Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сергей Иосифович Фудель. Воспоминания. У стен Церкви. Моим детям и друзьям.
Сергей Иосифович Фудель, ровесник трагического для России XX века. Он родился в последний день 1900 года (по новому стилю это 13 января) в семье московского тюремного священника и был крещен в храме Бутырской тюрьмы. Ему предстояло еще не раз вернуться в ее стены, но уже в качестве узника. Много было скорбного в жизни этого человека, но Сергей Фудель прожил жизнь и встретил смерть с песнью благодарности Богу в душе. Слова ее будто сами просились наружу. Он стремился поделиться с другими, особенно с молодыми. Поделиться прежде всего свидетельством о том, что значила для него Церковь Православная, в которой он обрел немеркнущую зарю Духа и причастие вечной жизни. И он засвидетельствовал это в своих произведениях, которые в частности мы предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию избранные произведения Сергея Иосифовича Фуделя, которые вышли в свет при содействии двух Издательств - СТСЛ и Русский путь в двух книгах. В первую из них вошли «Воспоминания», писавшиеся около двадцати лет и «Воспоминания об о. Николае Голубцове», в которых, как и в каждом из сочинений Фуделя, присутствуют все главные темы его творчества - размышления о присутствии Бога, познаваемом в людях и в живоносных словах, о следах святых на земле живых, о святой и непобедимой Церкви. Поэтому эта книга и называется - "Воспоминания". Во вторую книгу, в соответствии с ее названием, вошли работы «У стен Церкви» и «Моим детям и друзьям», посвященные размышлениям о познании Бога и Его присутствии в жизни людей, о смысле страданий, о сокровенной сущности Церкви и ее историческом пути. Евангелии, об опыте святых, живших в древности и современных автору.
Предисловии к этим книгам написал протоиерей Николай Балашов, который о скорбном пути писателя рассказывает следующее: "В его жизни уместились три ареста, двенадцать лет тюрьмы и ссылки, а между ними — годы войны, проведенные в армии. С небольшими перерывами, которые были наполнены каждодневным ожиданием ночного стука в дверь и нового ареста, эти испытания растянулись на 29 лет, и окончательно вернуться к своей семье Фудель смог лишь во второй половине столетия. Дома не было, попытки устроиться хоть где-нибудь всем вместе проваливались одна за другой. В университете ему удалось проучиться — до первого ареста — лишь год, и даже освоенную в ссылке нудную работу счетовода найти было очень нелегко человеку с таким прошлым.
Из двоих ближайших друзей юности один (священник Сергий Сидоров) был расстрелян, другой (художник Николай Чернышев) безвестно сгинул в пути в ссылку. Третий, старший друг (Сергей Дурылин), оказавший большое влияние на Сережу Фуделя в молодые годы, отказался от священнического служения и избегал общения с теми, кто знал его иным. Самому Фуделю священником стать не пришлось — по причинам как внешнего, так и внутреннего свойства, о которых говорил он мало и редко. Может быть, одним из главных препятствий был тот чрезвычайно высокий образ священства, который запечатлела в его сердце память об отце, замечательном московском пастыре и проповеднике протоиерее Иосифе Фуделе. Однако сам Сергей Иосифович считал себя грешным человеком, которого Господь удостоил милости быть другом святых.
По словам отца Николая, святых Фудель знал не из книжек — вернее сказать, не только, потому- что и книги древних и новых отцов он нес в своем сердце и знал их, как мало кто. Но в разное время, в разных местах — в Москве начала XX века и в глухой провинции послевоенных лет, в тюремных камерах и на ссыльных дорогах, в потаенных храмах катакомбной церкви и в кельях духовников, к которым добирались по ночам окольными тропами, — ему довелось близко общаться с подлинными подвижниками веры, из которых теперь, после его смерти, многие уже прославлены Русской Церковью как ее новомученики и исповедники, как свидетели ее верности в годы ее Голгофы. Он помнил их живое и теплое дыхание, в котором без слов являлась святость Церкви, их огнеобразные слова, от которых «тает все неверие и, что еще удивительнее, все грехи». Поэтому Сергей Фудель, страдающий от проникающей даже во внешний двор Церкви духовной опустошенности эпохи и движимый состраданием к «тем, кто, может быть, никогда не видел святых», хотел донести их благословение как свое единственное сокровище до холодеющего под натиском безбожия мира людей — мира, им трепетно любимого.
Любил он и мир человеческой культуры. Ему был дорог всякий отблеск вечности, присутствующий в земном творчестве. Мыслители и поэты были для него собеседниками и спутниками в пустыне долгого одиночества. И на счастье этим внутренним опытом постижения человеческого творчества в свете высших духовных ценностей Евангелия Фудель тоже захотел поделиться со своими младшими современниками, воспитанными на литературоведении с классовым подходом и уж конечно не бывавшими на легендарных собраниях Религиозно-философского общества, где Фуделю в юности не раз довелось побывать. За последние двадцать лет своей немыслимо трудной и неустроенной жизни вдали от больших библиотек, вдали от дружеского круга и постоянного общения с единомышленниками Фудель написал два десятка работ — о светоносной Церкви и о ее «темном двойнике», о ее людях, о ее святости, но также и о зле в церковной ограде, о котором должно скорбеть, но которого не надо бояться.
А еще — о русской культуре, о ее творцах, о присутствии Бога в ее путях. Эти книги пронизаны светом, любовью, надеждой, но часто и болью. Лишь одна из них — об отце Павле Флоренском, которого Фудель довольно близко знал в дни своей юности, — была опубликована при жизни автора — под псевдонимом в Париже. И связанную с этим радость затмевала тревога за близких, за возможные последствия для них. Знавшие Сергея Фуделя близко, как ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, вспоминают испытанное ими ощущение, что «Сергей Иосифович знает нечто сокровенное, что невозможно рассказать, может быть даже выразить словами», и говорят о присущей ему некой «неизбывной грусти, неотмирности», даже «несовместимости с окружающим миром». Впрочем, дочь Мария запомнила Сергея Иосифовича «веселым и всегда радующимся человеком», который часто смеялся. Видно, бывал он разным. Однако, как вспоминала Мария Сергеевна, «всякие лица видела я у него, но никогда не видела в лице его страха или злобы. Никогда».
Пятнадцать последних своих лет Фудель прожил во Владимирской области, в Покрове, где служил псаломщиком. «Душа спокойна, точно послана мне от Бога какая-то радость конца», — писал он дочери за четырнадцать месяцев до своего исхода. Зрение все больше оставляло его, слабость день за днем усугублялась. На пороге ожидаемой кончины он пишет свою последнюю тетрадку, озаглавленную «Итог всего». Это итог не только личной судьбы, но и церковной эпохи. «Христианство больше не может существовать без вдохновения Святым Духом <...> Мы пресыщены формализмом всех сортов». Фудель в этом последнем своем завещании вновь говорит о жажде Духа, о реальном причастии «еще здесь, на земле, Божественной жизни и нетления», без которого томится душа, о подвиге жизни, которым возжигается в сердце огонь Пятидесятницы. Сергей Фудель завершает свою жизнь обращением к «последним христианам истории», которые стоят перед Богом непоколебимо и видят восходящую «зарю Духа, в которой открывается и познается вся подлинность христианства».
Тихие слова человека, убежденного, что «"учить" людей нельзя, их надо кормить, физически или душевно», питали сердца хлебом жизни в пору духовного голода России. Но прошло 15 лет после смерти писателя, прежде чем его труды начали печататься в России. И только к 2005 г. удалось наконец собрать и издать все, что Сергей Иосифович хотел видеть напечатанным. Теперь труды Сергея Фуделя прочитаны в разных уголках земли. Например, книга «У стен Церкви» уже двумя изданиями вышла в Америке на английском языке под заглавием «Свет во тьме», недавно в Белграде ее издали в сербском переводе («Церковь и ее темный двойник»). На японском и итальянском опубликованы другие работы писателя.
*** Однажды, в промежутке между вторым и третьим арестом, Сергей Фудель записал такие строчки: «Я послан звать на Брачный Ужин Всех тех, кого я полюбил». Призвание, по словам протоиерея Николая Балашова, было исполнено. И остается только удивиться тому, как много оказалось на свете людей, которым досталась толика теплой любви этого верного свидетеля Христова в темной и холодной ночи XX века. Знакомые нескольким поколениям читателей по самиздату сочинения религиозного писателя Сергея Иосифовича Фуделя, испытавшего многолетние гонения в годы советской власти, переиздаются сегодня на разных языках в разных странах. Для многих встреча с книгами Фуделя становится поворотным событием в жизни, пробуждает к следованию за Христом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!