У книжной полки. 12 марта

12 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Тайна Промысла Божия.

 

Вся наша жизнь находится в руках Божиих и управляется Богом. Об этом говорят святые отцы и учителя Церкви. Так по словам святителя Игнатия Брянчанинова, «Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем». А как говорил отец Валентин Свенцицкий, православная «вера в Промысл дает истинное и твердое основание всей нашей жизни. Не имея в сердце своем чувства Божественного попечения о нас, человек отдается во власть слепого хаоса без основы, без порядка, без смысла». О действии Промысла Божия рассказывает митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге, которая так и называется «Тайна Промысла Божия». В 2014 году эта книга, дополненная другими произведениями Владыки, вышла в свет в Издательстве Николин день, и сегодня заняла свое место на нашей книжной полке. ***

По словам издателей, сборник «Тайна Промысла Божия» включает в себя наиболее известные рассказы и очерки выдающегося пастыря и духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова). Они помогают неверующему задуматься, сомневающемуся разобраться в заблуждениях, а верующему укрепиться в уповании на Господа. В предисловии автор пишет: «В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Большею частью все это сохранилось в моей памяти, но от времени стало забываться. Поэтому мне пришло намерение записать эти случаи, — в надежде, что они послужат и к назиданию другим: ведь нас всегда больше убеждают факты, чем рассуждения».

Как отмечает владыка Венианим, «всякий мир познается чрез непосредственное откровение его нашему познанию: этот основной закон познания совершенно одинаково приложим, как к этому, так называемому «естественному» миру, так и к «тому», именуемому «сверхъестественным». И в наше время особенно нужно давать фактический материал. Буду писать, - говорит автор. - без особой системы, - да ее и нет. Буду вспоминать по времени, с самого детства и доселе. За точностью и подробностями не буду гоняться, особенно когда придется рассказывать о других, но за сущность и несомненность основных данных — отвечаю не только перед читателями, но еще более — перед Самою Истиною, Триединым Господом. Во славу Его и пишу дальнейшее».

Прежде чем начать свое повествование, автор предупреждает читателя, что он не считает себя каким-либо «святым» человеком, сподобившимся особенной милости Божией. Я, - говорит Владыка, - довольно часто вспоминаю свою греховность: увы, доселе! А запишу для того, чтобы хоть один человек укрепился в вере — при содействующей благодати...». Первое из воспоминаний посвящено раннему детству автора. Вот что он пишет: «Я болел опасно воспалением легких. Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел... Вероятно, мне тогда было года полтора-два. Но вот конец этого паломничества мать рассказала моей сестре, а она — мне.

Мать стояла в храме св. Митрофана. Мимо нее проходил какой-то сторож-монах. Я, младенец, вертелся (а может быть, и чинно стоял) возле матери. Он, должно быть, благословил нас, а обо мне сказал: «он будет святитель!». И мать мне никогда об этом не говорила. А перед смертью завещала положить мою фотографию Царство ей небесное! И этому неизвестному старцу! Так и сбылось — слава Богу». Следующее воспоминание Владыки повествует о том, как он поступал в духовное училище в Тамбов. «Перед экзаменами, - рассказывает автор. - мама повела меня сначала поклониться мощам святителя Питирима Тамбовского. Отслужили по нем панихиду. А потом пошли к «отцу Петру», о котором шла молва, что он — святой и прозорливый. Мама хотела, чтобы он благословил меня. О. Петр жил рядом с собором, где почивал св. Питирим, — в церковном домике в нижнем этаже, почти в подвале.

Когда мы пришли к нему, к нам вышел старенький священник, низенького роста, весь седой. Благословив меня, он, однако, сказал мне, что со мною будет сначала неудача. И действительно, на экзамене в одном духовном училище (их было два в Тамбове) я «срезался» на первом же испытании, по Закону Божию: не пересчитал всех иудейских (а не еврейских вообще) царей. А когда я, по-детски откровенно, стал говорить смотрителю (фамилию его помню — Щукин), что в моем учебнике этих имен нет, тот совсем рассердился и, кроме царей, ничего не стал и спрашивать меня... С горечью пришлось уйти с матерью из комнаты испытания. В слезах она повела меня в другое училище (то называлось «первое»), которое считалось более «строгим». А мама хотела пожалеть сынка и потому повела меня сначала во «второе» — доброе.

Но Промысл Божий, - отмечает автор, - исправил вредную нежность матери. Пригодилась и суровость Щукина. В «первом» училище меня не спросили ни об иудейских царях, ни об израильских, а о явлении Бога Аврааму в виде трех странников. Ответил отлично... Но в конце оказалось, что я не готов по славянскому языку (по неведению программы, или лучше — по Промыслу Божию). Но так как по остальным предметам я отвечал прекрасно, то меня приняли в училище, хотя классом ниже (не во 2-й, а в 1-й), и то по разрешению Епископа, так как «уросли года»: тогда мне было двенадцать лет, а нужно было — одиннадцать. Так, не без неудач, не без усилий я сделался «духовником» (так звали учеников духовного училища). А это определило всю мою дальнейшую жизнь; а, может быть, и... вечную судьбу!»

В следующем рассказе автор повествует о том, как ему было открыто его будущее одним валаамским монахом. Произошло это, когда Владыка был студентом второго курса Петроградской Духовной академии, и с группой товарищей посетил известный Валаамский монастырь на Ладожском озере. Свои впечатления он описал в путевых заметках, которые впоследствии были изданы под заглавием «На северном Афоне». Монаха звали - отец Никита. О нем, по словам автора, - говорили, как о святом: и с этим словом у Ивана Федченкова соединялось всегда представление и о прозорливости. О. Никита жил на «Предтече», т.е. на острове, где был скит с храмом в честь Св. Иоанна Предтечи». Там они и встретились, и паломникам удалось пообщаться с этим святым батюшкой. И в ходе беседы отец Никита сказал будущему митрополиту: «Владыка Иоанн, пойдемте: я вас буду угощать».

Далее автор пишет: «Точно огня влили мне внутрь сердца эти слова... Я широко раскрыл глаза, но произнести ничего не мог от страшного напряжения...» «Поддерживаемый под руку о. Никитою, как обычно «водят под руки» и настоящих архиереев, — я почти без мысли повиновался и пошел рядом. После угощения я, пораженный пророчеством батюшки, захотел уже подробнее и наедине поговорить о монашестве... А может быть, на это батюшка меня сам навел. И мы, гуляя тихо по острову, продолжали беседу», которая касалась, конечно же, монашеского пострига и будущего архиерейства. Со времени этой прозорливой беседы прошло четырнадцать лет, и автор данных воспоминаний был хиротонисан во епископа в Симферополе.

 

*** Свои воспоминания митрополит Вениамин (Федченков) завершает такими словами: «Промысл Божий охраняет всю нашу жизнь. Но иногда бывают особые случаи. Иному они покажутся обыкновенными историями. Но мы считаем их делом Божественного промышления... Спорить не будем — не хочется. Да и сам читатель пусть разбирается в этом — случайны ли эти явления. Или же — нет?» Но то, что всё в жизни отнюдь не случайно, свидетельствуют и воспоминания Владыки о Промысле Божием в его судьбе, и жития тех святых, о которых пишет автор и которые представлены на страницах данной книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать