Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Феофан Затворник. Как научиться молиться.
В расцвете как физических, так и духовных сил епископ Феофан (Говоров) оставил мир, и поселился в Тамбовской Вышенской пустыни. Иноки этой пустыни отличались подвижнической, истинно монашеской жизнью. Среди них и провел 28 лет святитель, из которых в течение 6 посещал церковные службы в монастырских храмах, принимал посетителей, а последние 22 года совершенно уединился, общаясь с внешним миром только письменно. Таким образом, он хотел беспрепятственно предаться духовно-литературным трудам на пользу Церкви, служить Церкви, только другим способом. Но была и иная причина - его стремление с юношеских лет к уединенному и молитвенному общению с Богом. «Кто умеет молиться, тот уже спасается, — говорил святитель Феофан. — Молитва есть наука из наук... Она всё: вера, благочестие, спасение...». «Как научиться молиться», - так называется книга, составленная по письмам святого архипастыря. Она вышла в свет в издательстве Отчий дом и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
В рамках нашей программы мы уже не раз обращались к наследию святителя Феофана Затворника. Святой отец и выдающийся русский духовный писатель конца 19 века, оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, глубочайшие толкования Священного Писания, переводы аскетической письменности. Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах. Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышенскую пустынь, где преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни.
Глубочайший исследователь трудов святителя Феофана – архимандрит Георгий (Тертышников) писал об этой деятельности святого отца следующее: «Совершенно уединившись от внешнего мира телесно и затворившись в келлии скромной обители, он, однако, не прервал с миром духовной связи. «Напротив. Кажется, для того он и удалился от мира, чтобы с высоты своего подвига яснее видеть насущные нужды и недуги своего времени и по возможности полнее оказать необходимую помощь». 28 лет затвора он отдал на служение Богу, предаваясь молитве, богомыслию и неусыпным духовно-литературным трудам на пользу ближним. Воскресив своей жизнью идеал истинного подвижника Древней Церкви и показав нетленную красоту его, Преосвященный Феофан по справедливости был ярким духовным светочем, указывающим путь современному ему обществу к истине и добру.
Со всех концов России летели в Вышенскую пустынь письма к епископу-затворнику. Нередко почта приносила их до 20–40 в день. К нему обращались за советом, у него искали утешения как представители высшего света, так и люди из низших слоев общества. Преосвященный Феофан признавал своим долгом отвечать на всякое письмо, как бы оно ни было мало и незначительно по своему содержанию. Он чутко улавливал духовные потребности писавшего и, не жалея своих сил, обстоятельно и сердечно разъяснял все вопросы и недоумения. Он как-то особенно умел войти в положение корреспондента, и между ними сразу устанавливалась самая близкая внутренняя, духовная связь, при которой жизненные нужды высказывались с полною искренностью и откровенностью. Это, как отмечает отец Георгий, - свидетельствовало о высоком духовном уровне архипастыря, ибо только человек, познавший свои страсти и победивший их, знает их действительную силу, может угадывать их и в другом человеке по малейшим признакам».
Протоиерей Алексий Бобров, знавший Преосвященного Владыку и составивший по его письмам книгу «Мудрые советы святителя Феофана», отмечал в своем труде следующее: «В ряду многих религиозных предметов, по которым приснопамятному святителю Феофану приходилось вести переписку из Вышинского затвора с разными лицами, первое место занимает молитва. И это вполне естественно. По определению великих христианских подвижников и отцов Церкви «молитва - дыхание жизни нашей». Иначе сказать, молитва в духовной жизни человека есть то же, что и естественное дыхание в нашем телесном организме. Человек продолжает жить, пока в его теле совершается дыхание. Дыхание прекращается - жизнь угасает, и тело становится трупом. Так точно и наша душа, как говорит Златоуст, без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. Вот почему у святителя Феофана мы не встречаем почти ни одного письма, в котором бы он, так или иначе, не касался этого столь важного пункта духовной жизни».
«С другой стороны, - продолжает отец Алексий, - будучи сам великим молитвенником, испытавшим лично на себе всю благотворность молитвенного общения с Богом, он имел полную возможность с особой ясностью раскрыть этот предмет». Как научиться молиться? Как привить душе молитвенный дух? Как настроиться на молитву? Как совершать ее? Как навыкнуть концентрировать внимание на словах молитвы? Как молиться при большой загруженности делами? Что в молитве главное, без чего она — не молитва? Что мешает правильному совершению молитвы? Что такое Иисусова молитва и всем ли можно приступать к ней? Что такое духовная прелесть и как не впасть в нее? На эти и другие вопросы мы находим ответы в переписке святителя Феофана, отвечавшего из своей уединенной монастырской келлии на множество писем. И в сложных перипетиях духовной жизни всех людей, обращавшихся к нему, не было такой ситуации, которую он не мог бы разрешить.
Итак, обратимся к содержанию книги и прочитаем некоторые наставления о молитве, которые преподаёт нам святитель Феофан через свои письма к разным адресатам. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух, нет молитвы - нет жизни в духе, - такими словами наставлял святитель Феофан Затворник одного из своих адресатов. - Сама молитва, - продолжал он, - есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее». «Молитву, - учит святитель, - или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и, возбужденную, укрепить, или - что то же - нужно воспитать в себе молитвенный дух».
«Дело молитвы, - отмечает Вышенский Затворник, - не безмолвников только есть дело, а всех христиан, — и это до самых высших ее степеней. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны, и смотрит Он только на сердце. Как сердце к Нему, так и Он к сердцу, чье бы сие сердце ни было. Господь сказал: яки Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. Это о всех христианах. Апостол же говорит: живот наш сокровен есть со Христом в Бозе». Также святитель говорит: «Благодать Духа Святаго с нами с момента Крещения и Миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания — развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство — сердечная молитва, которую и саму надо считать плодом Духа, и вместе привлекательницей Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницей Духа».
Одного из своих корреспондентов святитель наставляет: «Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принести в жертву. Ибо она — царица. И ее точка опоры есть дух сокрушен». На вопрос другого своего адресата – «Что в молитве главное?» - святитель дает такой ответ: «Главное — старайтесь всегда помнить, что Господь близ и все видит, — и соответственно тому держите себя и внешне, и внутренне». «Чтоб на молитве ум не отбегал в сторону, - пишет он в другом письме, - надо стараться все время помнить Бога и за делом, и в ходьбе, и дома, и вне, и наедине, и с сестрами. Когда это будет, то и во время молитвословия ум будет держаться совершаемого дела, помнить Бога и благоговейно возноситься к Нему».
*** Святитель Феофан Затворник был уникальной личностью. Он совершил великий подвижнический труд по переводу на русский язык духовного наследия множества древних святых отцов — великих аскетов, непревзойденных делателей умной молитвы. Этим он открыл для нас. бесценные сокровища их духовного опыта, опыта людей, жизнь которых была сплошным подвигом богоугождения, людей, вознесшихся на высоты ангельской чистоты и святости, обладавших такой силой молитвы, что Бог ради нее совершал чудеса. В совершенстве познавший и усвоивший от древних эту высокую науку молитвы — науку наук и художество художеств, святитель Феофан и ныне остается лучшим учителем для всех жаждущих духовной помощи и ревнующих о спасении своей души.
Святителю отче Феофане, моли Бога о нас!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!