У книжной полки. 15 мая

15 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Ольга Орлова. Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина.

 

Как говорит митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, «Рязанская земля всегда была богата светильниками веры Христовой. В советские времена безбожия здесь было явлено немало новомучеников, прославленных Русской Православной Церковью в лике святых. В годы лихолетья сотни рязанских священнослужителей, церковнослу­жителей и мирян стали подвижниками веры и благочестия. Это — блаженные, старцы и старицы. В то страшное время, в те гладные на Слово Божие годы, когда богоборцы в России закрывали и уничтожали храмы, расстреливали и заключали в застенки пастырей, Господь являл народу Своих угодников, взявших на себя окормление народа». Особое место среди подвижников благочестия Рязанской земли XX столетия занимает схимонахиня Феодосия Скопинская. О духовном подвиге старицы и о её благодатных дарах рассказывается в книге Ольги Орловой – «Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина». Книга вышла в свет в издательстве Покров и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Это книга рассказывает о почитаемой церковным народом старице из города Скопина, что под Рязанью, — схимонахине Феодосии (Косоротихиной). Составлено издание по благословению ее духовного чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Двадцать лет подвижница находилась в коме, общаясь с миром Небесным. А после - сорок лет делилась дарами своего молитвенного богообщения с притекающими к ней со всей России и из-за ру­бежа верующими. Будучи прикованной к постели, она несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян. А кто-то обретал дар веры прямо в ее келье... Эта книга, по словам автора-составителя. - приношение благодарной памяти матушке Феодосии. Она порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.

По словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, эта книга по сути представляет собой доку­ментальные свидетельства о Промысле Божием в жизни конкретного человека — схимонахини Феодосии (в миру Наталии Никифоровны Косоротихиной). Непростую волю Божию о себе восприняла она всей душой и с безграничным к Нему дове­рием. Схимонахиня Феодосия была пропитана верой настолько, что любой, кто говорил с ней, принимал ее веру как лекарство от собственных болезней, а ее советы и напутствия — как проявление в отношении себя Божественной Любви, явленной через старицу. Очерки и воспоминания о матушке Феодо­сии, написанные многими людьми, показывает нам разные грани этой удивительно цельной личности. Господь-Творец отсек «все лишнее» от ее человеческой плоти, чтобы явить нам удивительную силу ее души, способную утешить своим подвигом тысячи других страдальцев».

Как отмечает митрополит Вениамин, «по тяжести взятого ею на себя подвига, старицу, безусловно, можно причислить к новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Родилась она в самый разгар русской смуты XX века, когда на святой Рязанской земле новые власти закрывали и рушили храмы и монастыри, мучили и убивали православных. Имея с младых лет склонность к монашескому жительству, она молила Господа Бога предотвратить ее замуже­ство, и... произошла авария, затем вторая. После этого она двадцать лет пребывала в летаргическом сне, а по возвращении в сознание оставалась прикованной к постели, в теле, изнемогающем от боли. Таким образом, еще до принятия схимы, она уже несла вымоленный подвиг быть умершей для мира. Тяжесть креста таких подвижников, по мнению Владыки Вениамина, определяется не их личными прегрешениями, они идут за Господом на свою воль­ную Голгофу, страдая и молясь за обездоленных людей, притекающих к ним в великом множе­стве за молитвенной помощью и советом. А сколь­ких людей вымолила матушка Феодосия, сколь­ких она обратила ко Христу!»

Вот что об этом вспоминает архимандрит Пимен (Адарченко), родившийся в городе Скопине и также лично знавший рязанскую подвижницу: «К матушке Феодосии стремились многие. Принимала она по ночам: днем люди побаива­лись реакции советской власти на их визиты к верующей, а потом так уж сложилось. Иногда с 10 вечера до 5 утра проходило до шестидесяти человек. Пока один в келье с ней общается, другие _ разговаривают о матушке друг с другом. Некоторые ездили к ней годами, поэтому и знали обстоятельства ее жизни, и сама она иногда что-нибудь о себе рассказывала. Когда Наталья проснулась после двадцати­летнего сна, маленький город пережил шок. Еще был Советский Союз, в котором верили в науку — единственную прогрессивную силу обще­ства, а о чудесах знали, что их не бывает. Первые посетители хотели и пожалеть несчастную, и по­сочувствовать ей, и принести сестрам какие-то продукты: килограмм картошки, испеченные дома блины.

Жалели и сестру (старицы) Ольгу, посвятившую свою жизнь уходу за едва дышащим телом Натальи. Маленький город хотел своими глазами увидеть доказательство существования сестер и реально­сти чуда. Были любопытствующие, желавшие посмотреть на такую диковину. И видели женщину, которая, несмотря на невозможность двигаться, встречала всех с необычайной теплотой и лаской. Находила для них, пришедших ее пожалеть, слова утешения в их печалях, придавала людям надежду и силы. Кто-то просил ее мо­литвы, и слухи о силе этой молитвы стали рас­ходиться как круги по воде. А потом люди стали приходить за советом и молитвами. И эта жен­щина, будучи парализованной, не имея воз­можности передвигаться, ограниченная в про­странстве, порой могла найти такие слова уте­шения, что люди уходили и не верили в их исполнение. Однако все, о чем она говорила, действительно устраивалось. А ведь она еще и монахиней тогда не была». 18 февраля 1997 года отец Авель (Македонов), наместник Иоанно-Богословского монастыря, постриг ее в монашество с именем Феодосия, что значит «Богом данная». К тому времени матушка была известна уже да­леко за пределами Рязанской области.

«Много нас, священников, - говорит отец Пимен, - было воспитано при ее доме. Богословскую науку мы вкладывали в себя на стороне, а настоящее евангельское об­разование получали в ее доме: и от нее, и от тех, кто приезжал к ней. Она учила нас основам хри­стианской жизни. Матушка верила, что Господь меняет человека к лучшему, и никогда не признавала ярлыки, которые любят наклеивать на людей: вор, бандит, гордец. Она знала, что у каждого есть шанс стать лучше, и призывала видеть в людях светлое и доброе. Я благодарен ей за эту школу евангельской мудрости, потому что, к со­жалению, потом уже ее более не проходил. А в ее доме, в ее келье учился именно этому. Она являла собой образец сострадания. Помню, с ка­ким воплем она обращалась к Богу и как просила Его за людей, как старалась вымаливать тех, кто преставился. Молитва о ней для меня тиха, светла и радостна».

Так, от рассказа к рассказу, со страниц этой книги перед нами, по словам митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, предстает чело­век, лишенный, с точки зрения обывателя, всего, что может представлять ценность в жизни: и мо­лодости, и семейного счастья, и здоровья, и простой возможности двигаться, но при этом согре­вающий теплотой своего сердца тысячи людей и бесконечно доверяющий Богу. Обычно говорят, что на чьи-то хрупкие плечи легла огромная ответственность... У матушки Феодосии хрупкими были не плечи — все тело было сломано болезнью, но она имела ту силу духа, которая была свойственна настоящим под­вижникам и столпам православной веры, а от­ветственность за состояние душ, пришедших к ней за советом и помощью, она несла не перед людьми — перед Богом. Ее неустанный призыв людей ко Христу, к миру и согласию между собой, был важен не только для тех, к кому она обращалась. Это — воисти­ну евангельское воззвание, оно будет ценно всег­да и для всех». Именно поэтому, как говорит Владыка, эта книга так нужна нам: и тем, кто ее знал и любил, и тем, кто узнает о ней впервые, прочитав эту книгу».

В заключение стоит сказать, что почила матушка Феодосия в возрасте девя­носта лет 15 мая 2014 года, в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, — этим святым посвящен бли­жайший к ее домику храм, там ее и отпевали. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. Это было торжество престольного праздника и еще Пасхальные дни, когда пели «Христос Воскресе!». Словами, исполненными победы над смертью, и сейчас завершаются все панихиды на могилке матушки. Сорок дней блажен­ной ее кончины отметили на Собор Рязанских святых. Рядом с домиком старицы сейчас строится храм во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, чтобы люди, как тому и служила матушка Феодосия, возвращались к Богу. Господь хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (см.: 1 Тим. 2:4). А Богом данная нам матушка Феодосия, и ныне слышащая просьбы и мольбы, исполняет волю Божию».

 

*** Эта книга представляет собой одну из стра­ниц современной истории Православной Церкви, которая повествует о подвижнице благочестия Рязанской земли XX столетия - схимонахине Феодосии Скопинской. Строки книги, по словам митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина, — это духовное завещание, переданное старицей через ее близких чад всем нам: молиться, не роптать и никогда не отсту­пать от Господа нашего Иисуса Христа. Хочется надеяться, - говорит владыка Вениамин, что многие из тех, кто прочтет эти свидетельства, пересмотрят свою земную жизнь и начнут жить по-иному, следуя Евангельским заповедям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать