Аудио |
|
Скачать .mp3 |
К Богородице прилежно ныне притецем. Молитвы к Божией Матери перед Ее чудотворными иконами.
Святая Церковь всегда и повсюду чтила память Пресвятой Богородицы и наименовала Ее «Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим», как «Бога Слова рождшую». Бесчисленное множество песнопений сложено в Ее честь. И хотя в дни святой Четыредесятницы по традиции акафисты не читаются ни в храме, ни дома, в субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен в 9 веке за избавление Константинополя от нашествия врагов помощью и заступлением Царицы Небесной. А на нашей книжной полке сегодня представлена книга, в которой также говорится о непрестанном заступничестве Пречистой Девы Марии пред Господом за весь род человеческий. Выпущенная в свет Издательством «Духовное преображение», эта книга называется - «К Богородице прилежно ныне притецем. Молитвы к Божией Матери перед Ее чудотворными иконами». ***
Этот сборник содержит тропари и молитвы к Божией Матери, читаемые перед Ее чудотворными иконами, а также редко издаваемый канон ко Пресвятой Богородице, «егоже и от оклеветания, в печалех и напастех сущии да поют». В предисловии издатели, используя произведения святителя Димитрия Ростовского и писателя Евгения Поселянина, пишут следующее: «Когда-то, ходя по раю в чудесном видении, святой блаженный Андрей помыслил, что не увидел там Богоматери. И тут же явился ему Ангел и произнес: «Пресветлейшую Небесных сил Царицу хотел ты увидать? Но Ее нет здесь. Она удалилась в многобедственный мир - помогать людям и утешать скорбяших».
Трепещет душа, когда вдумываешься в эти слова. Сколько же скорбящих утешено Царицей Небесной за двадцать с лишним столетий — с тех пор, как Она была взята к Престолу Божественного Сына! Какое количество болящих получило исцеление! Сколько грешников помиловано Ее предстательством! Вот Она спасает афонских иноков от разграбления, дерзновенно вымолив у Сына им пощаду, — и мы зовем Ее «Отрада и Утешение». Вот, наказав коптящего икону келаря, Богоматерь тут же милует его - и мы взываем в молитвах к Скорой Помощнице - «Скоропослушнице». Вот, замерзая в санях, занесенных пургой, благочестивый крестьянин молится Пречистой — и тут же Она посылает ему избавление от смерти: «Взыскание погибших». Захудалый пьяница ползет на коленях в монастырь, чтобы припасть к неведомой иконе, — и чудная Дева являет миру Свою «Неупиваемую Чашу» милосердия. А вот толпы народные несут пред собой древний образ «Владимирской» — и Владычица Небесная изгоняет вон татарского завоевателя Тамерлана.
«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» — взывает Церковь в праздник Покрова, когда явилась Пресвятая Дева во Влахернском храме тому самому убогому Андрею, который не сподобился повстречать Ее в райских селениях ранее. Теперь же Она, «пришедши помогать людям, явилась на воздухе, с пророками, апостолами и чинами ангельскими, молясь о людях и покрывая их честным Своим омофором. Увидев Ее, блаженный сказал ученику своему Епифанию: «Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех? Епифаний отвечал: «Вижу, отче святой, и ужасаюсь». Действительно, - говорится в предисловии, - как не ужаснуться величию этой святости, исполненной всесожигающей, бесконечной любви к человечеству? Когда под гнетом наших согрешений, мы не смеем воззвать к Творцу, Богоматерь всегда готова услышать нас. Ведь Она, благословенная в женах, ходила по земле, как и мы с вами.
По словам Евгения Поселянина, «Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Марии, Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле, со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией. К Ее лику, смотрящему с улыбкой услады или тихою грустью на приходящих к Ней, бегут малые дети, шепча свои несложные желания, доверяя свои заботы и делишки. Женское сердце, переполненное счастьем разделенной любви или страдающее мукой любви, — к Ней же, не знавшей иной любви, как поклонение Своему Иисусу, несет свою радость и печаль, Ей рассказывает свои надежды и мечты. Строгий затворник, уединясь от людей в подземной пещере, куда никогда не проникает свет солнца, ставит у себя Ее икону с неугасимой лампадой, и Пречистая Дева Мария одна заменяет ему все те радости и утехи, которых он себя добровольно лишил».
Как отмечают издатели, «если бы человек был духом, то не нуждался бы в иконах. Но нам нужен видимый образ того, к кому мы обращаем свои чувства. И образу этому нужно дать имя — имя, выражающее наши чаяния и надежды. Поэтому через Свои иконы подает нам благодатную помощь Пречистая Матерь Божия. А мы даем имена этим образам, пытаясь проникнуть в тайну жизни Богоматери, угадать Ее чувства, чтобы также быть с Нею, думать о Ней чаще, как и Она всегда думает о нас. Ее иконы называются - «Неувядаемый Цвет», «Живоносный Источник», «Благодатное Небо», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали» и многие другие. Одно только перечисление этих названий уже звучит как прекрасный гимн в честь Небесной Покровительницы.
Сегодня в Субботу Акафиста Пресвятой Богородице, помимо этого праздника чествуется икона «Неувядаемый цвет». Вот что об этой иконе говорится в этой книге: «Свою историю чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» ведет с Афона — появление ее на Святой Горе относят к XVI-XVII векам. На иконе Пресвятая Богородица держит в руке белый цветок, символизирующий неувядаемый цвет девства и непорочности. Известно два извода иконы. Тип Одигитрии - Младенец Христос на левой руке Божией Матери, цветок держит Он Сам либо Богоматерь. Другой извод - Богородица обращена к Младенцу, стоящему на престоле, в руке у Нее процветший райскими цветами жезл. На Русь икона «Неувядаемый Цвет» попала в XVII-XVIII веках через паломников. Один из первых почитаемых списков появился в московском Свято-Алексеевском монастыре, стоявшем на месте храма Христа Спасителя. Первое упоминание об этой иконе относится к 1757 году, но скорее всего она находилась в Алексеевском монастыре и раньше.
Этот образ был древнейшим и наиболее почитаемым среди прославленных в России образов этой иконографии. В настоящее время его местонахождение неизвестно. А вот совсем недавно, в 2002 году было принято решение о прославлении иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», празднование которой также приходится на Субботу Акафиста. Икона была написана в Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре в конце XIX века. Особый список был сделан для святого праведного Иоанна Кронштадтского, который освятил икону и назвал Спасительницей России. Позднее батюшка благословил ею купца Василия Муравьёва, будущего старца Серафима Вырицкого. Впоследствии образ был передан в Свято-Георгиевский женский монастырь в селе Даневка Черниговской епархии, где он прославился многочисленными исцелениями страждущих, свидетельства о которых приведены в двух книгах, изданных в обители.
Изучая историю обретения икон Божией Матери, призадумаешься: как часто мы обращаемся за помощью к Царице Небесной! Однако у кого-то может возникнуть вопрос: «Если наше спасение в руках Божиих, тогда почему мы молимся Божией Матери: "Пресвятая Богородице, спаси нас?"» Такой вопрос был задан преподобному Паисию Святогорцу, и вот его ответ: «Допустим, у какой-нибудь женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу ее ребенку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего сделать, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности действительно может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о своем спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Ее любит».
*** В поэтическом творчестве иеромонаха Романа (Матюшина) мы находим следующие строки:
Станем пред Царицею Небесною
В скорби неутешные своей.
Радуйся, Невесто Неневестная,
Радуйтесь, молящиеся Ей.
Радуйся, нам радость подающая.
Верных благодатью осияй.
Никого еще к Тебе грядущего
Не отвергла, Радосте моя.
Пусть же, - пишут издатели этой книги, - никогда не умолкнут наши молитвы к Матери Небесного Царя Христа, Спасителя рода человеческого. Пусть вечно звучат похвалы и славословия Той Преблагословенной Деве, Которой усыновил всё человечество Ее распятый и воскресший Божественный Сын. Пусть каждую свободную минуту времени каждый из нас помнит о Той, что распростерла Свой благодатный покров над всеми людьми и нашим Отечеством.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!