Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христов пастырь. О жизни и трудах старца Иоанна (Крестьянкина).
Митрополит Вениамин (Федченков) изучив дневниковые записи святого праведного Иоанна Кронштадтского, написал: «Полномочия, какие «дал вечный Первосвященник Христов архиереям и священникам», следующие: во-первых – ходатайствовать за людей пред Богом; во-вторых – совершать Таинства спасительные; в-третьих – проповедовать; в-четвертых – руководствовать людей». «Служитель Христов, - говорит святой Иоанн, - должен вести себя так, чтобы за ним, как за Христом, народ ходил толпами, то есть священник должен привлекать к себе прихожан словом и жизнию». Одним из таких подвижников благочестия ХХ и начала ХХI века был архимандрит Иоанн (Крестьянкин). О жизни и трудах старца Иоанна рассказывает книга, написанная по материалам архива Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Она называется - «Христов пастырь». ***
Эта книга наместника Свято-Успенской Псково-Печерской обители архимандрита Тихона (Секретарева) посвящена памяти старца Иоанна (Крестьянкина) и приурочена к дню его Ангела, который празднуется 13 июля. В предисловии к книге автор пишет: «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь более шести веков славится духоносными пастырями и старцами. Приведем краткую историю Христова Пастырства в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Добрым Пастырем для всего человеческого рода является Господь и Бог наш Иисус Христос (Ин. 10,11; 10,16). Святые Апостолы и их преемники являются продолжателями служения Христа Спасителя на земле (Мф. 28, 19-20). Священники, рукоположенные епископами и под их руководством, совершают служение Христово на земле. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Высоко... звание священника. Ибо чей это сан? Сан Христов... Мы облечены благодатию Его священства! Он Сам в нас и через нас священствует».
Со времени преподобного Саввы Освященного и монашествующие, принимающие сан пресвитера, участвуют в общем деле Христова Пастырского служения. По правилам святых отец в иноческих обителях не совершаются Таинства Крещения, Миропомазания и Венчания. Для совершения названных Таинств рядом с обителями создаются приходы с храмами. Например, у стен Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря расположены приходские храмы в честь святой великомученицы Варвары и святых 40 мучеников Севастийских. За всю более пятисотлетнюю историю Свято-Успенской Псково-Печерской обители Христово пастырское служение в ее стенах совершали некоторые будущие святители и даже Первосвятители: Святейшие Патриархи Московские и всея Руси Иоасаф I и Пимен.
В Богом зданных пещерах покоятся митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Владимир (Кобец), епископ Феодор (Текучев) и другие святители. Среди священноиноков прославились святостью преподобномученик Корнилий, игумен Псково-Печерский, и священномученик Александр (Покровский), архиепископ Харьковский, преподобные Иона, Лазарь и Симеон. Среди подвижников благочестия необходимо отметить архимандрита Мефодия (Холмского), архимандрита Алипия (Воронова), схиигумена Савву (Остапенко) и многих-многих других. За ними шел народ. В ряду этих мудрых и любимых всеми пастырей стоит и старец Иоанн (Крестьянкин), о жизни которого мы знаем из разных источников и воспоминаний. Настоящее скромное издание построено на основании документов из архива Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и на воспоминаниях архимандрита Тихона (Секретарева) о батюшке отце Иоанне.
Документы в книге располагаются в определенной последовательности, которая позволяет построить хронологический порядок событий в жизни отца Иоанна. Еще в начале 2009 года архимандритом Тихоном была написана книга «Земной Ангел и Небесный человек», которую он передал Татьяне Сергеевне Смирновой – духовному чаду старца Иоанна. С прекрасными дополнениями и переработкой названной книги Татьяна Сергеевна написала и издала сборник воспоминаний о старце отце Иоанне под названием «Божий инок». Но, как отмечает автор, ему самому захотелось внести свой личный вклад в празднование 100-летия со дня рождения батюшки Иоанна. Поэтому он возвратился к своей книге «Земной Ангел и Небесный человек» и продолжил работу по наполнению ее содержанием, размышлениями и оформлением текста. В результате всего вышеперечисленного стало ясно видно главное служение в жизни батюшки отца Иоанна – Пастырство. Поэтому и название новой книги определилось словами: ХРИСТОВ ПАСТЫРЬ.
Размышляя о том, как построить свой скромный рассказ о батюшке отце Иоанне (Крестьянкине), автор пришел к следующей мысли. Наверно, правы были многие бабушки-паломницы, когда спрашивали дежурного у Святых ворот: «Где увидеть батюшку Иоанна Кронштадтского?» Потом поправлялись: «Крестьянкина». И я думаю, - говорит отец Тихон, - что в этом есть духовный смысл. У батюшки в келье на столе стояла икона святого праведного Иоанна Кронштадтского. Старцы говорят: «Нужно подражать тому святому, кто близок тебе по образу жизни и по служению». Предположительно, батюшка Иоанн избрал для себя как образец пастыря всеми нами почитаемого святого праведного Иоанна Кронштадтского. И тому можно найти множество доказательств. Взять, к примеру, отношение этих двух пастырей к Литургии. Старец отец Иоанн очень любил священнодействовать Божественную Литургию, которую служил, пока были силы.
С детства отец Иоанн прислуживал в храме, видел красоту Православного Богослужения. Он проникался Духом Святым при службе, чувствовал стихию души в Богослужении подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому. В чем это проявлялось? Много старцев служило Литургию, и мы, - говорит автор, - молодые священноиноки, им сослужили. До пяти пар было в Успенском соборе на ранней Божественной Литургии, и мы видели, как служат отец Серафим, отец Иероним, схиигумен Савва, отец Александр и многие другие, возглавляя Литургию. Но среди всех перечисленных старцев отец Иоанн выделялся необыкновенной собранностью во время Литургии. Он мог сказать, как святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Христос посреди нас живый и действуяй!» Батюшка говорил, что нет одинаковой Божественной Литургии, каждая что-то имеет свое, неповторимое, и открывает священнослужителю все новые и новые глубины Богословия.
Второе сравнение батюшки со святым праведным Иоанном состоит в его участии в созидании, ремонте и украшении храмов Московской, Рязанской, Псковской и других епархий Русской Православной Церкви святыми иконами, церковной утварью, книгами. Сам батюшка часто повторял слова: «Главное – участие в добрых делах». И еще несколько сравнений: Подражая святому праведному Иоанну Кронштадтскому, архимандрит Иоанн был также пламенным церковным проповедником. И проповеди его были уникальны. Святой праведный Иоанн написал и издал книгу «Моя жизнь во Христе» и другие. У батюшки Иоанна изданы книги: «Письма...», «Встреча со старцем», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Размышления о бессмертной душе» и другие. Чтение книг, составленных старцем Иоанном, так же как и обращение к наследию святого отца, приносит духовную пользу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих ранних дневниках однажды написал: «Я хочу, чтобы вокруг меня, как вокруг Христа, собирались и спасались тысячи людей, чтобы через меня была оказана им помощь материальная и духовная, чтобы были исцеления». Какая высота Пастырства, - восклицает автор, - какое понимание Пастырства – подражание Христу, продолжение Его служения! Когда мы читаем о жизни и деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского, то видим, что действительно вокруг него, как некогда вокруг Христа, в дальнейшем его служении собирались и исцелялись множество людей. Старец отец Иоанн (Крестьянкин) шёл своим смиренным путём Пастырского служения, то есть смиренно подражал святому праведному Иоанну Кронштадтскому. И можно сказать, - заключает автор, - что батюшка достиг в наше время такой же духовной высоты, как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
*** В настоящей книге автор-составитель архимандрит Тихон (Секретарев) попытался показать почти сорокалетний монастырский период пастырства старца Иоанна (Крестьянкина). По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «истинный пастырь и отец своих пасомых будет жить в признательной памяти их и по смерти своей, они будут прославлять его... Такова слава трудящимся на пользу общую». Эти слова сбываются и над батюшкой Иоанном (Крестьянкиным). Как отмечает автор, отец Иоанн – достойный преемник преподобного Симеона Псково-Печерского, земной Ангел и Небесный человек, Христов пастырь, напоминающий своей жизнью всем людям, что человек – Образ и Подобие Божие (Быт. 1, 26). Его пример подвижничества и святости жизни для всех является ярким светильником духовности, о чем свидетельствует и данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!