У книжной полки. 14 апреля

14 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Для чего мы живем. Великие русские старцы о смысле христианской жизни.

 

Для чего мы живем? Этот вопрос рано или поздно беспокоит ум каждого человека, и в поисках ответа на него иногда проходит и вся жизнь. И хорошо, если найдется тот, кто сможет объяснить и наставить на истинный путь. Так было, например, в жизни Николая Александровича Мотовилова, который с 12 лет желал знать, в чем состоит цель христианской жизни. Обращался с этим вопросом ко многим духовным лицам, но ни один ответ не смог удовлетворить его ищущую душу. И только преподобный Серафим Саровский смог растолковать ему, что истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божиего. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны наставления великих русских старцев о смысле христианской жизни. Она вышла в свет в Издательстве «Ковчег» и называется - «Для чего мы живем». ***

В этой книге собраны беседы и поучения русских старцев - от преподобных Паисия Величковского и Серафима Саровского до наших современников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и протоиерея Николая Гурьянова. В поучениях великих старцев указан не только путь ко спасению, но и отражен духовный опыт русского народа, церковные обычаи и предания. Сотни лет верные ученики бережно записывали и хранили поучения своих учителей. Это делалось с надеждой, что слова старцев не потеряются, но будут услышаны всюду, всегда и во все времена. Теперь это бесценное духовное сокровище доступно читателю данной книги.

Открывает этот сборник одна из бесед великого старца Паисия Величковского с паломником. Преподобный Паисий, основатель русского старчества, переводчик множества святоотеческих творений, был настоятелем Нямецкой лавры. Слава о мудром старце привлекала в эту отдаленную молдавскую обитель сотни паломников не только из Молдавии и Валахии, но и из других славянских земель, в том числе и из России. И вот в опубликованной беседе святой старец говорит о том, как спастись мирянину. «Советую вам, - говорит прп. Паисий, - прилежнее читать Божественное Писание и учения святых и богоносных отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божия, то есть истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещенном учении вы найдете все, что нужно ко спасению». «Православная вера, по словам старца, есть та, которую содержит Единая Святая, Соборная и Апостольская Цер­ковь Восточная; без этой веры православной никак нельзя никому спастись».

Добрые дела - это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также не­возможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верой православной, и тогда, при помощи благодати Божией, споспеше­ствующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшего: без Мене не можете творити ни-чесоже. И должно знать, что Христос Спаситель, Ис­тинный Бог наш, Который хощет всем человеком спастися, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди евангельские, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного до­брого произволения души: иго бо святых Его запо­ведей благо и бремя делания их легко есть».

По словам прп. Паисия, «святые заповеди Христовы легко может ис­полнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Поэтому-то те, кто приступает их и не кается, в страшное Второе Пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. Святые заповеди евангельские, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо недостает у человека, то и спасения души не бывает. Таковы заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силемилостыню и душевную, и телесную и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие запо­веди Христовы, во Святом Евангелии написанные. А больше всего любить Бога всем сердцем своим, и всей душой своей, и всего крепостью своей, и всем помышлением своим, и ближнего своего как самого себя».

Последователями прп. Паисия были оптинские старцы, наставления которых также представлены на страницах этой книги. Сегодня Святая Православная Церковь чтит память прп. Варсонофия, одиннадцать бесед которого вошли в настоящий сборник. Как отмечают издатели, «поступив в монастырь в 1891 году, преподобный Варсонофий, как сказал о нем преподобный Нектарий, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, стал великим старцем». Уже в 1903 году он был назначен духовником скита, а также духовником Шамординской обители. После кончины святого пра­ведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Вар­навы Гефсиманского в Оптину пустынь особенно увели­чился поток богомольцев. Преподобный старец Варсонофий ежедневно принимал для духовных бесед лиц самых различных сословий, отвечал на множество вопросов.

«О смысле всей жизни» прп. Варсонофий говорит: «Каждая страсть есть болезнь души; ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны. Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и суще­ствуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения... В миру редко кто знает об этой борьбе. На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его. Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным - добродетелями». Начинать эту борьбу святой старец советует лучше всего так: «хотя нам присущи все страсти, - говорит он, - но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться».

«Вести борьбу со всеми страстями, по словам прп. Варсонофия, - сразу невозможно - задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и так далее. Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, де­лается собеседником Ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоя­нии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку не­воспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бес­страстных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на Небесах не сделается смирен­ным. Люди с противоположными взглядами не по­нимают друг друга и часто приносят вред...»

«Слова мои, - говорит а заключение старец, - просты, понятны и пятилетнему ре­бенку, но в них заключается смысл всей жизни. Научиться бороться со своими страстями очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством будет для вас чтение житий святых. Мир давно уже оставил это чтение, но не сообразуйтесь с миром — и оно много утешит вас. В Житиях святых мы найдем указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителем. Да поможет вам Господь!» Это была беседа старца Варсонофия Оптинского о смысле жизни христианской. А кроме того, он говорит о том, как узреть Бога, как избавиться от тоски и скорби, о том, к чему должна стремиться душа, и как получить спасение. Беседы на эти темы вы также найдете на страницах данного сборника.

 

*** В этой книге собраны беседы, наставления, советы великих русских старцев: прпп. Варнавы Гефсиманского, Алексия Зосимовского, святых праведных Иоанна Кронштадского и Алексия Московского (Мечёв), преподобного Силуана Афонского, святых Оптинских старцев и многих других. Все они так или иначе своими наставлениями дополняют учение старца Серафима Саровского и имеют единый дух и единомыслие. И пример тому, преподобный Севастиан Карагандинский, который часто на вопросы: "Как нам жить?" - отвечал словами Оптинского старца Амвросия: "Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение".

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать