, писал множество писем к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбами о помощи и наставлениях. Особым предметом размышлений святого отца была, конечно же, молитва, о которой он говорил: «Молитвою преимущественно оживляется сердце в чувствах своих». И об этом он также писал своим корреспондентам. В чем состоит сущность молитвы? Как приготовлять себя к молитве? Как достичь того, чтобы молитва сделалась необходимой для нас потребностью? На эти и другие вопросы отвечает святитель Феофан. А следующих два раздела составляют размышления прп. Паисия Святогорца и митрополита Сурожского Антония, посвященные молитве.

 

*** Предлагаемый Вашему вниманию сборник «Чтобы Бог услышал нас. Как научиться молитве», является попыткой донести учение святых отцов и духовных писателей о молитве до современного христианина, искренне ищущего спасения своей души в лоне Православной церкви. Конечно, дать полное, исчерпывающее определение молитвы - невозможно. И, тем не менее на страницах этого издания приведены некоторые советы и наставления о том, как научиться молитвенному труду. Святые отцы и духовные наставники, жизнь свою посвятившие молитвенному подвигу, говорят о том, как помочь себе настроиться на внимательную молитву, как победить сердечное нечувствие. И в заключение отметим, что не Богу нужны наши молитвы, но, как говорит святитель Игнатий, «нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Творцу, а чем более упражняется в ней, тем более приближается к Нему».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать