У книжной полки. 14 августа

14 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. О Церкви и Страшном Суде. Избранное.

 

В 2019 году исполняется 110 лет со дня блаженной кончины всероссийского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Предстоящей годовщине посвящено издание книги, которая выходит в серии «Пророчества святых отцов о последних днях». В предыдущих программах мы уже говорили о книгах этой серии: «Солнце на закате» святителя Игнатия (Брянчанинова), «О Православии с предостережениями от погрешений против него» святителя Феофана Затворника, «Страшный суд» преподобного Ефрема Сирина. Очередная книга составлена по трудам св. прав Иоанна Кронштадтского, который многократно увещал и предупреждал русский народ об ожидающих его грозных событиях. Книга называется - «О Церкви и Страшном Суде». ***

Предваряют и заканчивают этот сборник похвальные слова отцу Иоанну его искреннего почитателя, известного богослова Русской Зарубежной Церкви архиепископа Аверкия (Таушева). Владыка Аверкий пишет: «Будучи действительно «пастырем добрым», о. Иоанн не переставал болеть душою и скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от своей Матери-Церкви. В этом он видел страш­ную угрозу для русского народа… С великой горечью многократно говорил отец Иоанн о тех русских людях, которые забывают, что «настоящая жизнь наша есть изгнанничество» и что «мы должны усиленно стремиться чрез покаяние и дела, достойные покаяния, к своему Небесному Отечеству…».

Эти слова архиепископа Аверкия по праву могут быть названы лейтмотивом предлагаемого сборника, в который вошли избранные проповеди и дневниковые записи о. Иоанна о Православной Церкви, состоянии и судьбе русского народа и грядущем Суде Божием. Несмотря на вековую давность слов Кронштадтского пастыря, они и по сей день звучат очень остро: ведь и в наше время многие православные люди остаются также же беспечны и теплохладны к вопросам веры и своей будущей вечной участи. «Мы имели счастье родиться и креститься в Царстве Христовом – в Церкви Православной, - пишет отец Иоанн, - и призваны быть наследниками Царствия Небесного, но множество из народа русского интеллигентного отреклись от Христа и Церкви Его, захотели управляться сами собою, жить по своей безрассудной воле... – и сами стремятся и Россию влекут к погибели».

Такие пророческие и обличительные слова очень часто исходили из уст праведного отца Иоанна Кронштадтского в последние годы его жизни. Он предвещал, что реки слез и крови потекут по Русский земле, если народ наш не одумается и не раскается в своем богоотступничестве. Пророчество его о грядущем крушении Российского Царства сбылись уже в 1917 году, и по всей земле нашей полилась кровь: и брат восстал на брата, и сын на отца. И разразилась на нашей земле небывалая трагедия: море переломанных судеб и растерзанных жизней. Но и этим не вразумился русский народ, и продолжается это богоотступничество и богоборчество вплоть до нашего времени в самых различных его формах и проявлениях… «Бедное отечество, когда-то ты будешь благоденствовать?! – вопрошает отец Иоанн. И сам же отвечает на этот вопрос: Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Отечеству и чистоты нравов!»

Вспомним, с какой ревностью отстаивали и как страдали за сохранение чистоты Православной веры святые отцы Церкви. И все потому, что они дорожили Православием, видя в Нем живой и чистый Источник Божественной Силы и Благодати. «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!» — так неоднократно любил восклицать приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский. И это понятно! Ведь он сам в себе самом постоянно ощущал всю несравненную благодатную силу и духовную мощь чудного, животворного, Божественного Православия — этой чистой, неповрежденной и не искаженной никакими человеческими заблуждениями подлинной Христовой веры. Веры — единой истинной, единой спасающей.

Батюшка отец Иоанн был ярким выразителем духа истинного Православия, ревностным и непоколебимым поборником истинной православной веры и Церкви: «Ни одно исповедание христианской веры, — говорил отец Иоанн, — кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению… Другие исповедания неправославные примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению, обновлению, коими обладает Православная Церковь». Это говорит нам праведник нашего времени, несомненная святость которого засвидетельствована поразительными чудесами, и вся изумительная жизнь которого невольно заставляет нас преклоняться перед его словами, перед его учением, как перед непререкаемым, неоспоримым авторитетом!

«Вне Церкви, — говорит отец Иоанн, — нет спасения, нет духа благодати». А истинная Церковь та, которая исповедует истинную, никакими человеческими мудрованиями не извращенную, от самих апостолов идущую, подлинную Христову веру. «Вера Христова православная, — так восклицает отец Иоанн в своем вдохновенном дневнике, — сколько в тебе открыто благ неизреченных! Как ты обновляешь, очищаешь, претворяешь нашу душу и самое тело чрез веру, надежду, чрез покаяние, молитву и особенно чрез животворящую Таину Причащения! Сколько в тебе даров Божиих неизреченных! Какая Божественная жизнь! Какие чудные действия Духа Животворящего!.. Сколько в тебе благ, вера святая, православная! Какая ты богатая сокровищница Божественная!..»

Эти и другие поразительные по силе слова великого пастыря о Православной вере и ее неизреченных благах не должны оставить нас равнодушными, но пробудить в нас искреннее признание нашего незнания и непонимания всей глубины Православия. Нужно заставить наши охладелые души проснуться от спячки, которую наводит на нас современность со всеми ее соблазнами и комфортабельной жизнью. Кажется, ни в какое другое время не было столько сетей для христианской души, как сегодня. Поэтому нам надо взбодриться, отряхнуться от дурмана этого преходящего мира и прислушаться повнимательней к огнедышащим словам Всероссийского пастыря и пророка. И главное отнестись к ним со всей серьезностью и пониманием их важности лично для нас, для каждого из нас. Ведь не секрет, что мы не способны так, как он ощущать в себе действие благодатных даров Божиих, и потому не понимаем в полной мере того, о чем говорит батюшка отец Иоанн. А все по тому, что нет в нас горения и ревности по Богу: ведь если честно признаться, мы не холодны и не горячи ко многим вопросам веры.

Но Господь говорит к нам через ап. Иоанна Богослова: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, …то извергну тебя из уст Моих (Откр.3, 15-16). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к такому духовному состоянию верующих: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Поэтому каждому из нас нужно помнить и следующие слова Апокалипсиса: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Вот и надо нам пока не поздно осознать эту свою нищету, духовную слепоту и наготу от всего доброго и богоугодного…, которые мы не видим, но ее видит Господь, для Которого нет ничего тайного и сокровенного.

Говоря о надвигающейся на Россию гибели за беззакония русских людей, батюшка Иоанн всегда соединял с этим и предречение о приближающейся кончине мира, Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде. Вот, что мы слышим из уст Кронштадтского пастыря: «Современный мир обуяло неверие, безбожие — он впал в слепоту, покорился зверским страстям плоти; люди возомнили о себе, как о богах, и отвергли Бога — погрузились во тьму и мерзость всяких беззаконий и погибают снова безобразной смертью. Нужен снова Искупитель, но Он придет уже не спасать, а судить изолгавшийся, и обезумевший от неверия мир и — страшен будет суд Его хулителям Его». Как это похоже на происходящее вокруг, что невольно задумаешься: «ведь и к нам относятся эти грозные предречения отца Иоанна…» Жизнь наша скоротечна, и никто из нас не знает, когда наступит предел её; так же не известно нам время Страшного Суда Божия. И предстоя перед этими двумя неизвестностями, мы должны помнить о них, помнить о том, что нам придется держать ответ на Страшном Судище Христовом. И горе нам, если ответ этот будет «не добрый»… Поэтому Церковь Православная, эта чадолюбивая мать ежедневно напоминает нам об этом «последнем дне» в своих молитвах, которые мы слышим за богослужением. Об этом нам напоминает и святые отцы.

 

*** Память о Втором Славном Пришествии Христовом, страшном Суде Божием и неизвестность этого часа всегда побуждала благочестивых христиан находиться в бодрствовании над собой, чтобы на всякий час быть готовыми к ответу перед Богом. И отец Иоанн Кронштадтский вместе со святыми отцами предшествующих времен призывает нас к всегдашнему памятованию о грядущем Страшном Суде, потому что дни лукавы, а мы немощны и беспечны. И чтобы не застиг нас этот день как тать среди темной ночи безверия и равнодушия, прислушаемся к вразумляющим словам Кронштадтского пастыря: «Обратись к Богу. Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище — веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать