У книжной полки. 15 апреля

15 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Творения в 2-х томах.

 

Подвиг мученичества свидетельствует о безграничной любви человека к Бо­гу, поэтому Святая Церковь так высоко ценит все, что связано с мучениками. К великому сожалению, время гонений уничтожило большую часть письменного наследия новомучеников, оставив нам только крупицы, да и те рассеяны по городам и весям и в большинстве своем неизвестны. И поэтому особенно уникальны книги, которые в последнее время появляются на книжных полках, в которых запечатлены жизненный подвиг того или иного новомученика или исповедника Христова. Вот и сегодня мы предлагаем вашему вниманию двухтомный сборник трудов священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского, выпущенный в свет Издательством «Булат» в серии «Духовное наследие новомучеников и исповедников Российских». ***

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) родился 15 апреля 1889 года в Люблинской губернии в многодетной крестьянской семье. В крещении младенец был наречен Антонием. Его отец Максим, бывший ефрейтор крепостной артиллерии, по окончании военной службы работал лесничим. Мать, Екатерина, родом из мещан, была домохозяйкой. Когда Антонию было пять лет, его отца убили порубщики леса, и они же сожгли отчий дом. Сидя в чужой избе в окружении детей, убитая горем мать оплакивала свою судьбу, а дети как могли, утешали ее. Именно тогда «пятилетний Антоша, взобравшись на колени к матери и обняв ее за шею, сказал: «Мама, ты не плачь. Когда я буду епископом, возьму тебя к себе!» И этими словами сам предсказал свою жизненную стезю. Вскоре по просьбе матери его приняли в сиротский приют в городе Люблине. Там мальчик хорошо учился и, окончив церковноприходскую школу, был отправлен на средства приюта в город Холм в Духовное училище, а затем и в Холмскую Духовную семинарию. Уже тогда Антоний всецело отдал себя на служение Церкви и ближним и не отступал от избранного пути ни на шаг.

В год окончания семинарии с ним произошло чудо, укрепившее его на выбранной стезе. За месяц до выпускных экзаменов он заболел двусторонним воспалением легких и был отправлен в семинарскую больницу. Болезнь осложнялась, и все боялись за его жизнь. В семинарской церкви служили молебны о выздоровлении. Господь услышал молитвы и даровал юноше чудесное исцеление. Впоследствии Антоний рассказывал своей матери: «Я находился в забытьи, и в это время мне было видение. Появился передо мной чудесный седой старец с длинной, до ступней ног, бородой и седыми, такими же длинными волосами, закрывавшими его обнаженное тело. Старец ласково на меня посмотрел и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу и будешь здоров». Слова эти посеяли во мне страх, и я воскликнул: «Обещаю!» Старец тут же удалился. Я заснул и с этого момента начал выздоравливать. Когда позже я рассматривал иконы с изображением святых Божиих угодников, то в иконе прп. Онуфрия Великого узнал того самого старца, который явился мне в больнице». Еще не вполне оправившись от болезни, Антоний приступил к выпускным экзаменам и успешно их выдержал, окончив семинарию по второму разряду.

В том же году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В Петербурге юноша стал завсегдатаем Государственной библиотеки, много читал на богословские и философские темы. Постепенно он стал всесторонне образованным человеком, что в дальнейшем помогло ему быть вдохновенным проповедником слова Истины. 5 октября 1913 года Антоний принял постриг с именем в честь преподобного Онуфрия Великого. Вскоре после этого инок Онуфрий был рукоположен в иеродиакона, а потом - и в иеромонаха. По благословению ректора академии епископа Анастасия (Александрова) иеромонах Онуфрий стал служить в храме села Михайловское неподалеку от станции Парголово Финляндской железной дороги. Так началось пастырское служение будущего новомученика, первые годы которого выпали на мирное время. А в 1923 году, приняв епископский сан, Владыка Онуфрий вступил на узкую стезю своего крестного подвига.

Как отмечает игумен Дамаскин (Орловский) в предисловии книги, «история сохранения трудов священномученика Онуфрия удивительна. Особая благодарность с нашей стороны должна быть принесена брату Владыки и пер­вому составителю его жития Андрею Максимовичу Гагалюку. О том, как попали к нему записи Святителя, сохранилась следующая история, рассказанная духовным чадом Владыки: «Когда в 1935 году архиепископ Онуфрий был арестован и осужден на десять лет лишения свободы, а затем, спустя два года, прекратилась переписка его с матерью, у нас появилось опасение за его жизнь и за целостность его писательских трудов. Тогда же мы начали поиски их, обра­тившись за этим к матери владыки Онуфрия, к брату его и к разным лицам, но они по этому вопросу ничего сказать не могли, и поиски наши оказались тщетными.

Шел 1950 год, минуло уже много лет со дня заключения архиепископа Онуфрия, и никаких сведений о его судьбе ни от кого получить не удалось. Мы примири­лись с мыслью, что его уже нет в живых, и что все написанное им погибло. И вот однажды перед Новым 1951 годом к одному из близких друзей владыки Онуфрия пришел глубокий старец, болезненного вида, назвавший себя иеромонахом Иовом, и сказал, что у него хранятся разные бумаги, собранные им по поручению архиепископа Онуфрия у разных лиц весной 1935 года. Владыка Онуфрий дал ему не­сколько писем к неизвестным лицам и строго наказал разыскать их и то, что они ему дадут, он должен никому об этом не говорить, взять к себе на хранение и беречь пуще глаза. Владыка Онуфрий благословил его в путь, сказал, что когда наступит время, он пошлет к нему за этими вещами.

Иов свято хранил принятые им вещи, подвергаясь ежечасно опасности ареста и изъятия вещей, но, видно по милости Божией, ему удалось сберечь все ему порученное. Но за последнее время здоровье его сильно пошатнулось, и он чувствует приближение смертного часа и опасается, что если он наступит, то вещи, порученные ему владыкой Онуфрием, навсегда пропадут. Иеромонах Иов предложил тотчас поехать к нему и принять от него то, что он хранил, дав клятву передать затем в руки владыки Онуфрия. Вот при каких обстоятельствах так долго разыскиваемые литературные труды архиепископа Онуфрия были получены нами. Мы во всем этом видим, несомненно, Промысел Божий к владыке Онуфрию. Видимо, Господь желает, чтобы все то, что написано Его вер­ным рабом, сохранилось и стало утешением для православных христиан».

Как говорится в предисловии, полученный от иеромонаха Иова материал, хранился в мешке, перевязанном веревками. Из этого мешка была извлечена большая кипа бумаг и много тетрадей. Все это находилось в большом беспорядке и, видимо, давно не проветривалось, что привело к порче и тлению некоторых бумаг. После разбора материала выяснилось, что за время с 1923 по 1935 годы владыкой Онуфрием было написано 564 статьи на 2288 страницах, из них сохранилось 535 статей. Приведенные цифры, по мнению издателей, наглядно говорят о большом писательском труде архиепископа Онуфрия. Имея столь ценный материал, а также составленную еще в 1937-1938 годах братом архиепископа Онуфрия совместно с его матерью полную биографию Владыки, было решено объединить все эти материалы в одну общую статью «Жизнь и труды православного архиепископа Онуфрия»... И в 50-е годы прошлого столетия, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I был напечатан машинописный трехтомник с одноименным названием.

Настоящее издание из серии «Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» содержит два тома творений священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского, канонизированного в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. В первый том вошло Житие священномученика Онуфрия, составленное игуменом Дамаскином (Орловским), а также сочинения Владыки – «О пастырском служении», «В защиту веры. Наука и религия», «Значение православной веры в жизни человека и общества. Церковь и государство» и «О единстве Церкви. Против расколов». Во втором томе собраны «Поучения и проповеди» архиепископа Онуфрия, его «Речи и послания», «Письма к родным», а также «Размышления на отдельные места Священного Писания» и «Годичный круг богослужения».

 

*** Архиепископ Онуфрий был расстрелян 1 июня 1938 года. За десять лет до принятия мученической кончины, находясь в ссылке, Владыка писал: ««Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Апок. 2, 10). Какой смысл гонений на служителей Христовых: ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией. Значит: в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Это слова Божии. Следовательно, они непреложны. Таким образом, гонения за верность Богу имеют для исповедников свои результаты: вечную радость, небесное блаженство. <...> Гонения — крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти». Сам священномученик Онуфрий остался верен Богу даже до смерти, а о его жизни и трудах наши читатели узнают из этого издания.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать