Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский.
«В этом человеке есть что-то апостольское», - так святитель Филарет Московский говорил о митрополите Иннокентии (Вениаминове). А писатель Иван Платонович Барсуков, собиравший и издававший сочинения святителя, отмечал: «Имя его сделалось славным и почтенным как у нас, так и в чужих краях. Не только всякий русский, ревнующий о чести и славе своего Отечества, но и всякий образованный человек, англичанин, немец, француз, американец, кто только уважает науку и человечество, почтительно преклоняется перед величавою личностью нашего Камчатского и Алеутского апостола». О жизни и трудах святителя Иннокентия, просветителя коренных народов северо-восточной Евразии, Дальнего Востока и Северной Америки рассказывает книга игумена Максима (Рыжова), вышедшая в свет в Издательстве Московской Патриархии. Она называется - «Русский человек: Апостол северных народов святитель Иннокентий, митрополит Московский». ***
Эта книга написана на основе документов, воспоминаний, дневниковых записей и личной переписки святителя Иннокентия Московского. По словам автора книги, деятельность митрополита была столь разносторонней и многогранной, что всегда интересовала не только религиозных писателей и исследователей, но и представителей различных отраслей науки, а также государственных и общественных деятелей. Своим неустанным трудом просветителя, патриота и этнографа святитель снискал себе уважение и славу, как в религиозной, так и в научной среде. Он внес большой вклад и изучение Аляски и прилегающих к ней островов, сыграл значительную роль в деле обновления жизни отсталых в культурном отношении народов Северной Америки и Азии, наполнив ее новым духовным содержанием. Труды владыки еще при его жизни были переведены на многие языки и стали незаменимым пособием для исследователей Северной Америки.
По словам автора, «митрополит Иннокентий прожил удивительную жизнь. Начав апостольские труды приходским священником в Сибири, он завершил их на Московской кафедре. Он соединял в себе самые разнообразные дарования: труженика, который строил храмы, дома, мастерил предметы домашнего обихода, учил ремеслам окружающих, мудрого руководителя церковной и общественной жизни, духовного наставника огромной паствы, энергичного администратора. В нем совмещались светлый ум, живое, творческое воображение, любвеобильное сердце, сильная воля. Удивительное сочетание качеств ученого, миссионера, патриота и архипастыря нашло свое законченное, идеальное воплощение в личности митрополита Иннокентия. Канонизация Русской Православной Церковью и Православной Церковью Америки этого труженика на ниве Божией позволяет считать его образцом пастырского служения в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Как же появился и сформировался в общественной среде того времени столь великий человек? Каковы основные черты его пастырского служения? На эти вопросы автор отвечает в первой главе книги – «Избранник Божий». Вот что игумен Максим пишет: «Детство митрополита Иннокентия прошло в селе Ангинском Иркутской губернии. Родился он в 1797 году в семье пономаря местной церкви. Отец рано обучил сына грамоте, привил ему любовь к чтению. В 1603 году, в августе, кормилец семьи умер, и мать осталась одна с четырьмя детьми». Таким образом, «Господь готовил Своего избранника на нелегкий апостольский труд уже с детских лет. Пребывая в нужде и лишениях, мальчик приучался к терпению и труду, к мужеству и стойкости, к самообладанию, воздержанию и покорности святой воле Божией во всех обстоятельствах жизни. Его чистое сердце было чуждо зависти и лукавства, честолюбия, самомнения, жадности, стремления к богатству и роскоши, а воспитание матери — доброй христианки — заронило в его детскую душу семена веры и страха Божия».
Со смертью отца образование мальчика не закончилось. Его взял к себе дядя, брат отца — диакон Димитрий Попов, который был хорошим часовым мастером и механиком-самоучкой. Иван оказался очень способным к грамоте. Он быстро выучился читать по Псалтири и Часослову, и уже на восьмом году ему доверили одно из самых сложных богослужебных чтений - чтение Апостола на столь великий праздник, как Рождество. И к всеобщему удивлению, мальчик разборчиво и внятно произнес слова апостольской проповеди, той проповеди, которую впоследствии понес народам, живущим па окраинах земли. Мать, обрадованная успехами сына, старалась определить его на место отца пономарем, но получилось иначе — Промысл Божий через того же дядю, бывшего уже иеромонахом в Иркутске, привел Ивана на поприще образования и наук, в Иркутскую Духовную семинарию, где он содержался на казенный счет».
В семинарии Иван провел более одиннадцати лет. Сиротство и бедность наложили отпечаток на характер юноши: задумчивый, необщительный, сдержанный, он был не такой, как все. Однако выдающиеся дарования и трудолюбие вскоре расположили к Ивану окружающих. Кроме превосходных интеллектуальных способностей, проявившихся в усвоении курса наук, у него обнаружились и другие таланты: предприимчивость, соединенная с непреклонной решимостью воли, не останавливавшейся ни перед какими трудностями, необыкновенная практическая сметливость, изобретательность, неиссякаемая энергия. В то время он уже был искусным механиком: сам мастерил часы, музыкальные инструменты. Господь, даруя Ивану необыкновенное усердие и настойчивость в достижении цели, приуготовлял тем самым к великому служению, которое ожидало юношу в недалеком будущем.
Итак, будущий митрополит, еще учась в семинарии, оказался к числе первых. «Он не боялся никаких умственных нагрузок, никакой работы, которая помогала ему в достижении цели, приучала его выполнять всякое дело с той пунктуальностью и рассудительной точностью, с которой лучше всего и нагляднее знакомят законы механики». Но что самое главное - из семинарии он «вышел чист от всех явных и тайных пороков бурсы и вынес изумительно крепкое здоровье, как бы предчувствуя, что знания и запас телесных сил пригодятся ему в дальнейшем служении». Он изучал также и все необходимое хорошему хозяину: плотницкое дело, столярное, слесарное, кузнечное ремесло, был знаком с производством кирпича и умел его класть. Все это также пригодилось ему, когда он оказался на Алеутских островах среди людей, которым были неведомы достижения европейской культуры.
После семинарии Иван Вениаминов мог бы продолжить обучение и дальше, но за год до окончания семинарского курса он, по обычаям того времени, вступил в брак и был рукоположен в диакона Иркутской Благовещенской церкви, а через 4 года и в сан священника. После этого отец Иоанн прослужил в этой церкви еще два года. Но и за столь короткое время «его ум, нравственная чистота, послушание, его особенная чинность в отправлении богослужения и в особенности дело учительства снискали ему уважение не только прихожан, но и всего города». «Его добрая душа желала жить не для себя одной, но для всех». Удостоенный звания пастыря, он со всем сердечным расположением старался на деле оправдать это высокое назначение, учредив в своем приходе наставление детей перед воскресной Литургией и подав тем небывалый в Иркутске пример учительства. Горожане любили молиться в Благовещенской церкви, где «благоговейное служение отца Иоанна было образцом священнического служения».
И вот наступил 1823 год. Иркутский епископ Михаил получил синодальный указ о посылке на остров Уналашка священника. Желающих служить в «отдаленнейшем крае» не оказалось. Не согласился и отец Иоанн. «Какой мне расчет, - отвечал он на уговоры, - ехать в такую даль, когда я во главе лучшего прихода в городе, у всех прихожан в любви и почете, у своего начальства на хорошем счету, обзавелся семьей, собственным домом, доходу получаю больше, чем тот оклад, который назначается миссионерам в Уналашке». В подтверждение этих слов он на запрос епархиального начальства насчет поездки на остров написал: «Не желаю, потому что слишком далеко». Для столь великого дела требовалось не человеческое побуждение, а внушение свыше, через которое избранный человек решается не только на какое-либо отдаленное жительство среди диких народов, но готов отдать себя на муки и даже смерть. Так произошло и в жизни святителя Иннокентия. А как это было, читайте на страницах книги – «Русский человек».
*** По словам игумена Максима (Рыжова), «многому учит нас жизненный путь владыки, этого «неученого», как он сам себя называл, и «некнижного» апостола северных народов, «проведшего в отдаленных странах более половины своей жизни». В сонме православных архиереев, древних и новых, как писал один из его современников, митрополит Иннокентий «величественно обрисовывается отличительными, ему только свойственными самобытными чертами. По мнению автора, «знакомство с жизненным подвигом святителя Иннокентия поможет читателям найти ответы на многие вопросы, связанные с проблемами выбора правильного пути, а также полнее осознать собственное призвание».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!