У книжной полки. 14 сентября

14 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Михаил Труханов. Почему у нас нет радости в жизни.

 

Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с трудами протоиерея Михаила Труханова, московского старца, яркого представителя богословской мысли прошлого века. Труды отца Михаила создавались во многом на основе опыта его проповеднической деятельности как приходского священника. В этом смысле они близки к духовным размышлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. В них - то же прямое обращение к современникам. Беседуя с читателем, отец Михаил способен донести сложные догматические истины и канонические постулаты до его восприимчивого ума, задеть его сердце. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию вторую книгу из цикла бесед батюшки с духовными чадами, которая называется - «Почему у нас нет радости в жизни». ***

Минское издательство Лучи Софии продолжает публикацию бесед с протоиереем Михаилом Трухановым. Искренне надеюсь, - говорит в предисловии автор-составитель Валентина Андреевна Звонкова, - что первая книга этих бесед «Воспоминания», рассказывающая о том, как батюшка смог выдержать сталинские тюрьмы и лагеря пятнадцать с половиной лет, не прошла для вас бесследно, всколыхнула душу, заставила задуматься о многом, может быть, даже привела к переосмыслению всей жизни. Если это так, тогда мы выполнили свою задачу и не напрасно трудились. Эта, вторая, книга о радости. Кто-то усмехнется и скажет: «Да какая может быть радость в наши дни, когда кругом беды и скорби?».

Да, сейчас многие унывают, независимо от того, верующие они или нет, церковные люди или просто захожане храма. Как легко стало потерять мир и покой, с таким, трудом обретен­ный постом, молитвой, покаянием и, конечно, благода­ря Святому Причастию. Порой достаточно одного рез­кого, несправедливого, как нам кажется, слова. Да мало ли поводов к огорчению? А уж если заболели мы или наши родные, или скорби на нас навалились, тут уж мы унываем «по полной программе», нам ни до кого и ни до чего нет дела, никого видеть не хотим, так нам плохо. А как же отец Михаил? Кто читал воспоминания батюшки, тот, по словам Валентины Андреевны, невольно начинает сопоставлять условия его жизни со своими. У кого из нас было такое тяжелое голодное детство, вынужденный отъезд из семьи и ра­бота на производстве с 14 лет, 5555 дней заключения в тюрьмах и лагерях?!

Но вера отца Михаила побеждала и бытие, и лагерное битие. Сколько его там били, кто только не издевался: и следователи, и «шестерки» главарей-убийц, и зеки, но он не роптал, а только говорил: «Господи, Тебя били, а меня, грешника, разве не надо?». И только молился: «Боже, будь со мною!». И эта его молитва, исполненная искрен­ней горячей веры, не могла не быть услышана Господом. И Христос всегда был рядом с о. Михаилом, ободрял, утешал, вразумлял, давал радость единения с Собой! «Мы сейчас совсем в другое время живем, мы такие немощные!», - только и слышишь от церковных людей. «У нас нет такой веры», - тут же оправдываем мы себя и свое уныние. Позвольте, - говорит Звонкова, - но кто мешает нам укреплять свою слабую веру сейчас, когда столько церковной литературы, когда храмы открыты? Ведь и о. Михаил не родился с такой верой.

Когда батюшка рассказывал, что в тюрьме и лагерях он чувствовал водительство Христа и всегда благодарил Его, многие не верили: «Как такое может быть? Вас морят голодом, непосильными работами на лесоповале, бьют, оскорбляют, а Вы, что, благодарите Бога? Это же противоестественно!». Да, это именно противоестественно, вышеестественно, потому что, по-человечески рассуждая, так не бывает. Но это факт. В том-то и дело, что у нас разные понятия о радости. Нам так хочется иметь радость человеческую, когда всё хорошо и дома, и на работе, и у наших детей, и у род­ных. Вот тогда мы искренне радуемся. О духовной ра­дости мы, конечно же, читали, все ведь теперь «шибко грамотные» (как говорил батюшка), килограммы книг прочли: и «Добротолюбие», и Иоанна Златоуста, и Фе­офана Затворника, и Игнатия Брянчанинова. Ну, да не всё, конечно, еще прочли, и не всё поняли, но при этом о духовной радости все не просто наслышаны, каждый ее испытывает: «Вот прочла книжку, такая, знаете, ра­дость на душе, такое умиление, не передать словами!». А через пять минут кто-то нам не то или не так сказал, и наша радость улетучилась.

У отца Михаила радость была совсем другая. Она не улетучивалась от скорбей! В том-то всё и дело, что наша радость основана на наших чувствованиях и переживаниях, а они, ветром колеблемые, как и наше настроение, - ненадежный союзник. Да это и не удивительно, мы многое воспринимаем страстно, как бы ни стара­лись очищать своего внутреннего человека. Отец Михаил знал цену таким чувствованиям и не доверял им. В нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», мы должны иметь «ум Христов», - всегда цитировал батюшка апостола Павла (Флп. 2, 5; 1 Кор. 2,16). Это благодатное состояние испы­тывал он в ссылках и лагерях, когда стяжал единение со Христом. Вот почему батюшка и говорил всегда: «Мне все равно, где быть, в тюрьме или в Кремле, только бы со Христом! Да разве может быть плохо со Христом?!». В этом отличие наших чувственных переживаний от настоящей духовной радости, которую опытно стяжал о. Михаил ценой огромных скорбей и непрестанной молитвы. И именно такую радость никто никогда не мог от него отнять, в отличие от нашей пятиминутной ра­дости.

Отец Михаил, по словам автора-составителя, делился со всеми приходящими к нему не только богатым духовным и жизненным опытом, в первую очередь он делился своей радостью, которой был наполнен преизобильно, она просто изливалась от него на окружающих. Безусловно, эту неземную ра­дость все чувствовали, к ней слетались, как мотыльки на огонек света, воспринимали, утешались, восторга­лись и... быстро теряли, потому что просто не могли ее вместить. И снова бежали к батюшке. А он вновь и вновь смиренно делился всем, чем Господь его так щедро облагодетельствовал. Слово Божие в устах отца Михаила было осязаемо живое и действенное, оно звучало с властью и смирением одно­временно. Присутствующие на домашних беседах мог­ли услышать батюшкины размышления, которые он за­писал накануне и смиренно испрашивал совета у своих чад, чтобы, как он говорил, соборным разумом разре­шить такой-то вопрос. Каждый мог высказаться, атмос­фера была очень доброжелательная и непринужден­ная. А потом батюшка отвечал на многочисленные во­просы. Но какие бы сложные вопросы ни обсуждались, батюшка не мог не говорить о Христе, о Промысле Божием. «А со Христом всегда хорошо, с Ним всегда радость», - не уставал повторять о. Михаил.

Как и все остальные книги священника отличаются обилием ссылок, что по словам автора-составителя, не должно удивлять читателя. Отец Михаил - богослов не только по образова­нию, в первую очередь он - богослов всей своей жиз­нью по заповедям Божиим. Обратите внимание, - говорит Звонкова, - как именно говорит батюшка, сколько в его беседах цитат из Библии, причем это не заготовленный заранее текст, а просто ответы на вопросы. Да, у батюшки была пре­красная память, несмотря на 80-летний возраст. Но дело совсем не в этом. Его дух был всегда настроен в унисон со Священным Писанием и обращен ко Христу. Всю свою долгую жизнь о. Михаил питал себя Словом Божиим, ежедневно вычитывал весь круг богослужений, многое знал наизусть, и потому речь батюшки была букваль­но пропитана библейским словом, он иначе уже не мог изъясняться. Мы посчитали полезным привести перво­источники, они даны в сносках в конце книги. Конеч­но, надо учитывать, что эта книга - не богословский труд, а именно беседы, где ссылки не предполагались. Поэтому, что смогли найти, то нашли.

 

*** По словам Валентины Андреевны, какие-то моменты в беседах отца Михаила могут по­казаться читателю спорными. Батюшка часто говорил: «Я - хитрый! Я говорю вам, как положено по церков­ным канонам и снимаю с себя ответственность. А ваше дело - принять это к исполнению или не принять». А бывало, замечал: «А это мое личное мнение! Вы уж сами соображайте». В беседах с духовными чадами о. Михаил всегда подчеркивал, что если мнение отдельного богослова отступает от общего церковного правила, тогда оно но­сит характер частного мнения и поэтому необязатель­но, чтоб мы его все принимали и выполняли. Надеемся, что эти беседы будут душеполезны мно­гим православным читателям. Те, кто заинтересуется затронутыми в беседах темами, могут обратиться к тру­дам батюшки, которые в настоящее время уже переизданы и находятся в широком доступе. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать