Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Михаил Труханов. Почему у нас нет радости в жизни.
Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с трудами протоиерея Михаила Труханова, московского старца, яркого представителя богословской мысли прошлого века. Труды отца Михаила создавались во многом на основе опыта его проповеднической деятельности как приходского священника. В этом смысле они близки к духовным размышлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. В них - то же прямое обращение к современникам. Беседуя с читателем, отец Михаил способен донести сложные догматические истины и канонические постулаты до его восприимчивого ума, задеть его сердце. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую книгу из цикла бесед батюшки с духовными чадами, которая называется - «Почему у нас нет радости в жизни». ***
Минское издательство Лучи Софии продолжает публикацию бесед с протоиереем Михаилом Трухановым. Искренне надеюсь, - говорит в предисловии автор-составитель Валентина Андреевна Звонкова, - что первая книга этих бесед «Воспоминания», рассказывающая о том, как батюшка смог выдержать сталинские тюрьмы и лагеря пятнадцать с половиной лет, не прошла для вас бесследно, всколыхнула душу, заставила задуматься о многом, может быть, даже привела к переосмыслению всей жизни. Если это так, тогда мы выполнили свою задачу и не напрасно трудились. Эта, вторая, книга о радости. Кто-то усмехнется и скажет: «Да какая может быть радость в наши дни, когда кругом беды и скорби?».
Да, сейчас многие унывают, независимо от того, верующие они или нет, церковные люди или просто захожане храма. Как легко стало потерять мир и покой, с таким, трудом обретенный постом, молитвой, покаянием и, конечно, благодаря Святому Причастию. Порой достаточно одного резкого, несправедливого, как нам кажется, слова. Да мало ли поводов к огорчению? А уж если заболели мы или наши родные, или скорби на нас навалились, тут уж мы унываем «по полной программе», нам ни до кого и ни до чего нет дела, никого видеть не хотим, так нам плохо. А как же отец Михаил? Кто читал воспоминания батюшки, тот, по словам Валентины Андреевны, невольно начинает сопоставлять условия его жизни со своими. У кого из нас было такое тяжелое голодное детство, вынужденный отъезд из семьи и работа на производстве с 14 лет, 5555 дней заключения в тюрьмах и лагерях?!
Но вера отца Михаила побеждала и бытие, и лагерное битие. Сколько его там били, кто только не издевался: и следователи, и «шестерки» главарей-убийц, и зеки, но он не роптал, а только говорил: «Господи, Тебя били, а меня, грешника, разве не надо?». И только молился: «Боже, будь со мною!». И эта его молитва, исполненная искренней горячей веры, не могла не быть услышана Господом. И Христос всегда был рядом с о. Михаилом, ободрял, утешал, вразумлял, давал радость единения с Собой! «Мы сейчас совсем в другое время живем, мы такие немощные!», - только и слышишь от церковных людей. «У нас нет такой веры», - тут же оправдываем мы себя и свое уныние. Позвольте, - говорит Звонкова, - но кто мешает нам укреплять свою слабую веру сейчас, когда столько церковной литературы, когда храмы открыты? Ведь и о. Михаил не родился с такой верой.
Когда батюшка рассказывал, что в тюрьме и лагерях он чувствовал водительство Христа и всегда благодарил Его, многие не верили: «Как такое может быть? Вас морят голодом, непосильными работами на лесоповале, бьют, оскорбляют, а Вы, что, благодарите Бога? Это же противоестественно!». Да, это именно противоестественно, вышеестественно, потому что, по-человечески рассуждая, так не бывает. Но это факт. В том-то и дело, что у нас разные понятия о радости. Нам так хочется иметь радость человеческую, когда всё хорошо и дома, и на работе, и у наших детей, и у родных. Вот тогда мы искренне радуемся. О духовной радости мы, конечно же, читали, все ведь теперь «шибко грамотные» (как говорил батюшка), килограммы книг прочли: и «Добротолюбие», и Иоанна Златоуста, и Феофана Затворника, и Игнатия Брянчанинова. Ну, да не всё, конечно, еще прочли, и не всё поняли, но при этом о духовной радости все не просто наслышаны, каждый ее испытывает: «Вот прочла книжку, такая, знаете, радость на душе, такое умиление, не передать словами!». А через пять минут кто-то нам не то или не так сказал, и наша радость улетучилась.
У отца Михаила радость была совсем другая. Она не улетучивалась от скорбей! В том-то всё и дело, что наша радость основана на наших чувствованиях и переживаниях, а они, ветром колеблемые, как и наше настроение, - ненадежный союзник. Да это и не удивительно, мы многое воспринимаем страстно, как бы ни старались очищать своего внутреннего человека. Отец Михаил знал цену таким чувствованиям и не доверял им. В нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», мы должны иметь «ум Христов», - всегда цитировал батюшка апостола Павла (Флп. 2, 5; 1 Кор. 2,16). Это благодатное состояние испытывал он в ссылках и лагерях, когда стяжал единение со Христом. Вот почему батюшка и говорил всегда: «Мне все равно, где быть, в тюрьме или в Кремле, только бы со Христом! Да разве может быть плохо со Христом?!». В этом отличие наших чувственных переживаний от настоящей духовной радости, которую опытно стяжал о. Михаил ценой огромных скорбей и непрестанной молитвы. И именно такую радость никто никогда не мог от него отнять, в отличие от нашей пятиминутной радости.
Отец Михаил, по словам автора-составителя, делился со всеми приходящими к нему не только богатым духовным и жизненным опытом, в первую очередь он делился своей радостью, которой был наполнен преизобильно, она просто изливалась от него на окружающих. Безусловно, эту неземную радость все чувствовали, к ней слетались, как мотыльки на огонек света, воспринимали, утешались, восторгались и... быстро теряли, потому что просто не могли ее вместить. И снова бежали к батюшке. А он вновь и вновь смиренно делился всем, чем Господь его так щедро облагодетельствовал. Слово Божие в устах отца Михаила было осязаемо живое и действенное, оно звучало с властью и смирением одновременно. Присутствующие на домашних беседах могли услышать батюшкины размышления, которые он записал накануне и смиренно испрашивал совета у своих чад, чтобы, как он говорил, соборным разумом разрешить такой-то вопрос. Каждый мог высказаться, атмосфера была очень доброжелательная и непринужденная. А потом батюшка отвечал на многочисленные вопросы. Но какие бы сложные вопросы ни обсуждались, батюшка не мог не говорить о Христе, о Промысле Божием. «А со Христом всегда хорошо, с Ним всегда радость», - не уставал повторять о. Михаил.
Как и все остальные книги священника отличаются обилием ссылок, что по словам автора-составителя, не должно удивлять читателя. Отец Михаил - богослов не только по образованию, в первую очередь он - богослов всей своей жизнью по заповедям Божиим. Обратите внимание, - говорит Звонкова, - как именно говорит батюшка, сколько в его беседах цитат из Библии, причем это не заготовленный заранее текст, а просто ответы на вопросы. Да, у батюшки была прекрасная память, несмотря на 80-летний возраст. Но дело совсем не в этом. Его дух был всегда настроен в унисон со Священным Писанием и обращен ко Христу. Всю свою долгую жизнь о. Михаил питал себя Словом Божиим, ежедневно вычитывал весь круг богослужений, многое знал наизусть, и потому речь батюшки была буквально пропитана библейским словом, он иначе уже не мог изъясняться. Мы посчитали полезным привести первоисточники, они даны в сносках в конце книги. Конечно, надо учитывать, что эта книга - не богословский труд, а именно беседы, где ссылки не предполагались. Поэтому, что смогли найти, то нашли.
*** По словам Валентины Андреевны, какие-то моменты в беседах отца Михаила могут показаться читателю спорными. Батюшка часто говорил: «Я - хитрый! Я говорю вам, как положено по церковным канонам и снимаю с себя ответственность. А ваше дело - принять это к исполнению или не принять». А бывало, замечал: «А это мое личное мнение! Вы уж сами соображайте». В беседах с духовными чадами о. Михаил всегда подчеркивал, что если мнение отдельного богослова отступает от общего церковного правила, тогда оно носит характер частного мнения и поэтому необязательно, чтоб мы его все принимали и выполняли. Надеемся, что эти беседы будут душеполезны многим православным читателям. Те, кто заинтересуется затронутыми в беседах темами, могут обратиться к трудам батюшки, которые в настоящее время уже переизданы и находятся в широком доступе.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 28 апреля 2024
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!