Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Сергий Соколов. Прощеный день: из воспоминаний детства.
Сегодня последнее воскресение перед Великим постом. В этот день на Литургии читается следующее Евангельское чтение: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Таким образом, Господь заповедал нам прощать друг друга, и особенно это важно, когда мы стоим на пороге Великого поста. Ведь вступать на это священное поприще нужно с мирным сердцем, освободив его от раздражения и обид. Для того чтоб испросить прощения, православные люди приходят в храм на вечернее богослужение, на котором совершается особый чин – Чин Прощения. И поэтому последнее воскресение перед Великим постом называется Прощеным. О том, как праздновали этот день русские люди более ста лет назад, рассказывает книга, о которой пойдет речь далее в нашей программе. ***
Эта книга называется - «Прощеный день: из воспоминаний детства». Она вышла в свет в Издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. В основу книги легли детские воспоминания протоиерея Сергия Соколова, которые публиковались в 1910 году. Автор вспоминает своё детство, деда-священника, бабушку, благоговейные церковные службы, трогательный чин прощения на Прощёное воскресенье. Его повествование переносит читателя в те давние времена, когда Православие еще было неотъемлемой частью жизни каждого русского человека, когда посты соблюдали, все от мала до велика, от государя до простого крестьянина, и в храмы спешили, едва заслышав колокольный звон.
Именно поэтому, в воскресный день, а особенно накануне Великого поста, все вставали рано и спешили к заутрене. В атмосферу раннего утра читатель попадает с первых слов книги. Первыми в доме встают, конечно же, дедушка с бабушкой, и у каждого свои заботы. Бабушка, как евангельская Марфа, печется о земном, а именно - о тесте для блинов. А дедушка читает правило. Об этом автор пишет так: «Сначала дедушка читает шёпотом, потом - громче и громче. «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полуноши...». «В полунощи» — это, мне кажется, там, за окнами, откуда в комнату глядят мороз, снег, ночь... Когда нужно повторять «Господи, помилуй» много раз, дедушка иногда сходит со своего места, смотрит чрез окно в темноту, тут же замечая: «Ещё не рассветает», а то подходит к часам и смотрит на них, а сам повторяет: «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй» — и даже уходит за чем-нибудь в другую комнату, на ходу всё повторяя: «Господи, помилуй».
Слушая монотонное дедушкино чтение, постепенно просыпаются и другие домочадцы, и начинают собираться к заутрене в храм. О себе автор рассказывает: «Мне не хочется расставаться с тёплой постелью, но я боюсь опоздать: как ударят в колокол, дедушка не будет ждать ни минуты, а один идти я боюсь». Поэтому-то мальчик соскакивает с постели и быстро одевается. А тут как раз и колокол напоминает о начале службы. «Глухо проникающий через занесённые снегом окна благовест сразу всё преображает в комнате. Иконы, стены, окна, люди становятся как будто другие. Низкие потолки словно поднимаются, стены раздвигаются, всё точно прислушивается... Всё величественное и торжественное; лампадка будто ярче вспыхнула, икона стала радостной и сияющей. И уж, кажется, нельзя оставаться в этих стенах, а нужно — туда, откуда плывут эти торжественные звуки».
Заслышав благовест, спешит православный люд в храм. Туда приводит читателя и повествование книги. «Народ подходит понемногу. Мужики и бабы долго стоят перед иконами, кланяясь в землю, потом - в пояс на все стороны, и опять молятся иконам. У задней стенки разместились на длинной скамье старики, приехавшие из деревень и отогревающиеся у печки. Там слышен старческий разговор, кашель, протяжное зевание. Полумрак и тишина у закрытой на зиму арки в холодную церковь. В этом тихом и уютном углу церкви находится резное изображение Спасителя «в темнице», помещённое в особенном стеклянном шкафу. Закрытый до самой шеи глазетовой пеленой, со склонённой набок головой в терновом венце, с каплями крови на лице, Спаситель глядит из «темницы», скорбный и грустный. Немножко со страхом подхожу прикладываться, трепетной рукой отворяю стеклянное окошечко, откуда пахнет особенным церковным запахом сырости, деревянного масла, парчи, и целую холодные кончики ног Спасителя, потемневшие оттого, что их целовали тысячи уст».
Вскоре начинается заутреня, где дедушка автора служит Литургию, а сам мальчик помогает в алтаре. «Я, - продолжает рассказ отец Сергий, - хлопочу около кадила. Угольки начинают скоро краснеть, и тогда я, надувши щеки, изо всех сил раздуваю угольки, так что кружится голова и зеленеет в глазах. Дедушка мало обращает внимания на то, в каком положении кадило, и лишь не любит, когда я кладу очень много ладану. «Задушил ты совсем»,— говорит он, щуря от дыму глаза и отмахивая его от лица рукою. Но диакон строг. Заметивши, что кадило мало дымит, он поднимает его высоко, до уровня рта, и, дунувши на него, громко говорит мне: «Э, братец, у тебя нет тут ничего!» Он даже, по-видимому, любит, если во время каждения в кадиле ярко вспыхивает огонь, который сверкает на золоте иконостаса, на окладах икон, на парче облачений, особенно когда ловким движением диакон описывает кадилом в воздухе круг».
После Литургии везде празднично, но, как пишет автор, «как-то по-особенному: прощальным и унылым веет ото всего. Последний раз отслужили в ризах цветочками, а теперь будут все в чёрных, которые дедушка всегда надевает как-то боком, и сидят они на нём каким-то неуклюжим горбом. И в самих иконах, и в тоненьких свечках, которые кое-где будут слабо мерцать, будет особенная строгость и сухость. «Господи, помилуй» будут петь своеобразным напевом. И мягких просфор не дождёшься целую неделю. А в среду и пятницу дьякон будет приносить из холодной церкви антидор в виде маленьких холодных, засохших кусочков. Для благовеста вовсе не нужно будет влезать на колокольню: станут дёргать снизу за верёвку и бить редко и протяжно, и только на конце ударять три раза часто. А что будет вместо румяных, душистых блинов, густой сметаны, вкусного творога! Увы — грядут в изобилии чёрный хлеб, картофель, огурцы, капуста, квас, тёмно-красная свёкла, мочёные чёрные сухари. Даже холодно делается и мурашки бегают по спине при виде ледяного кваса, больших жёлтых солёных огурцов, к которым прилипли мокрые листья смородины.
Но, пока еще можно есть блины. И поэтому по окончании литургии все члены семейства возвращаются домой и пьют чай с блинами. О себе автор пишет: «Иногда я беру блин, прокусываю в нём круглые отверстия для глаз и надеваю его на лицо, но делаю это так, чтобы бабушка видела, а дедушка не видел: дедушка не любит, чтобы за столом смеялись. Бабушка - смешливый человек и, завидевши мои проказы, не может удержаться от смеха. Но она боится дедушки, старается удержаться, закрывает рот рукой, но от этого смех одолевает её ещё больше. Бабушка не выдерживает и прыскает. Дедушка косо, исподлобья глядит на неё, потом отводит глаза и говорит тихо, но очень серьёзно: «Объедался, опивался, без ума смеялся»... в монастырях читают за трапезой, а ты... Бабушка пугается и выдаёт меня: «Я, отец, не виновата,— робко говорит она,— это вот он...» Почуяв надвигающуюся беду, я судорожно проглатываю блин «с глазами» и, схвативши тарелку, лечу в кухню за блинами. Там я нарочно остаюсь долго, а когда возвращаюсь, то гроза уже прошла».
После трапезы с блинами все домочадцы отдыхают, кроме Сережи. Его, как непоседливого и неугомонного, выпроваживают на улицу. А он берет салазки и идет кататься с горки. А на селе в это время «всё гомон, колокольцы и бубенцы». Однако веселье продолжается до первого удара в колокол. Автор пишет: «Вот сверху, точно с неба, неожиданно и мягко пронесся в вечернем воздухе звук колокола — пронёсся, прогудел и замер... К вечерне! Опять колокольцы и бубенцы... Режущие ухо, беспорядочные, назойливые, как будто не хотят они уступать колоколу. Но колокол, точно сознавая свою силу, ударил во второй раз... Опять замолк, точно ждал, что образумятся колокольцы, потом — в третий... И понеслись, поплыли над селом эти звуки, равномерные, властные, настойчивые, царящие над землей», собирающие народ в храм на чин Прощения.
*** В этой книге описан чудесный мир маленького мальчика Сережи, который, повзрослев, стал священником. Как отмечает писатель Владимир Крупин, «это настоящее душеполезное чтение, духовная радость. Читаешь и видишь духовными очами и эту сельскую церковь, утро воскресенья, огни фонарей, горящие свечи, и дом батюшки, и его внука, будущего священника, слышишь оживаемым слухом древние и вечные слова утренней службы и убеждаешься - жива Русь. Ведь ничего не умерло, ничего не погасло». Поэтому тёплый, духовный, немного ироничный рассказ священника Сергия Соколова о череде светлых и забавных впечатлений придётся по душе и взрослым, и школьникам и займёт достойное место на вашей книжной полке.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!