Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Артемий Владимиров. Тридцать три и 1.
Известный проповедник и «служитель слова» протоиерей Артемий Владимиров знаком многим нашим современникам. Его голос часто можно услышать с экрана телевизора, его статьи появляются во многих православных изданиях. Мы же с большим удовольствием рассказываем в нашей программе о книгах этого задушевного автора. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную книгу отца Артемия, в которой батюшка предстает пред взором читателя в амплуа поэта. «Прекрасное должно быть величаво», – вспоминает священник слова гения русской словесности и первого поэта Отчизны А.С.Пушкина. Эта «величавость», по словам отца Артемия, раскрывается в простоте, ясности, мудрости и звучности слова». А вместе с тем, «поэтическое творчество всегда таинственно и символично…». В подтверждение этих слов откроем книгу протоиерея Артемия Владимирова, которая вышла в свет в Издательстве Антик и называется – «Тридцать три и 1». ***
В небольшом предисловии автор говорит о том, что для него значит поэзия? «Это образ выражения творческой мысли. Но не только... Посредством поэзии мы обретаем таинственную связь с великими сынами родной земли, чье наследие оказалось созидающим началом для многих поколений русских людей. Наконец, поэтическое творчество плодоносно как в делах душепопечения, так и обретения тех тончайших нитей общения, без которых не происходит подлинной встречи с бессмертной человеческой душой. Отдельно взятая и вовремя произнесенная поэтическая строчка может перевернуть человеческую жизнь. Вспомним, что слово Божие - по большей части, слово поэтическое... На древнегреческом языке «поэзия» означает словесное действие. Оно воистину сродни музыке, власть которой над сердцем известна многим.
Но «почему не все понимают и принимают поэзию? Я думаю, - говорит отец Артемий, - это происходит по той же причине, по какой классическая музыка остаётся чуждой иным подросткам. Они не научились ещё глубоко мыслить и тонко чувствовать, они не способны по малолетству благоговеть перед красотой. Между тем, поэзия – особый словесный жанр. Всё в нём подчинено красоте: и слог, и размер, и ритм, и рифма. Поэзия начинается там, где мысли и чувства образуют собою органический сплав, запечатлённый в слове. Истинная поэзия, несомненно, возвышает мысль, умягчает сердце, входит в душу литой, стройной и цельной строфой. В малом поэтическом кристалле отражается вся вселенная, его пронизывают лучи, сходящие с горных сфер. Вот почему поэтическое творчество всегда таинственно и символично…»
Так, по словам автора, «пушкинский роман в стихах становится «энциклопедией русской жизни», а сам поэт, свободно беседующий с читателем о сущих пустяках, поднимается на высоту вещего сказителя. Его наследие и поныне служит живительным источником познания русского духа и незаметно делает трепетного читателя причастным сокровищам отечественной культуры. Сила поэзии – в художественном образе, созидаемом малыми средствами по закону красоты, правды и любви». Следует этому закону и автор этого небольшого сборника. Все подобранные для этой книги стихи подразделяются по темам. И первая из них – это «Времена года». А так как сейчас осень, то и стихотворение я вам прочитаю осеннее.
Итак, отец Артемий так представляет нам свое осеннее настроение:
Меня трезвит осенняя погода
И вдохновляет моросящий дождь,
И холод вечеров, и мокрые разводы
На темных окнах в ветреную ночь.
А между тем, душа теплом согрета,
И на сердце покойно и светло...
Неужто осень — время лишь поэтов,
И только им писать о ней дано?
Осенняя пора в России столь прекрасна,
Благодаря явленью в мире Той,
Которую не прославляют стансы;
Земные песни — для любви земной...
Но Деву славят золотые клены,
Ковром Ей служит утренний туман;
И журавлей прощальный караван
К Ней обращает жалобные стоны...
Все в осени душе моей пригоже...
Так прочь беги, унылая печаль!
Ночь. Тишина. Я бодрствую на ложе.
Сон не пришел. Но мне того не жаль...»
Следующая тема, раскрываемая автором в стихах, посвящена непосредственно его призванию. Она называется - «Служитель слова». Стихотворения, помещенные в этой части книги, представляют собой поэтические ответы, обращенные к конкретным людям по разным, значимым для тех поводам. Как рассказывает сам отец Артемий, «выслушивая вопросы прихожан», он «время от времени» испытывает «побуждение ответить на них поэтической строкой. Почему?» «Художественный образ, запечатленный в стихотворной форме, по словам автора, иногда имеет великую силу разрешать затруднения. Воздействуя и на ум, и на сердце, поэтическое произведение может заменить собой многочасовую беседу с человеком. Если стихотворение попадает в цель, ему по силам мгновенно снять раздражение, умиротворить и даже умилить мятущуюся душу. Вспомним, в связи с этим, насколько важной была для А.С.Пушкина стихотворная реплика, полученная им от святителя Филарета Московского».
Прочту вам несколько писем, адресованных отцу Артемию и его ответы на них. Вот первое из этих писем: «Отец Артемий, здравствуйте! Вы мне назначили день исповеди и крещения. Я прочла книжку, которую Вы мне дали для ознакомления. Но я все равно не понимаю, как исповедоваться за всю мою долгую жизнь... как развернуть этот свиток прошлого...». На это письмо батюшка отвечает следующим стихотворением:
«Вот прошлое развертывает свиток...»
— Знакомые, глубокие слова;
Просеять же ушедшее свозь сито
Немногим сила памяти дана.
По большей части, сего дня корыто
Нас пресыщает жмыхами страстей,
Вот почему морщинами изрыты
Лбы изможденных временем людей.
Но только напряги с молитвой память
И призови дела «минувших дней»,
— Ушедшее перед тобою встанет,
И ты вплывешь в него, как в море Одиссей...
Воскреснут встречи, люди, лица,
Услышишь отзвуки взволнованных речей,
Река минувшего вдруг с шумом заструится,
И ты златою рыбкой засверкаешь в ней...
Вновь бьется сердце, закипают слезы,
Ты властен — чудо! — пережить все вновь:
Ошибки те же, старые занозы,
И гостья та же, прежняя, — любовь...
Следующее письмо звучит с обидой: «Я Вам писала, но.... Вы стерли всю мою переписку, и она улетела во всемирную паутину... и упала на воспаленную зону виртуального пространства... там и упокоилась...» А отец Артемий на это отвечает:
Мой милый друг,
Вы ведь не муха,
Чтоб в паутинью сеть упасть...
И я не злобная старуха,
Не буду эти нити прясть...
Но есть иные узы счастья
И нити тонкие любви...
Что им напасти и ненастья!
Их не порвем - ни я, ни Вы...».
А вот совсем короткое письмо: «Я не понимаю, почему Вы мне не отвечаете? Мои смс, что, не доходят до Вас?!» На этот недоуменный вопрос следует такой ответ:
Прошу простить за долгое молчанье,
Но хорошо бывает помолчать,
И отдых дать словам, ведь их звучанье
Имеет свойство души утомлять...
А если выдержать, как требует приличье,
Известный благородству интервал,
То Ваше слово миром отзовется
В тех, кто его с терпеньем кротко ждал...
Еще одна часть книги называется - «Антик: встречи с Антиком в 20 картинах с прологом и эпилогом». Предваряет этот раздел автор такими словами: «Кто такой Антик? — спрашивают меня с недоумением. Он из мира реальности или вымысла? Вы с ним действительно встречались? Да, встречался... Иначе, как бы я мог описать все, что с тех пор хранится в глубинах моего сердца? Художественный образ, по мысли Ф.М.Достоевского, есть квинтэссенция действительности... Антик сокрыт в душе каждого из нас. Его имя соотносится с французскими словами: antique — древний; autentique — подлинный, неподдельный... Антик — это воплощение красоты и изящества, это словесный нравственный идеал, черты которого и составляют образ Божий в человеке... Мои встречи с Антиком всегда были неожиданны, непредсказуемы... Они имели место в разное время года, в России и далеко за ее пределами... Иногда я ждал его, а иногда Антик ждал меня... Вот почему стихотворения столь различны по объему, размеру и ритму... Только несомненно одно: с Антиком связано ощущение чего-то безвозвратно уходящего из мира человеческих отношений. Антик — явление той эпохи, которая на первое место ставила благородство, честь и бескорыстное служение людям...»
*** «Каждое слово поэта да будет на вес золота, - говорит отец Артемий, и продолжая свою творческую мысль, отмечает:
Нет, не нужно быть священнику поэтом.
Многих погубила творческая слава.
Ну а если и таланта нету,
Что скучать о мирте и о лаврах?
Каждому свой жребий дал Создатель:
Да готовит воин острый меч на битву,
В доме пусть скрипит пером писатель,
Пастырь — руки воздевает на молитву.
Я не считаю себя ни поэтом, ни писателем, - говорит отец Артемий, - но иерей Божий de facto — служитель Слова. Пусть же слово, которое предназначено свидетельствовать о горней красоте и вечной любви, послужит вам в радость.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!