У книжной полки. 16 апреля

16 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

К Богородице прилежно ныне притецем. Молитвы к Божией Матери перед Ее чудотворными иконами.

 

Святая Церковь всегда и повсюду чтила память Пресвятой Богородицы и наименовала Ее «Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим», как «Бога Слова рождшую». Бесчисленное множество песнопений сложено в Ее честь. И хотя в дни святой Четыредесятницы по традиции акафисты не читаются ни в храме, ни дома, в субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен в 9 веке за избавление Константинополя от нашествия врагов помощью и заступлением Царицы Небесной. А на нашей книжной полке сегодня представлена книга, в которой также говорится о непрестанном заступничестве Пречистой Девы Марии пред Господом за весь род человеческий. Выпущенная в свет Издательством «Духовное преображение», эта книга называется - «К Богородице прилежно ныне притецем. Молитвы к Божией Матери перед Ее чудотворными иконами». ***

Этот сборник содержит тропари и молитвы к Божией Матери, читаемые перед Ее чудотворными иконами, а также редко издаваемый канон ко Пресвятой Богородице, «егоже и от оклеветания, в печалех и напастех сущии да поют». В предисловии издатели, используя произведения святителя Димитрия Ростовского и писателя Евгения Поселянина, пишут следующее: «Когда-то, ходя по раю в чудесном видении, святой блаженный Андрей помыслил, что не увидел там Богоматери. И тут же явился ему Ангел и произнес: «Пресветлейшую Небесных сил Царицу хотел ты увидать? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственный мир - помогать людям и утешать скорбяших».

Трепещет душа, когда вдумываешься в эти слова. Сколько же скорбящих уте­шено Царицей Небесной за двадцать с лишним столетий — с тех пор, как Она была взята к Престолу Божественного Сына! Какое количество болящих получило исцеление! Сколько грешников помиловано Ее предстательством! Вот Она спасает афонских иноков от разграбления, дерзновенно вымолив у Сына им пощаду, — и мы зовем Ее «Отрада и Утешение». Вот, наказав коптящего икону келаря, Богоматерь тут же милует его - и мы взываем в молитвах к Скорой Помощнице - «Скоропослушнице». Вот, замерзая в санях, занесенных пургой, благочестивый крестьянин молится Пречистой — и тут же Она посылает ему избавление от смерти: «Взыскание погиб­ших». Захудалый пьяница ползет на коленях в мона­стырь, чтобы припасть к неведомой иконе, — и чудная Дева являет миру Свою «Неупиваемую Чашу» милосердия. А вот толпы народные несут пред собой древний образ «Владимирской» — и Владычица Небесная изгоняет вон татарского завоевателя Тамерлана.

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» — взывает Церковь в праздник Покрова, когда явилась Пресвятая Дева во Влахернском храме тому самому убогому Андрею, который не сподобился повстречать Ее в райских селениях ранее. Теперь же Она, «пришедши помогать людям, явилась на воздухе, с пророками, апостолами и чинами ангельскими, молясь о людях и покрывая их честным Своим омофором. Увидев Ее, блаженный сказал ученику своему Епифанию: «Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех? Епифаний отвечал: «Вижу, отче святой, и ужасаюсь». Действительно, - говорится в предисловии, - как не ужаснуться величию этой святости, исполненной всесожигающей, бесконечной любви к человечеству? Когда под гнетом наших согрешений, мы не смеем воззвать к Творцу, Богоматерь всегда готова услышать нас. Ведь Она, благословенная в женах, ходила по земле, как и мы с вами.

По словам Евгения Поселянина, «Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Марии, Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле, со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией. К Ее лику, смотрящему с улыбкой услады или тихою грустью на приходящих к Ней, бегут малые дети, шепча свои несложные желания, доверяя свои заботы и делишки. Женское сердце, переполненное счастьем разделенной любви или страдающее мукой любви, — к Ней же, не знавшей иной любви, как поклонение Своему Иису­су, несет свою радость и печаль, Ей рассказывает свои надежды и мечты. Строгий затворник, уединясь от людей в подземной пещере, куда никогда не проникает свет солнца, ставит у себя Ее икону с неугасимой лампадой, и Пречистая Дева Мария одна заменяет ему все те радости и утехи, которых он себя добровольно лишил».

Как отмечают издатели, «если бы человек был духом, то не нуждался бы в иконах. Но нам нужен видимый образ того, к кому мы обращаем свои чувства. И образу этому нужно дать имя — имя, выражающее наши чаяния и надежды. Поэтому через Свои иконы подает нам благодатную помощь Пречистая Матерь Божия. А мы даем имена этим образам, пытаясь проникнуть в тайну жизни Богоматери, угадать Ее чувства, чтобы также быть с Нею, думать о Ней чаще, как и Она всегда думает о нас. Ее иконы называются - «Неувядаемый Цвет», «Живоносный Источник», «Благодатное Небо», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали» и многие другие. Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн в честь Небесной Покровительницы.

Сегодня в Субботу Акафиста Пресвятой Богородице, помимо этого праздника чествуется икона «Неувядаемый цвет». Вот что об этой иконе говорится в этой книге: «Свою историю чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» ведет с Афона — появление ее на Святой Горе относят к XVI-XVII векам. На иконе Пресвятая Богородица держит в руке белый цветок, символизирующий неувядаемый цвет девства и непорочности. Известно два извода иконы. Тип Одигитрии - Младенец Христос на левой руке Божией Матери, цветок держит Он Сам либо Богоматерь. Другой извод - Богородица обращена к Младенцу, стоящему на престоле, в руке у Нее процветший райскими цветами жезл. На Русь икона «Неувядаемый Цвет» попала в XVII-XVIII веках через паломников. Один из первых почитаемых списков появился в московском Свято-Алексеевском монастыре, стоявшем на месте храма Христа Спасителя. Первое упоминание об этой иконе относится к 1757 году, но скорее всего она находилась в Алексеевском монастыре и раньше.

Этот образ был древнейшим и наиболее почитаемым среди прославленных в России образов этой иконографии. В настоящее время его местонахождение неизвестно. А вот совсем недавно, в 2002 году было принято решение о прославлении иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», празднование которой также приходится на Субботу Акафиста. Икона была написана в Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре в конце XIX века. Особый список был сделан для святого праведного Иоанна Кронштадтского, который освятил икону и назвал Спасительницей России. Позднее батюшка благословил ею купца Василия Муравьёва, будущего старца Серафима Вырицкого. Впоследствии образ был передан в Свято-Георгиевский женский монастырь в селе Даневка Черниговской епархии, где он прославился многочисленными исцелениями страждущих, свидетельства о которых приведены в двух книгах, изданных в обители.

Изучая историю обретения икон Божией Матери, призадумаешься: как часто мы обращаемся за помощью к Царице Небесной! Однако у кого-то может возникнуть вопрос: «Если наше спасение в руках Божиих, тогда почему мы молимся Божией Матери: "Пресвятая Богородице, спаси нас?"» Такой вопрос был задан преподобному Паисию Святогорцу, и вот его ответ: «Допустим, у какой-нибудь женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу ее ребенку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего сделать, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности действительно мо­жет помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о своем спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Ее любит».

 

*** В поэтическом творчестве иеромонаха Романа (Матюшина) мы находим следующие строки:

 

Станем пред Царицею Небесною

В скорби неутешные своей.

Радуйся, Невесто Неневестная,

Радуйтесь, молящиеся Ей.

Радуйся, нам радость подающая.

Верных благодатью осияй.

Никого еще к Тебе грядущего

Не отвергла, Радосте моя.

 

Пусть же, - пишут издатели этой книги, - никогда не умолкнут наши молитвы к Матери Небесного Царя Христа, Спасителя рода человече­ского. Пусть вечно звучат похвалы и славословия Той Преблагословенной Деве, Которой усыновил всё человечество Ее распятый и воскресший Божественный Сын. Пусть каждую свободную минуту времени каждый из нас помнит о Той, что распростерла Свой благодатный покров над всеми людьми и нашим Отечеством.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать