У книжной полки. 14 марта

14 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игумен Нектарий (Морозов). Труд пробуждения. Беседы на воскресные и празд­ничные евангельские чтения и дни памяти святых.

 

«Вся наша жизнь, по словам игумена Нектария (Морозова), есть непрестанный выбор - выбор между добром и злом, добродетелью и грехом, между Богом и извечным врагом нашего спасения. В круговороте земных дел, среди различных попечений и хлопот мы часто забываем об этом. Однако Господь напоминает нам о необходимости выбирать - через обстоятельства нашей жизни, через различные, явные даже для нас при нашей духовной неопытности искушения. Но чаще всего напоминает Господь об этом через собственное слово Свое - Святое Евангелие, всегда доступное и открытое для нас». Но «Евангельское слово — простое, понятное и ребенку, в то же время глубоко и непостижимо», и поэтому требует постоянного размышления над собой. Именно, размышления по мотивам новозаветных отрывков, читаемых за богослужением, и стали основой очередной книги бесед игумена Нектария, которая вышла в свет в Издательстве Саратовской митрополии и называется – «Труд пробуждения. Беседы на воскресные и празд­ничные евангельские чтения и дни памяти святых». ***

В предисловии книга издатели пишут: «В сегодняшней, современной нашей жизни недостатка в христианской литературе нет. Святоотеческие творения, многочисленные сборники, посвященные различным духовным проблемам, опыт близких нам по времени подвижников — все это доступно верующему человеку, причем практически любому, вне зависимости от достатка, места проживания и иных внешних обстоятельств. Почему же в столь малой мере узнана и понята церковная жизнь большинством из тех, кто на­полняет наши храмы? Кому-то, только эту жизнь начинающему, безусловно, не хватает опыта. Мно­гим другим — не хватает просто труда. А точнее, того возгревания своей души, о котором пишут святые отцы и которое является основанием для ревнования, по слову апостола, о дарах больших. Этот труд пробуждения себя не требует каких-то сложных духовных схем. Его основу составляет внимание — к словам молитвы, словам богослу­жения, но прежде всего, конечно, к словам Самого Господа и Его ближайших учеников.

В очередной книге бесед игумена Нектария ( Морозова) собраны его проповеди на темы воскресных Евангелий и праздников церковного года, а также в дни Великого поста и дни памяти некоторых святых. Произнесены были эти проповеди в период с 2000 по 2003 г. на Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. И как отмечают издатели, в них заключено не толь­ко фактическое содержание. В них сконцентрирован тот пастырский труд священника, который по­буждает его огорчаться или радоваться. Искренне радоваться тому, что со вниманием воспринятое слово было вынесено из храма в жизнь, что побу­дило оно кого-то к приложению усилий, хотя бы малых, к возделыванию своей собственной ду­ши. Огорчаться — когда интерес на лице кого-то из слушающих так интересом и остался; интере­сом, не растеплившим сердца, а потому бесплодным».

Сегодня первый день Святой Четыредесятницы. В этот день, и в последующие за ним три дня, читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Многие верующие люди приходят на эти удивительные богослужения, которые настраивают душу на покаяние, на несение великопостного подвига ради Господа. По окончании службы обязательно звучит назидательное слово священника. Открыв эту книгу, мы так же найдем проповедь игумена Нектария, произнесенную им на Покаянном каноне в понедельник первой седмицы Великого поста. Я прочитаю вам ее фрагмент. «Вновь наступил Великий пост, время в жизни Церкви и в жизни каждого христианина осо­бенное, время сугубого внимания человека к себе, к своей душе, время покаяния. Господь, как никогда, близок сейчас к нам, ждет наше­го раскаяния, готов укрепить нашу решимость оставить свои грехи, уврачевать причиненные нам смертоносным оружием греха раны».

Как говорит отец Нектарий, «мы в эти дни, в первые дни наступившего поста, действительно откладываем обычно ка­жущиеся неотложными дела, приходим в храм и внимаем до глубины души проникающим словам Великого Покаянного канона, этого удивительнейшего творения святого пастыря Критской Церкви. Перед нашим мысленным взором проходят библейские образы греха и добродетели; вся история человечества в вос­станиях и падениях ее героев предстает перед нами в какие-то кратчайшие мгновения, от­крывается для нас поразительно сильно и ярко. И можно видеть, как изменяемся мы вдруг, как погружаемся в самих себя, какими неожидан­но глубокими, сосредоточенными становятся человеческие лица, какая скорбь появляется глазах, из которых порой неудержимо скаты­ваются одна за другой непрошеные слезы.

Стоит ли тому удивляться? – продолжает священник. - Сколько на­ших собственных падений вспоминается нам в эти минуты, какую бездну греха видим мы в своих сердцах! И, напротив, какой нищей в добродетели открывается наша душа! Мы понимаем вдруг, какой поразительный дар - нашу бессмертную душу - дал нам Господь, еще прежде самого творения замысливший нас как нечто непостижимо прекрасное и совершенное, предназначенное для высочайшего блажен­ства, для радости, невыразимой ни человече­ским, ни ангельским языком. Как же преступно небрежны мы с этим даром, сколько допущено нами ошибок, сколько темных пятен на некогда ослепительно белом, точно из небесного света сотканном одеянии нашей души. И как же му­чительно больно и горько это сознавать!

Но вот тот миг, когда весь храм, все как один опускаются на колени, и воцаряется бла­гоговейная тишина. Ее разрывает вдруг пронзающий душу призыв, в котором звучит гроз­ное предостережение: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй!». Господи, - восклицает проповедник, - какой же страх, какой трепет овладевают человеком, когда он слышит эти слова! ведь действительно сон — наша такая обыденная, такая бездумная и пропитанная грехом жизнь. Каждый день, каждый час, каждое мгновение в этом больном, ужасном «сне» мы грешим, прогневляя Бога, и сквозь сон говорим самим себе: «Да, конечно, все это плохо, никуда не годится, наконец, просто невыносимо. На­до все это прекратить, исправить... но только не сейчас. Позже, потом, когда-нибудь...».

Мы «спим», - говорит отец Нектарий, - но враг наш не спит никогда. Его ненависть расставляет на нашем пути все новые и новые ловушки греха. И мы легкомысленно попадаем в них и снова грешим, еще больше и тяжелее. Он знает, чего ждет; а мы не знаем, мы не понимаем, как понимает он, что конец наш приближается день ото дня. Уже нет кого-то из наших близких: старость свела их в могилу. Вот кто-то из наших друзей и ровесников оставил нас: болезнь или несчастный случай преждевременно исторгли его из этого мира. Вот кто-то совсем юный, куда моложе и здоровее нас, по непостижимым судьбам Божиим ушел в мир иной. Кому ведомо, когда прервется нить нашей жизни, когда мы предстанем пред нелицеприятным и праведным Судией?

Скорее всего, случится это как-то внезапно, совсем нежеланно для нас. И как же тогда смутимся мы, какая скорбь овладеет нами, как захочется что-то исправить, повиниться — сделать то самое, о чем так часто напоминала прежде совесть! Но будет поздно, и уже ровным счетом ничего нельзя будет изменить... И потому уже теперь звучит для нас этот призыв: ныне, сейчас, воспряни душа, когда так близок к тебе всегда вездесущий и все наполня­ющий Собою Господь. Воспряни от своего сна, вспомни все, в чем обличала тебя неподкупная мучительница-совесть, вспомни все, что гово­рила она тебе, вспомни и исполни это, чтобы пощадил тебя Христос Бог, чтобы любовь Его не жгла тебя потом как вечный укор, как нестер­пимое обличение в том, что ты так и не отклик­нулась на нее». И если почувствуем мы, что овладевает нами, что грех снова хмельной волной дурманит нас, возбудим душу свою, воскликнем ей: «Востани, что спиши!»

 

*** Как отмечают издатели, и это понятно из приведенного выше отрывка, что «данная книга в первую очередь ориентирует читателя на труд возгревания души к жизни духовной. Она призвана подвести к более внимательному, живому прочтению и усвоению святоотеческих книг и осмысленному, глубокому отношению к своей повседневной христианской жизни. Обращаясь к слушателям и читателям, игумен Нектарий (Морозов) придает особенное значение решимости всецело довериться Богу, без которой невозможно духовное становление христианина. Чтобы обрести ее, пре­одолев состояние расслабленности и нерешительности, необходим ежедневный труд, направленный на пробуж­дение своей души. В евангельских событиях и примерах, затронутых в данных размышлениях, особо подчерки­ваются те моменты, которые располагают сердце к подобному пробуждению.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать