У книжной полки. 17 апреля

17 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архиепископ Егорьевский Марк. Доброе слово.

 

О доброте и добрых делах сложено немало стихов и песен, пословиц и поговорок. И если открыть книгу с произведениями народного поэтического творчества под заголовком – «Доброе слово», то там можно найти, к примеру, такие пословицы: «Где доброе слово скажется, там и добро окажется», «Доброе слово человеку – что дождь в засуху», «Доброе слово, что глоток воды», «Доброе слово окрыляет», «Доброе слово открывает путь к сердцу». Все эти пословицы напоминают нам о том, какую силу имеют добрые слова, сказанные от сердца к сердцу. Еще большую силу несет в себе евангельское слово, которое на протяжении двух тысяч лет «одинаково волнует и трогает, радует и утешает, судит и смиряет, затрагивая самые сокровенные струны человеческого сердца». Это слово дает нам знание истинного Бога, а вместе с тем и спасение. Такое «Доброе слово» можно найти и в этой книге с одноименным названием. Ее предлагает нашим читателям архиепископ Егорьевский Марк (ныне митрополит Рязанский и Михайловский) и Издательство Свято-Троицкой Сергеевой Лавры. ***

В книгу «Доброе слово» вошли проповеди и беседы, в которых раскрывается смысл евангельских повествований, значение религиозных праздников, событии церковной истории, а также затрагиваются различные проблемы духовной жизни нашего времени. Основой издания послужил цикл просветительских телепрограмм архиепископа Егорьевского Марка «Доброе слово». Проповеди автора книги при всей глубине богословского содержания отличаются простотой и ясностью изложения. Тем более что Евангельское слово, как отмечает сам автор, «оказывается удивительно актуальным и для нас, людей XXI века, а не только для древних евреев. Изменилась жизнь, но слова Спасителя остаются вечными истинами, помогающими всем тем, кто этого хочет, обрести полноту бытия».

Вся данная книга делится на пять частей. В первую из них входят проповеди на «Дни постной Триоди». Здесь автор раскрывает смысл каждого воскресного евангельского чтения, которые полагаются в дни Святой Четыредесятницы и в предшествующие ей дни. Так, например, в Неделю о мытаре и фарисее Святая Церковь, подготавливая нас к поприщу Великого поста и предлагая нам соответствующее евангельское чтение, напоминает о смирении, которое должен стяжать каждый из нас на пути к Богу. В Неделю о блудном сыне - призывает вспомнить о том, как любит всех нас Бог, и вернуться к тем сокровищам, которые хранятся в «отчем доме». В Неделю о Страшном суде – утверждает, что если мы будем творить дела милосердия, тогда и грядущий Суд перестанет для вас быть страшным. В Прощеное воскресенье - побуждает забыть все обиды, ведь иначе Бог не примет ни нашего воздержания, ни нашей молитвы.

Каждая великопостная Неделя также имеет свое название, и посвящена определенному событию или святому. Вспомним, что первая Неделя Святой Четыредесятницы называется Торжество Православия, когда мы празднуем торжество нашей веры. По словам автора, в этот праздничный день мы не должны забывать о главном: о том, что «правая вера торжествует, прежде всего, в наших душах, в наших сердцах», и тем самым «она являет в мире красоту и добро, свидетельствуя о своей верности вечной Истине». Во вторую Неделю поста мы вспоминаем житие святителя Григория Паламы, которое открывает нам, что «только благодаря настоящему опыту общения с Богом мы можем понять, Кто есть Бог. Этому опыту нельзя научиться из книг. Его можно ощутить лишь сердцем».

Неделя третья, крестопоклонная. В дни Крестопоклонной седмицы мы, по словам автора, чаще взираем на Крест Господень, который исполняет нас вдохновения, решимости и силы идти путем крестоношения. Хотя, как говорит Владыка, «нам предстоят и падения. Однако Христос не даст нам упасть окончательно под тяжестью креста. Он сделает легким наш крест и поможет донести его до желанной цели». Обращаясь к Евангельскому чтению четвертой Недели Великого поста, которая посвящена преподобному Иоанну Лествичнику, автор советует: «Постарайтесь разглядеть для себя духовный клад в писаниях подвижников Православия. Их слова - это путь к внутренней красоте, которая не увядает со временем, но идет с нами в вечность». В пятую Неделю великого поста, т.е. сегодня, мы вспоминаем житие святой преподобной Марии Египетской, к которому обращается и автор книги.

Как отмечает Владыка Марк в проповеди на настоящий день, «в период святой Четыредесятницы Церковь многократно говорит нам о покаянии. Призывает нас к раскаянию во грехах. Напоми­нает нам о том, что Бог, Который пришел на землю не как судья, а как врач, - ждет нашего покаяния. Пример такого покаяния предлагается нам в евангельском чтении грядущего воскресного дня. Евангелист Лука рассказывает о грешнице, которая «вдохновляясь раскаянием в своей греховной жизни, принесла с собой алавастровый сосуд с миром, и, став позади у ног Спасителя, плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». Когда фарисей, по имени Симон, соблазнился подобным поведением этой женщины, Господь преподал ему урок, заключив его такими словами: «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Грешнице же Христос сказал следующее: «Прощаются тебе грехи». А затем добавил: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром».

Этот евангельский пример, по словам Владыки Марка, «показывает, что Богу несвойственна брезгливость. Он не гнушается никаким человеком. Не помнит греха, омытого слезами покаяния. В истории Церкви есть много примеров покаяния грешников. Некоторые из таких людей даже прославлены Церковью в качестве святых. Одним из ярких примеров сначала греха, а потом покаяния является и жизнь преподобной Марии Египетской». Ее житие, - говорит автор, - «может показаться похожим на сказку. Настолько невероятна та перемена, которая произошла в ее жизни. В окружающей нас жизни гораздо чаще встречаются другие примеры. Примеры человеческой деградации, примеры следования страстям и порокам. Мы видим, как люди предаются греху без всякой надежды на исправление. Видим падение, но не видим покаяния. Видим любовь ко греху, но не видим любви к добродетели. Видим отпадение от Бога, но не видим возвращения к Нему. Слова о покаянии часто остаются пустым звуком. Покаяние не приносит тех плодов, которые должно приносить».

Великим постом многие люди стараются прийти в храм, исповедовать свои грехи. И это похвально. Хотя и не следует ограничи­вать возможность исповеди и причастия только временем святой Четыредесятницы. Однако нередко люди не вполне верно понимают цель и назначение исповеди. Бытует мнение, что главное в таинстве покаяния — назвать свои грехи. В помощь кающимся составлены различные перечни грехов. Эти руководства помогают начинающим христианам понять, что такое грех. Важно осознать свои грехи, важно принести покаяние во грехах, назвав их. Но это только половина дела. Ведь покаяние предполагает изменение человека. Изменение образа мысли, изменение самой жизни. Совершая свое крещение покаяния, Иоанн Предтеча обращался к кающимся людям со следующими сло­вами: «Сотворите же достойный плод покаяния». Эти слова обраще­ны не только к книжникам и фарисеям. Эти слова проповедника по­каяния обращены и к каждому из нас.

Автор приводит слова прп. Иосифа Оптинского, который наставляет: «Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно малодействительно, если каешься, лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому». Иногда, - продолжает Владыка Марк, - при виде покаяния великих людей нас может охватить уныние. Преподобная Мария Египетская прожила в молитве и покаянии сорок семь лет! Сколько же лет нужно нам, чтобы загладить свои грехи! Но и здесь Господь являет нам Свою милость. Рассуждая на тему покаяния, преподобный Амвросий Оптинский утешает: «Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение». Каждое дерево узнают по плодам, говорит Господь. И плоды покаяния, которые ожидает от нас Спаситель, - не листы бумаги с большим списком совершенных, а потом записанных грехов, а по­ступки, совершаемые во имя Божие».

 

*** Во второй части книги собраны проповеди «На дни Цветной Триоди», которые проведут читателя от дня Светлого Христова Воскресения к празднику Святой Троицы, после чего отчет времени совершается как 1-я, 2-я, 3-я или 30-я Неделя по Пятидесятнице. В соответствии с этим составлена следующая часть книги, в которой собрано 30 проповедей на обозначенный период. Четвертая часть включает в себя слова «На двунадесятые праздники и дни памяти святых», а пятая – содержит «Тематические беседы» о вере, истинной свободе, о помощи ближним, целомудрии, а также суете, которая не дает нам приблизиться к Богу. Весь сборник в целом представляет собой доброе семя, которое упав на благодатную почву, принесет добрые плоды, без которых невозможна наша духовная жизнь. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать