Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XX века, 1900—1939: живые голоса эпохи
История Русской Церкви непредставима в отрыве от истории монашества. Какую роль занимало монашество в жизни русского народа на момент того трагического перелома его истории, столетие которого мы отмечаем в этом году, — вопрос очень важный и интересный. Дать возможность читателю самостоятельно сделать выводы на основании документальных свидетельств современников призвана книга «Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни начала XX века, 1900—1939: живые голоса эпохи». Жизнь русского монашества в начале XX столетия и его фактически полный разгром в ходе революции и после нее представлены здесь в виде антологии фрагментов мемуаров и дневников непосредственных очевидцев и участников тех событий. Подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***
Книга «Радость кроткого любящего духа» вышла в свет при содействии двух издательств – «Эксмо» и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в серии «Религия. Рассказы о духовной жизни». В предисловии книги издатели пишут: «Замечательный святой XX века, преподобный Иустин (Попович), говорил о монашеской жизни как об «осуществленном Евангелии». Не для каждого сегодня это очевидно, но вряд ли возможно отрицать, что жизнь Православной Церкви без института монашества представить трудно. В каждой церковной культуре, в разные исторические периоды монашество предстает несколько иным, со своими особенностями и отличиями.
Для Русской Церкви и русского церковного народа к началу трагического двадцатого века монашество играло роль необыкновенно значимую. Жизнь монашеская, по сути, воспринималась как эквивалент «настоящей» христианской жизни, служила идеалом и образцом для верующих, окружалась благоговейным почтением. Белое, приходское духовенство в России конца XIX- начала ХХ-го века было погружено в толщу народной жизни и, хотя нередко являло в своей среде примеры настоящего подвижничества, благочестия, духовного опыта и мудрости, все же в глазах простых верующих людей не несло на себе той особой печати духовного избранничества, которая всегда связывалась с монашеским образам жизни.
Действительно, русское монашество к началу XX века было необыкновенно мощным явлением. В 1890-х годах в России существовало почти 800 монастырей и скитов, население их приближалось к 43 000 человек. Монахи составляют 0,06 % всего православного населения России, и, что характерно, число их с середины 19 века постоянно и ощутимо растет (исследователи связывают этот рост прежде всего с последствиями реформы 1861 года, сдвинувшей многие вековые устои крестьянской жизни). Для множества верующих именно монастырь, его духовники и старцы становится основным источником духовного и нравственного научения, именно к монастырским святыням паломничают, в монастырь уходят по обету, монастырю завещают свое имущество после кончины... И конечно, особое отношение было к старчеству. И знаменитых старцев Оптиной пустыни, и других подвижников посещало великое множество народа, тысячи и тысячи людей уносит в сердце их молитву, наставления и советы.
В то же время для многих представителей образованного класса русского общества монашество - конечно, в основном крестьянское по происхождению - представлялось чем-то чуждым и темным. Снисходительно-отстраненное отношение к монахам, зачастую переходящее и в прямую неприязнь, подогреваемую обывательскими рассуждениями о якобы несметных монастырских богатствах, было очень распространено в общественных настроениях первых лет XX века. В ответ на такие настроения церковные мыслители не уставали напоминать: «Монастыри - это самое драгоценное сокровище нашей жизни, наша гордость, с каким бы высокомерным презрением не относились к ним те, кто не знает духовной жизни, кто не хочет даже подумать о том, ради чего столь многие люди избирают этот жертвенный путь. Можно, конечно, говорить и о распущенности нравов в некоторых монастырях, и о лености, о бездельничанье монахов, и об их пороках, - нигде контраст между идеалом и жизнью не был так велик, как в монастырях, хотя и нигде больше он не переживался так глубоко и мучительно».
«Мы ценим монастыри, как учреждение, в котором учение Церкви выразилось в самой жизни... Мы ценим монастыри, невзирая на их недостатки, ради тех святых жемчужин, которые сияют из-за их стен. Они были местом духовного и нравственного воспитания народа». Так писал известный русский философ князь Сергей Николаевич Трубецкой, так мыслили и многие другие ревнители церковных традиций. И вот в таких противоречиях, будучи для кого-то иконой, для кого-то - жупелом, встретило русское монашество драматические события 1917 года. Тогда, в первые послереволюционные дни, мало кто мог почувствовать, какое страшное «красное колесо» начинает свой разбег по России. Потерявший нравственные и духовные ориентиры народ постепенно, но неумолимо все больше и больше вовлекался в вакханалию беспредельного насилия, волной поднимавшегося в стране. Церковь, и монашество в особенности, приняли на себя страшный удар этой волны.
В течение двух десятилетий после революции монашеству в России предстояло, по сути, исчезнуть. И кровавые гонения Гражданской войны, и поэтапное закрытие монастырей - зачастую через их оформление в качестве сельских артелей, и страшная зачистка «Большого террора», добившая тысячи и тысячи монашествующих - все это, казалось бы, должно было завершить историю монашества в России. К 1939 году действующих православных монастырей на территории СССР не осталось; появились они только по присоединению Западных Украины и Белоруссии и прибалтийских государств. Существовавшие тайные монастыри и «катакомбные» общины всячески преследовались и уничтожались; очень немногим из них суждено было сохраниться до поры относительного ослабления гонений. Об этих двух периодах в жизни русского монашества - пред- и послереволюционном, написано немало книг, опубликовано множество исследований и воспоминаний. Представлено оно и в этой книге.
Жизнь русского монашества до и после революции представлены здесь воспоминаний, авторы которых: митрополит Вениамин (Федченков), епископ Арсений (Жадановский), протопресвитер Георгий Шавельский, священник Сергей Дурылин, протоиерей Валериан Кречетов, Сергей Нилус, Сергей Фудель и многие другие. Открывает книгу воспоминания священника Владимира Быкова о старце Нектарии Оптинском, память которого мы празднуем сегодня. Отец Владимир до встречи со старцем был спиритом и являлся издателем нескольких оккультных журналов, возглавлял кружок «Спиритуалистов-догматиков» в Москве. В 1912 году посетил Оптину пустынь. После бесед со старцем Нектарием отошел от спиритизма. В 1918 г. был рукоположен во священника. В 1913 г. издал свою книгу воспоминаний «Тихие приюты для отдыха страдающей души» о поездках в Оптину пустынь и другие русские святые обители.
Далее за воспоминаниями священника Владимира Быкова следует рассказ митрополита Вениамина (Федченкова) также о старце Нектарии, взятый из книги Владыки - «Божии люди». Об оптинском подвижнике вспоминает Иван Михайлович Концевич, а также поэтесса и мемуарист Надежда Александровна Павлович, сотрудница Оптинского музея, помогавшая спасти от уничтожения монастырскую библиотеку и ее рукописный отдел. Эти воспоминания также отражают разделившуюся эпоху на до и после революции, также разделяется и сама книга. Чьи еще воспоминания наполняют ее, с какими еще подвижниками познакомятся наши читатели? Об этом вы узнаете, открыв настоящее издание.
*** Наша книга, пишут издатели, не предлагает читателю ни последовательного исследования этой темы, ни общих выводов о причинах и последствиях тех событий. Цель её в другом - представить живыми эти страницы церковной истории, опираясь на свидетельства их современников и участников. «Мы помним, пишут издатели, - о двояком значении греческого слова «мартис»: изначально обозначая «свидетель», в эпоху христианства оно стало именем свидетельствовавших о своей вере мучеников. Первые десятилетия XX века в России вновь сопрягли эти понятия: свидетельства и мученичества. Для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в духовных истоках катастрофы, столетие которое мы со скорбью вспоминаем в этом году, наша антология, соединившая в себе голоса десятков авторов, десятки личных представлений об эпохе, может оказаться важной в трудном, но очень важном деле духовного осмысления итогов XX века».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 4 мая 2024 года
Церковный календарь 4 мая. Мученики Феодор, Филиппия, Диоскор, Сократ и Дионисий
Евангелие 4 мая. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле
Читаем Апостол. 4 мая 2024
День ангела. 4 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!