У книжной полки. 15 октября

15 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Слово старца к христианам, в миру живущим.

 

«Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5,14-15). Эти слова из Евангелия от Матфея, по мнению писательницы Светланы Девятовой, относятся и к жизни старцев последних времён, которые в годы безбожной власти несли свет Православной веры. В России в годы безверия люди тянулись к старцам как источникам живой воды. Для духовных детей старец становился непосредственным проводником воли Божией». Поэтому многие его поучения и наставления записывались и передавались, из рук в руки, из уст в уста, как особенно ценное и душеполезное наследие, оставленное духоносным наставником. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию небольшой сборник именно таких наставлений старцев 20 века. Он вышел в свет в Издательстве Терирем и называется – «Слово старца к христианам, в миру живущим». ***

Этот сборник составлен из наставлений наиболее почитаемых в России священников, живших, преимущественно, в XX веке и прославившихся среди народа Божия особой чистотой и правед­ностью жизни. Это архимандрит Иоанн Крестьянкин, архимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Иоанн (Маслов), протоиерей Валентин Мордасов, иеросхимонах Симеон (Желнин), преподобный Севастиан Карагандинский и другие отцы прошлого века. Издатели постарались отобрать высказывания старцев, относящиеся наиболее к боголюбивым мирянам.

Скажем несколько слов о том, что такое старчество. О нем в свое время Иван Михайлович Концевич в книге «Оптина пустынь и ее время» писал так: «Благодатное старчество – есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это ее цвет, это венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания. Оно органически связано с иноческим внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия, а потому и возникает одновременно с монашеством на заре христианства. Но в беге времен старчество процветает местами, достигая апогея своего развития, потом ослабевает, приходит в упадок и даже совсем забывается, чтобы, может быть, снова возродиться, подобно волнообразной кривой, то вздымающейся, то падающей и снова восстающей. …Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, это особый род святости, а потому может быть присущ всякому». Так, по словам Концевича, старцем мог быть монах без всяких духовных степеней, и епископ, и иерей и даже женщина.

На вопрос, что такое русский старец? – отвечал профессор Василий Ильич Экземплярский в своем труде «Старчество». По словам Экземплярского, старец – «это носитель «ума Христова», выразитель внутренней силы Церкви, как апостолы и мученики, вместитель не только сердечного опыта, но и сверхъестественных даров: различения духов, прозорли­вости, врачевания. Недаром преподобный Симеон Новый Богослов называл своего авву "апостолом и учеником Христа", подчеркивая сущность его служения. Заслуга старчества в поддержании нравственной энер­гии в народе - несомненна. И сама плоть бытия зиждется на жертвенной любви старцев, на их пламенной молитве, на спасительной силе их мудрого отческого слова. "Пока старчество еще держится, - говорил последний Оптинский духовник, иеромонах Нектарий, - заветы его будут исполняться».

Давайте обратимся к книге и посмотрим, чему учили старцы 20 века тех, кто обращался к ним за духовным советом, духовной помощью. К слову вспомним одну из проповедей митрополита Антония Сурожского, в которой он говорил о том, что истинный монах должен «сострадать и плакать плачем всея земли». Так плакал и сострадал людям в эпоху страшных гонений на Церковь Божию и старец Иоанн Крестьянкин. Тысячи людей обращались к нему со своими скорбями, болезнями, сомнениями, и каждый получал утешение, совет и молитвенную помощь. И вот что в частности говорил отец Иоанн о спасении: «Каждому из нас предлежит делать дела своего личного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и только на нем ты будешь полезен, именно на нем будешь делать дело по во­ле Божией, а не по своей или, еще хуже, по вражьей воле; именно для этого и да­ются нам от Бога нужные силы и разу­мение». «Путь спасения во все времена один, и начертан он для нас в Святом Евангелии. И нет препятствий для желающих спа­саться во все времена, ибо желающих ве­дёт по пути спасения Сам Спаситель. Нам же только искренно желать идти вослед Христа».

А теперь несколько слов скажем о глинских старцах, чьи поучения тоже вошли в этот сборник. Как отмечал схиархимандрит Иоанн (Маслов), «глинские подвижники поистине освещали мир светом праведно­сти, молитвы и любви. Они несли христианскую истину во всей её чистоте, во всей неприкосновенно­сти апостольского и святоотеческого предания всем слоям русского общества». И одним из них был схиархимандрит Серафим (Романцов). По словам отца Иоанна (Маслова), «с самых первых дней пребывания своего в глинской обители о. Серафим всецело посвятил свою жизнь делу духовного окормления братии и богомольцев, все обращавшиеся к нему видели к нем духовного руководителя и наставника на пути ко спасению. Это был духовник опытнейший, знаток сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность. Наделенный духовным рассуждением, о. Серафим всякому приходящему к нему давал наставления».

И опять, давайте заглянем в книгу и узнаем, что говорил отец Серафим спасении: «В спасении вся наша радость и цель жизни». На вопрос, как спасаться, если нет старцев? – он отвечал: «Все имеют скорби. Они заменяют стар­цев, так как их попускает Господь, зная сердце каждого. Никто не поможет и не изменит, если не менять себя. Начинать надо со внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других». Только одно истинное сердечное сми­рение недоступно дьявольским ухищре­ниям. Оно все его сети разрушает. Тяжело нести крест находящих скорбей, но это наш удел. Поэтому, если хочешь быть в числе Христовых овец, то прини­май все встречающиеся скорбные обстоя­тельства, как от руки Божией. Скорби пусть будут тобой руководить, как старец. «Обстоятельства, в которые мы постав­лены премудрым Промыслом Божиим, есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло. Познание это необходимо на пути нашего спасения». «Спасайся о Господе со страхом и усер­дием ради вечного блаженства. Гори все­гда, как свеча пред Богом».

А теперь обратимся к наставлениям и самого отца Иоанна (Маслова), также глинского старца. Как говорится в его жизнеописании, «старец стяжал величайший дар благодати Божией – беспредельную, деятельную, спасающую христианскую любовь. Сам вид, одно только присутствие этого духовно великого человека спасительно действовали на других, врачуя страсти и болезни, побуждая к добру, вызывая молитвенное состояние и слезы». Кроме того, «его отличало живое, опытное познание Бога. Рядом со старцем каждый чувствовал, что мир иной, «жизнь будущего века» реально существуют. И вот это чувство, что отцу Иоанну открыт мир духовный, что сам он – житель этого мира, и было самым сильным в общении со старцем». «Он был не только великим проповедником Царства Христова, но и живым носителем этого Царства». «Под влиянием только одного его слова или взгляда в людях совершались глубокое нравственное обновление и возрождение». 

О спасении отец Иоанн в частности говорил так: «Жизнь христианина изобильно ороша­ется скорбями и болезнями. Трудно нести все это грешному человеку, но без этого, пожалуй, спастись невозможно. О, Прему­дрость и Благость Божия, спасающая нас от вечных мучений, как непостижимы пу­ти Твои! Боже, совершай все то над нами, что нам полезно и спасительно». «Только скорби способны очистить на­ши черствые души от всякой греховной накипи». «Нужно научиться или же приучить себя к терпеливому перенесению всех скорбей и болезней и, более того, считать себя вполне заслуживающим этого и даже, по сравнению с нашими грехами, ещё и малым. Размышляя так, человек при­обретет спокойствие в своей душе и тем самым станет на спасительный путь Хрис­това смирения». К этим словам старца стоит добавить, что в его послужном списке было сказано: «Монах Иоанн Маслов отличается исключительным смирением и кротостью; несмотря на свою болезненность, он исполнителен в послушаниях". Так всю жизнь старец ставил во главу угла смирение, и этому учил своих духовных чад, и всех кто обращался к нему за духовной поддержкой.

 

*** Предлагая вашему вниманию этот сборник, мы рассказали лишь о трех старцах, наставления которых вошли в это издание. А между тем других наставлений и поучений на страницах книги очень много, и не хватит одной программы, чтоб прочесть все. В завершение программы снова вспомним слова Светланы Девятовой, которая в своей книге о старцах писала: «Жизненный подвиг праведников всегда находит отклик в душах верующих людей. Уходят в Божий мир святые люди, но не гаснет свет, который они даровали нам и завещали хранить, чтобы светить другим. В утешение тем, кто потерял надежду найти духовный маяк в море страстей, благодатные отцы оставили свои наставления и духовные советы». Часть этого духовного наследия и представлена на страницах этой книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать