У книжной полки. 13 июня

13 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Священник Вадим Леонов. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа.

 

«Слово стало плотию» — эти слова святого евангелиста Иоанна Богослова являются неисчерпаемой темой для христианского богословия, в них содержится указание на величайшие тайны Божественной Премудрости, к ним с особым вниманием прислушивается каждый человек, желающий приблизиться к пониманию события, произошедшего 2000 лет назад. Основные вопросы христологии, получившие в богословской мысли разные ответы, рассматриваются в труде священника Вадима Леонова. Один из главных - воспринял ли Сын Божий человеческое естество, поврежденное грехом, или же оно было в Нем свято и непорочно. Эти вопросы, которые легли в основу кандидатской диссертации по кафедре Догматическаго Богословия, получают у автора ответы, тщательно и убедительно выверенные на обширном святоотеческом материале. В прошлом году эта диссертация была выпущена в свет Издательством Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под названием - "Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа". Эта книга и заняла сегодня свое место на нашей книжной полке. ***

Данная работа была защищена автором в Московской Духовной академии в качестве кандидатской диссертации и посвящена она одной из интереснейших и важнейших тем в области православного богословия — тайне боговоплощения. Сохранение Божественного откровения о Христе в неповрежденном виде и его правильное изъяснение — важнейшая задача Православной Церкви. В этой работе раскрываются основы святоотеческого учения о Господе Иисусе Христе, излагаются ключевые темы из области православной христологии и антропологии. Книга содержит множество цитат из творений святых отцов и может значительно содействовать всем, изучающим и интересующимся этими темами. Как в предисловии отмечает протоиерей Валентин Асмус, то, что данная диссертация вышла в свет - достаточно редкий случай, т.к. подавляющее большинство диссертаций и дипломных работ пишутся в духовных школах на темы церковно-исторические. Многие из нас думают, что в области догматики все давно определено, и наша задача, задача многих десятков поколений после эпохи Вселенских Соборов, - это систематизировать постановления Древней Церкви.

На самом деле, - говорит отец Валентин, - все совсем не так. Догматических вероопределений Соборов очень мало. «Депозит веры» Православной Церкви - не только соборные Символы и оросы, но и творения святых отцов. Собственно, все вероучительные святоотеческие творения можно рассматривать как пространный комментарий к соборным постановлениям. Но мы не найдем в этом необозримом корпусе трудов древних богословов идеальной гармонии. Там существуют различные направления и столько же неповторимо личных преломлений, сколько и самих личностей авторов. Этому великому наследию просто невозможно дать какое-то одно, строго определенное, общеобязательное истолкование. Недаром даже отделившиеся от Православной Церкви общины — от «монофизитов» до католиков и даже некоторых протестантских деноминаций и отдельных теологов - ссылаются на свв. отцов и на древние Соборы. Да и в самой Православной Церкви существуют различные богословские системы, по-разному понимающие даже основные догматы триадологии и христологии.

Можно сказать, что каждый век, каждый период церковной истории имел свои нюансы, свой облик христологии. С одной стороны, это свидетельствует о том, что «жизнь жительствует», и в постоянно обновляемом богословском видении Живаго Бога и Христа проявляется не только устремление души христианской, ищущей познания Бога в живом Богообщении, но и действие благодати, обновляющей наши души и умы и дающей нам Богопознание вечное и всегда новое, ибо живое и животворящее. Но, с другой стороны, в этом непрестанном процессе есть риск неощутимо выйти за пределы нерушимых границ, начертанных Соборами. В XIX в. русское богословие имело ощутимый «аниохийский» крен. Это выражалось в недооценке александрийскаго богословия, в частности, свт. Кирилла; в переоценке таких неоднозначных богословов как блж. Феодорит; в недооценке кирилловой составляющей Халкидона; в крайне низкой оценке V Вселенского Собора с его гармонизирующими усилиями.

В пределе это вело к несторианскому видению Христа. Известный профессор начала XX в. писал: «На Голгофе совершено было Богочеловеком отречение от воли греховной, человеческой. Эта воля трепетала креста, хотела пройти мимо его, просила, да мимоидет крест...» Здесь происходит разделение единого Богочеловека на две личности, причем человеку Христу оказываются свойственными если не греховные дела, то, во всяком случае, греховные движения души. Почему были возможны подобные серьёзные ошибки? Одна из главных причин, по мнению отца Валентина, — это недостаточность патристической основы 6огословия. Были прекрасно известны отеческие творения первых четырех веков. Но христологические споры шли в 5-8 вв. В минувшем XX веке патрологическия исследования, в которых в меру исторических возможностей имела долю и русская наука, сделали большой шаг вперед и христология получила новые перспективы уточнения и углубления. Осуществляется парадоксальный, но весьма точный призыв прот. Георгия Флоровского: «Вперед, к святым отцам!».

Как отмечает автор, по учению святых отцов, человеческий род, ниспавший после грехопадения Адама под власть диавола, греха и смерти, подчинившийся страстным пожеланиям, утратил истинное ведение не только о своем Создателе, но и о себе, о своем призвании и достоинстве. Поэтому на протяжении всей человеческий истории у каждого, кто пытался осмыслить свое бытие, постоянно возникали мучительные и неразрешимые вопросы: кто есть человек, зачем он существует? Религиозно-историческая память человеческого рода хранила таинственные свидетельства о первозданном человеке, но возможности для «воссоздания» этой жизни не имел никто, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Ин. 1.14). Единородный Сын, сущий в недре Отчем (Рим. 3,23) явил миру не только откровение об Отце, но и откровение о человеке. Святитель Григорий Палама учил, что сам факт боговоплощения открывает величие и значимость человека, ибо в лице Господа нашего Иисуса Христа «Бог воспринимает человеческое естество, чтобы показать, до какой степени оно вне греха и настолько чисто, что было возможно соединить его с Собою по ипостаси». Совершенный Бог стал совершенным человеком и тем засвидетельствовал о великом достоинстве человеческого естества в непорочном состоянии.

Замечательно сказал об этом протоиерей Георгий Флоровский: «В воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни». Теперь каждому, кто хочет познать, каким должен быть человек, даровано во Христе это «антропологическое» откровение о человеческом совершенстве. Этому откровению о человеке, явленному в воплотившемся Сыне Божием, и посвящена данная работа. В пределах небольшого сочинения автор попытался показать, как святые отцы излагали и обосновывали важнейшие положения православного учения о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку указанная тема имеет непосредственное отношение и к антропологии, и к христологии, постольку и данное сочинение имеет две части: антропологическую и христологическую. В антропологической части рассмотрены вопросы, связанные с состоянием человеческой природы до и после грехопадения. Сами по себе эти вопросы являются неисчерпаемым источником для богословских рассуждений, автор же ограничился рассмотрением лишь тех положений, которые необходимо учитывать для понимания святоотеческого учения о человеческом естестве Спасителя.

Во второй части автор стремился изложить святоотеческое учение и важнейшие догматические положения в отношении человеческой природы Спасителя. Большинство из этих положений в сжатом виде выражены в вероопределениях и деяниях III, IV, V и VI Вселенских Соборов. Поэтому соборные свидетельства, в силу своей непререкаемой авторитетности, являлись для автора определяющим руководством для догматического истолкования святоотеческих суждений. Конечно, очень сложно в рамках сравнительно небольшого сочинения сделать исчерпывающий обзор огромного святоотеческого наследия по такой непростой теме. Поэтому в данной книге, прежде всего, излагается суждения тех святых отцов, которые традиционно считаются наиболее авторитетными в области христологии и антропологии. При изложении материала необходимо было учитывать и то, что данная тема тесно соприкасается со многими разделами православной догматики, такими как сотериология, амартология, мариология и другие. Поэтому по ходу работы всегда приходилось искать трудноуловимую «золотую» середину между необходимостью развернутого изложения каждого вопроса и принципом достаточности, чтобы сохранить цельность и ясность в раскрытии избранной темы.

 

*** Как отмечает автор, в рамках небольшой работы нет возможности дать описание человеческой природы Спасителя во всех основных известных нам проявлениях — это тема для отдельной серьезной работы. Нашей целью, - говорит о. Вадим, - было показать, что единственно во Христе раскрывается загадка человека. Только в соотнесении со Христом каждый человек может познать себя без самообмана, отмежеваться от лжи и познать истину. Святитель Николай, великий сербский подвижник и исповедник XX века выразил эту мысль посредством прекрасного образа: «Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. Сие единственное зеркало и дано человечеству, чтобы все люди смотрели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе, как в наичистейшем зеркале, каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен стать». Поэтому изучение святоотеческого учения о человеческой природе Спасителя не является ценным исключительно лишь в сфере отвлеченного академического богословия. Оно является ориентиром на духовном пути, приоткрывает нам величие подвига нашего Спасителя, раскрывает непостижимую глубину человеческой жизни в Боге.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать