У книжной полки. 12 сентября

12 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Н.В. Скоробогатько. Призывайте на помощь Александра Свирского!

 

«Призывайте в помощь Александра Свирского!» - с такими словами обращается преподобный Александр, являясь разным людям в трудную минуту. Святой сам напоминает нам, что он может и хочет нам помочь. Но удивителен он не только этим. Прп. Александр Свирский - святой особенный, его Господь особо отметил, явив ему так много знаков из­бранности, главный же из них — явление ему Святой Троицы. Во всей истории рода человеческого только двум смертным являлась Троица — ветхозаветному Ав­рааму и преподобному Александру. А сколько еще других знаков богоизбранности было явлено этому «столпу русского православия»! Тут и многочисленные случаи помощи ему Ангелов, и явление ему Богоматери с Младенцем. И мощи, которые являют собой столь же редкий, даже исключительный, феномен, как и явление ему Святой Троицы. Обо всем этом рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве «Духовное преображение». Она называется - «Призывайте на помощь Александра Свирского!» ***

В этой книге Натальи Владимировны Скоробогатько, которую сегодня мы предлагаем нашей юной зрительской аудитории, представлены житие прп. Александра Свирского, описание его подвигов и чудес, которые святой являет призывающим его на помощь, а также акафист преподобному. В жизни Свирского Чудотворца было немало знаменательных событий, и самые удивительные из них нашли свое отражение на страницах книги. Взять, к примеру, само появление на свет Божий будущего подвижника. Как повествует автор, «преподобный Александр родился в далеком 1448 году 15 июня, в день памяти пророка Амоса, и при крещении был назван в его честь. Роди­тели младенца, Стефан и Васса, были кре­стьянами Нов­городской земли, это на севере Руси.

Амос был поздним ребенком, которого благочестивые родители слёзно вымолили у Бога после того, как в течение долгих лет дети в их семье после рождения первенцев совсем было перестали рождаться. А ведь в ту пору семьи были многодетными, и считалось, что чем больше чадушек даровал Господь, тем лучше. Вот и молились усердно Васса со Стефаном о даровании им хотя бы еще одного чада: и дома молились, и в Островском Введенском монастыре, что находил­ся по соседству. И услышал Господь их слезные воз­дыхания и благословил еще одним сыночком. А давно замечено: поздние, вымоленные у Бога дети часто бы­вают особенными. Вот и Амос с первых же дней своей жизни был ребенком необычным — «сыном утеше­ния», как и обещал родителям младенца перед его ро­ждением таинственный голос, прозвучавший в мона­стыре в ответ на их слезную молитву».

Также богоизбранность дитя подтверждает история, связанная с обучением маленького Амоса. Об этом автор рассказывает следующее: «Когда родители отдали сына на учебу, у него в отличие от его сверст­ников ничего поначалу не получалось: он ни прочесть слов Псалтири, ни уразуметь их смысла не мог, как ни старался. В великой скорби пришел отрок в Ос­тровский монастырь, пал перед иконой Заступни­цы рода христианского и всем сердцем слёзно во­зопил к Ней: «О, Пресвятая Госпожа, Дева Богородица! Упроси, Владычица, Сына Своего, да просветит мне ум и очи сердечные разуметь учение Божественного Писания...» Молится так отрок и вдруг слышит: «Встань, не печалься, то, о чем просишь, будет дано тебе!» С того дня стал Амос учиться так хорошо, что обо­гнал всех своих сверстников, которые раньше смеялись над его непонятливостью. Выходит, что и здесь, как и в случае с прп. Сергием Радонежским, Господь хотел, что­бы не от людей получил отрок знания, а от Самого Бога».

Читая о подвижнической жизни прп. Александра, можно только удивляться, в каких суровых условиях жил этот святой. Взять к примеру, сырую промозглую пещеру, которую некоторым детям и представить-то страшно, не то что там жить. Как святой достиг такой стойкости? Обратимся вновь к детству прп. Александра. По словам автора, «с юных лет начал Амос закалять и ограничивать себя во всем: зимой и летом ходил в одной и той же легкой одежонке, мало спал и скудно ел. Беспокоясь, что чадо любимое заболеет, мать увещевала Амоса оставить пост. На это благоразумный отрок отвечал ей кротко: «Зачем ты, матушка, желаешь отлучить ме­ня от сладкого воздержания, полезней которого нет ничего? Разве не знаешь ты, что угождающие плоти своей удаляются от Бога? Чтобы полностью отдаться служению Богу, считал юный подвижник, нужно научиться терпеть все труд­ности и лишения. Когда тебе то холодно, то жарко, то голодно, то спать хочется, то тут заболело, то там заныло — какой уж ты раб Божий! Ты — раб самого себя, своих слабостей и желаний. Вот почему когда Амос почувствовал радость свободы от своих телес­ных немощей, воздержание и вправду стало для него сладостным.

О том, как далее возрастал богоизбранный отрок, думаю, наши юные читатели прочитают сами. Я же перелистну несколько страниц и прочитаю вам о самом главном в жизни святого Александра – о явлении ему Святой Троицы. Наталья Скоробогатько пишет об этом так: «Ночь... В убогой маленькой хижине-келье отшельника царит подслеповатый полумрак - тусклый свет исходит от лампадки, горящей перед иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы. Весь как лунь седой, но совсем еще не дряхлый обитатель хижины, по-детски доверчиво устремив глаза на облик Спасителя, всем своим существом погружен в молитву... Вдруг в лесу всё как-то сразу, будто по команде, стихло, и наступила странная, какая-то непривыч­ная тишина. Внезапно келью осиял диковинный свет, и это было столь неожиданно, что монах не успел да­же испугаться.

Тут он увидел перед собою Трех Мужей в светящихся белоснежных одеждах, с крыльями за спиной и с посохами в руках. Слегка оправившись от неожиданности, старец разглядел Их прекрасные ангельские лица, сияющие дивным нездешним светом. Объятый благоговейным трепетом, он пал пред таинственными Посетителями ниц, но Они, взяв его за руку, помогли ему встать и проговорили: «Не бойся, блаженный, ободрись!» «Кто Вы, Государи мои? — спросил инок. — Не до­водилось мне еще видеть никого в такой славе, в ка­кой Вас вижу. Как не погнушались Вы прийти ко мне, рабу Вашему?» В ответ он услышал: «Не бойся, муж богоизбранный! Дух Святой обитает в чистом сердце твоем. Тебе предстоит воздвигнуть церковь, собрать братию и устроить святую обитель. Я желаю, чтобы через тебя спаслись души многих людей. Тут монах понял, что перед ним Сам Бог Единый в Трех Лицах — Святая Троица. Именно в таком образе явился Он когда-то бесконечно давно, в ветхозаветные времена, святому Аврааму у Мамврийского дуба.

Пораженный этой догадкой, монах снова пал ниц и, обливаясь слезами, проговорил: «Господи мой! Я такой грешный, самый худший из всех! Да могу ли я быть годен на такое великое дело? Не достоин я Твоего доверия. Я прибыл на место это, чтобы плакаться о грехах своих! Господь-Троица снова взял инока за руку и поднял его с колен, говоря: «Встань и ободрись! Итак, сотвори всё, что Я повелеваю тебе!» Тогда преподобный сказал: «Господи! Как, скажи, наречется церковь, которую Твое человеколюбие поручает мне воздвигнуть здесь?» Господь Единый в Троице ответил ему: «Возлюбленный! Подобно тому как видишь ты Меня, говорящего с тобой в Трех Лицах, так и церковь поставь во имя Отца и Сына и Святого Духа – Троицы Единосущной. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе!» Проговорив это, Господь распростер крылья и, удаляясь, как бы растаял в воздухе».

Как далее отмечает автор, «Священное Писание говорит нам о явлении Святой Троицы в виде Трех Ангелов ветхозаветному пророку Аврааму, жившему задолго, более чем за две тысячи лет, до рождества Христова. Тогда это явление означало заключение завета между Богом и Его народом в лице праведного Авраама. То, что произошло в 1507 году в лесной Свирской пустыни на севере Руси — явление единственное за всю новозаветную историю и потому чрезвычайно важное. Выходит, что у нас на Святой Руси появился такой угодник Божий, который оказался достойным великого откровения Святой Троицы. И вот мы, - говорит автор, - задаемся вопросом: почему такого чуда — лицезреть Пресвятую Троицу - сподобился именно преподобный Александр?» Ответ на этот вопрос, а также рассказ об устроении обители, читатели также найдут на страницах книги.

 

*** Скончался преподобный Александр Свирский 12 сентября по новому стилю 1533 года, ему было 85 лет. Последние его слова были следую­щими: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» После смерти, как писал его келейник, «лицо преподобного не было похоже на лицо умершего человека, но свети­лось, как и при жизни». После погребения почивше­го игумена Александра люди стали приходить на его могилу и подле нее больные стали получать чудесные исцеления: слепые прозревали, парализованные под­нимались с одра, бездетные становились счастливы­ми родителями. А спустя чуть более ста лет были обретены абсолютно нетленные мощи прп. Александра. Соделавшись еще при жизни преподобного храмом Святого Духа, они и в могиле оставались под Его благодатной защитой. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать