У книжной полки. 16 июля

16 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Государь. Двадцать три ступени вверх.

 

До наших дней сохранилось немало снимков Государя Императора Николая II и его Семьи. Немало их собрано и на страницах альбома, который сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Многие из опубликованных в альбоме фотографий малоизвестны или просто уни­кальны, некоторые из них сделаны самими членами Царской Семьи. Безмолвные хра­нители истории повествуют о каждом из 23 лет правления Государя Николая Алексан­дровича порой ярче и искреннее, чем холодные биографические даты. Это наполняет альбом сакральным смыслом и особой ценностью, ведь в нём отражён земной путь по­следнего русского Императора. Путь - высокий и прекрасный, завершившийся ещё более прекрасным подвигом. Двадцать три года Царствования - как 23 ступени вверх, к Небесам, к Богу! «Государь. Двадцать три ступени вверх» - так называется этот альбом, выпущенный в свет Издательством Достоинство. ***

На страницах этого альбома – с помощью фотографий – жизнь Государя представлена в различных ипостасях: Помазанник Божий, строитель Империи, семьянин, миротворец, воин, милостивец, ктитор православной церкви, страстотерпец. Открывает данное издание глава «Помазанник Божий», и фотоснимки, подобранные для этого раздела автор предваряет следующими словами: «Днесь светло радуется славнейший град Москва! «Ликует Русская Земля в стомиллионном народе своем! Сегодня, в сердце России, в златоглавом Кремле, в достославном успенском соборе, возлюбленный Царь наш — Николай Александрович, среди молитв Святой Церкви и всех Своих верноподданных, при­частившись Святых Таин, восприял Царский Венец и священное Миропомазание, излившее на него дары Духа Святаго, и приобщил к великой таинственной благодати дорогую Царицу нашу—Александру Феодоровну». Именно такими словами глашатай оповестил мир о Священном Короновании и миропомазании 14 мая 1896 года.

В семь часов дан был сигнал 21 пушечным вы­стрелом, раздался благовест с колокольни Ивана Великого и на­чался съезд лиц Высочайшего Двора для участия в торжестве. Бог управляет царствами человеческими и посылает им царей. Каждый очередной избранник Божий должен восприять три Таинственных действа Православной Церкви: ру­коположение в цари, венчание на царство и миропо­мазание в цари. Таинство Миропомазания было преисполнено глубокого смысла: второй раз помазуют только на Царство, и нет ничего тяжелее государева венца. С детства обручённый России, Государь и этот день мистически повенчался с ней. Николай Александрович прочёл Символ Веры; облачившись в порфиру и возложив на голову Цар­ский Венец, взял в руки Державу и Скипетр.

В молите к Царю Царствующих Государь просил ниспос­лать на него Дары Духа Святого и наставить в деле, которому послан он служить: «... Буди сердце моё в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных Мне людей и к славе Твоей, яко да и в день Суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово...» Следуя многовековой традиции - наш Царь, прочитав Своё исповедание перед митро­политом, рукополагается им и помазуется Миром на Царство. Его Величество преклоняет главу, и первенству­ющий митрополит Палладий, осенив Её крестным знамением и возложив на Неё крестообразно руки, читает молитву: «Умудри и настави Его непоползновенно прохо­дить великое сие к Тебе служение, даруй Ему разум и премудрость...» Во время Божественной литургии Царь Нико­лай II принял Миропомазание. В этот миг колоколь­ный звон и салют в 101 выстрел возвестили народу, что Таинство совершилось.

Митрополит Палладий ввёл Государя в алтарь через Царские врата, и там Помазанник приобщился Святых Таин по «Царскому Чину» — отдельно Тела и Крови Христовой. При помазании от Духа Святого Венценос­ный Царь вступает в священно-таинственный союз со Своим народом. Царь и народ как бы сливаются в один могучий духовно-нравственный союз, подоб­но идеальной христианской семье, не мыслящей раз­деления, не допускающей иных отношений, кроме взаимной любви, преданности и заботы. Отсюда истинный христианско-отеческий ха­рактер власти и властвования, не рабский и прину­дительный, а сыновний и свободный характер пови­новения. Царь в помазании становится избранником Бога, Ему вверяются от Бога правда и милость, Ему усвояется право сыновства Богу, Ему обещана по­мощь свыше в Его царском служении».

Следующий раздел этого альбома называется «Любовь Августейшей Четы». По словам автора, «Цесаревич Николай впервые увидел свою избранницу, принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, когда ей было 12 лет. С этой счастливой минуты заро­дилась самоотверженная любовь, соединившая их в земном странствии до мученической кончины. Кто хоть раз прикоснулся к исповедальным письмам Царственной Четы, не может не восхититься высотой и чистотой Их взаимной любви. Царь Николай Александрович всегда считал Свой брак великим счастьем. Сохранилась запись в дневнике после свадьбы: «Каждый день что прохо­дит, я благословляю Господа и благодарю Его от глу­бины души за то счастье, каким Он Меня наградил! Большего и лучшего благополучия на этой земле человек не вправе иметь. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растёт постоянно».

Царица украсила словами любви дневник мужа: «Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье - такое чувство общности меж­ду двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе». Всей душой, глубоко и искренне приняла Августейшая Царица Православие. «Твоя страна будет моей страной, — говорила она,— твой народ будет моим народом и твой Бог — моим Богом» (Руф. 1, 16). В браке Государя и Государыни оправдались слова Христа: «... так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 5). Любовь Августейшей Четы — Божий дар: уме­ние пронести свет жертвенной любви сквозь годы и годы до мученического венца, сохранить супружескую верность на фоне разгула предательства и веро­ломства, взращивать сердечное чувство как райский сад: светлой мыслью, ласковым взором, взаимной поддержкой, тёплым словом, душевной щедростью и молитвенным предстоянием перед Богом друг за друга. Их святая любовь — добрый пример выше всякого поучения».

Нельзя обойти стороной главу, которая рассказывает о всей семье Царственных страстотерпцев. Этот раздел с фотографиями называется «Образ домашней Церкви». Здесь автор пишет: «По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан и ему тяжёлый крест страданий, как Своему избраннику и любимому Чаду... Как равноапостольный Константин, он держит высоко и славно знамя веры Христовой и всем сердцем предан Царю Царей, глубоко почитая друзей Его... Он подаёт всем православным пример искреннего благочестия...» Государь был чист и чистоту сохранил, несмотря на потоки грязи и хулы, что низвергались на Него. И свидетельство сему — его Семья, подлинно малая Церковь, наполненная верой, надеждой и лю­бовью.

Миру явился образец «домашней церк­ви» (1 Кор. 16, 19) апостольских времён. Августей­шая Семья стала примером христианской Семьи, где все пребывали в молитве, любви и послушании Богу и друг другу. Самый богатый дар, который передали Царственные родители детям, — пламень веры, силу духа и смирения, которые не заменишь богатым наслед­ством. «Мы — одно, что так ужасно редко встреча­ется в наши дни. Мы тесно связаны друг с другом, — говорила Императрица, — родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». В семейном гнезде Его Величества всегда царила радость, омрачённая иногда болезнью Царевича и недомоганием Государыни. Камердинер Государя, ближайший слуга, свидетельствовал: «Это была самая святая и чистая Семья».

 

*** «Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечёт за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит...» — так предсказывал грядущее преподобный Серафим Саровский. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, в подвале дома инженера Ипатьева Царская Семья была зверски убита. Палачи думали, что они победители. Нет! Победитель — наш Царь! Он и его Семья победили время, они преодолели с евангельской кротостью, крепостью веры все превратности судьбы, ненависть толпы, людскую злобу... В мученической кончине Венценосной Семьи был явлен свет Хри­стовой веры - так, канонизируя Царских страстотерпцев, сформулировала Церковь их духовный подвиг. Этот свет отражается в их светлых лицах, которые мы видим на сохранившихся фотоснимках, собранных в частности и на страницах данного альбома. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать