У книжной полки. 16 ноября

16 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Артемий Владимиров. Тридцать три и 1.

 

Известный проповедник и «служитель слова» протоиерей Артемий Владимиров знаком многим нашим современникам. Его голос часто можно услышать с экрана телевизора, его статьи появляются во многих православных изданиях. Мы же с большим удовольствием рассказываем в нашей программе о книгах этого задушевного автора. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную книгу отца Артемия, в которой батюшка предстает пред взором читателя в амплуа поэта. «Прекрасное должно быть величаво», – вспоминает священник слова гения русской словесности и первого поэта Отчизны А.С.Пушкина. Эта «величавость», по словам отца Артемия, раскрывается в простоте, ясности, мудрости и звучности слова». А вместе с тем, «поэтическое творчество всегда таинственно и символично…». В подтверждение этих слов откроем книгу протоиерея Артемия Владимирова, которая вышла в свет в Издательстве Антик и называется – «Тридцать три и 1». ***

В небольшом предисловии автор говорит о том, что для него значит поэзия? «Это образ выражения творческой мысли. Но не только... Посредством поэзии мы обретаем таин­ственную связь с великими сынами родной земли, чье наследие оказалось созидающим началом для многих поколений русских людей. Наконец, поэтическое творчество плодо­носно как в делах душепопечения, так и об­ретения тех тончайших нитей общения, без которых не происходит подлинной встречи с бессмертной человеческой душой. Отдельно взятая и вовремя произнесен­ная поэтическая строчка может перевер­нуть человеческую жизнь. Вспомним, что слово Божие - по большей части, слово поэтическое... На древнегреческом языке «поэзия» означает словесное действие. Оно воистину сродни музыке, власть которой над сердцем известна многим.

Но «почему не все понимают и принимают поэзию? Я думаю, - говорит отец Артемий, - это происходит по той же причине, по какой классическая музыка остаётся чуждой иным подросткам. Они не научились ещё глубоко мыслить и тонко чувствовать, они не способны по малолетству благоговеть перед красотой. Между тем, поэзия – особый словесный жанр. Всё в нём подчинено красоте: и слог, и размер, и ритм, и рифма. Поэзия начинается там, где мысли и чувства образуют собою органический сплав, запечатлённый в слове. Истинная поэзия, несомненно, возвышает мысль, умягчает сердце, входит в душу литой, стройной и цельной строфой. В малом поэтическом кристалле отражается вся вселенная, его пронизывают лучи, сходящие с горных сфер. Вот почему поэтическое творчество всегда таинственно и символично…»

Так, по словам автора, «пушкинский роман в стихах становится «энциклопедией русской жизни», а сам поэт, свободно беседующий с читателем о сущих пустяках, поднимается на высоту вещего сказителя. Его наследие и поныне служит живительным источником познания русского духа и незаметно делает трепетного читателя причастным сокровищам отечественной культуры. Сила поэзии – в художественном образе, созидаемом малыми средствами по закону красоты, правды и любви». Следует этому закону и автор этого небольшого сборника. Все подобранные для этой книги стихи подразделяются по темам. И первая из них – это «Времена года». А так как сейчас осень, то и стихотворение я вам прочитаю осеннее.

Итак, отец Артемий так представляет нам свое осеннее настроение:

 

Меня трезвит осенняя погода

И вдохновляет моросящий дождь,

И холод вечеров, и мокрые разводы

На темных окнах в ветреную ночь.

А между тем, душа теплом согрета,

И на сердце покойно и светло...

Неужто осень — время лишь поэтов,

И только им писать о ней дано?

Осенняя пора в России столь прекрасна,

Благодаря явленью в мире Той,

Которую не прославляют стансы;

Земные песни — для любви земной...

Но Деву славят золотые клены,

Ковром Ей служит утренний туман;

И журавлей прощальный караван

К Ней обращает жалобные стоны...

Все в осени душе моей пригоже...

Так прочь беги, унылая печаль!

Ночь. Тишина. Я бодрствую на ложе.

Сон не пришел. Но мне того не жаль...»

 

Следующая тема, раскрываемая автором в стихах, посвящена непосредственно его призванию. Она называется - «Служитель слова». Стихотворения, помещенные в этой части книги, представляют собой поэтические ответы, обращенные к конкретным людям по разным, значимым для тех поводам. Как рассказывает сам отец Артемий, «выслушивая вопросы прихожан», он «время от времени» испытывает «побуждение ответить на них поэтической строкой. Почему?» «Художественный образ, запечатленный в стихотворной форме, по словам автора, иногда имеет великую силу разрешать затруднения. Воздействуя и на ум, и на сердце, поэтическое произведение может заменить собой многочасовую беседу с человеком. Если стихотворение попадает в цель, ему по силам мгновенно снять раздражение, умиротворить и даже умилить мятущуюся душу. Вспомним, в связи с этим, насколько важной была для А.С.Пушкина стихотворная реплика, полученная им от святителя Фила­рета Московского».

Прочту вам несколько писем, адресованных отцу Артемию и его ответы на них. Вот первое из этих писем: «Отец Артемий, здравствуйте! Вы мне назначили день исповеди и крещения. Я прочла книжку, которую Вы мне дали для ознакомления. Но я все равно не пони­маю, как исповедоваться за всю мою дол­гую жизнь... как развернуть этот свиток прошлого...». На это письмо батюшка отвечает следующим стихотворением:

 

«Вот прошлое развертывает свиток...»

— Знакомые, глубокие слова;

Просеять же ушедшее свозь сито

Немногим сила памяти дана.

По большей части, сего дня корыто

Нас пресыщает жмыхами страстей,

Вот почему морщинами изрыты

Лбы изможденных временем людей.

Но только напряги с молитвой память

И призови дела «минувших дней»,

— Ушедшее перед тобою встанет,

И ты вплывешь в него, как в море Одиссей...

Воскреснут встречи, люди, лица,

Услышишь отзвуки взволнованных речей,

Река минувшего вдруг с шумом заструится,

И ты златою рыбкой засверкаешь в ней...

Вновь бьется сердце, закипают слезы,

Ты властен — чудо! — пережить все вновь:

Ошибки те же, старые занозы,

И гостья та же, прежняя, — любовь...

 

Следующее письмо звучит с обидой: «Я Вам писала, но.... Вы стерли всю мою переписку, и она улетела во всемирную паутину... и упала на воспаленную зону виртуального пространства... там и упо­коилась...» А отец Артемий на это отвечает:

 

Мой милый друг,

Вы ведь не муха,

Чтоб в паутинью сеть упасть...

И я не злобная старуха,

Не буду эти нити прясть...

Но есть иные узы счастья

И нити тонкие любви...

Что им напасти и ненастья!

Их не порвем - ни я, ни Вы...».

 

А вот совсем короткое письмо: «Я не понимаю, почему Вы мне не отве­чаете? Мои смс, что, не доходят до Вас?!» На этот недоуменный вопрос следует такой ответ:

 

Прошу простить за долгое молчанье,

Но хорошо бывает помолчать,

И отдых дать словам, ведь их звучанье

Имеет свойство души утомлять...

А если выдержать, как требует приличье,

Известный благородству интервал,

То Ваше слово миром отзовется

В тех, кто его с терпеньем кротко ждал...

 

Еще одна часть книги называется - «Антик: встречи с Антиком в 20 картинах с прологом и эпилогом». Предваряет этот раздел автор такими словами: «Кто такой Антик? — спрашивают меня с недоумением. Он из мира реальности или вымысла? Вы с ним действительно встречались? Да, встречался... Иначе, как бы я мог опи­сать все, что с тех пор хранится в глубинах моего сердца? Художественный образ, по мысли Ф.М.Достоевского, есть квинтэссенция действительности... Антик сокрыт в душе каждого из нас. Его имя соотносится с французскими словами: antique — древний; autentique — подлинный, неподдельный... Антик — это воплощение красоты и изя­щества, это словесный нравственный идеал, черты которого и составляют образ Божий в человеке... Мои встречи с Антиком всегда были не­ожиданны, непредсказуемы... Они имели место в разное время года, в России и далеко за ее пределами... Иногда я ждал его, а иногда Антик ждал меня... Вот почему стихотворе­ния столь различны по объему, размеру и ритму... Только несомненно одно: с Антиком связано ощущение чего-то безвозвратно уходящего из мира человеческих отноше­ний. Антик — явление той эпохи, которая на первое место ставила благородство, честь и бескорыстное служение людям...»

 

*** «Каждое слово поэта да будет на вес золота, - говорит отец Артемий, и продолжая свою творческую мысль, отмечает:

 

Нет, не нужно быть священнику поэтом.

Многих погубила творческая слава.

Ну а если и таланта нету,

Что скучать о мирте и о лаврах?

Каждому свой жребий дал Создатель:

Да готовит воин острый меч на битву,

В доме пусть скрипит пером писатель,

Пастырь — руки воздевает на молитву.

 

Я не считаю себя ни поэтом, ни писателем, - говорит отец Артемий, - но иерей Божий de facto — служитель Слова. Пусть же слово, которое предназначено свидетельствовать о горней красоте и вечной любви, послужит вам в радость.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать