Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Иоанн Тобольский. Феатрон.
Святитель Иоанн (Максимович) - один из особо почитаемых сибирских святых. Он занимал Тобольскую кафедру всего четыре года (с 1711 по 1715 гг.), однако сделал очень много для прославления имени Божия и успел приобрести всеобщую любовь и почитание служением на благо Церкви и Отчизне. В народе его величают как святого земли Сибирской и чудотворца. К нему обращаются за помощью как к заступнику перед Богом в бедах, при душевных и телесных недугах и других обстоятельствах. Ревностным служением на благо Отчизне и государю святитель Иоанн внес большой вклад в историю России. Будучи не только богословом, но и стихотворцем, он обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Однако не все литературные труды святителя известны современным христианам. Взять, к примеру, его произведение под названием «Феатрон», новейшее издание которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Итак, сегодня на нашей книжной полке представлена одна из книг святителя Иоанна Тобольского, именуемая кратким названием «Феатрон». Эта книга, в отличие от известного всем «Илиотропиона», никогда ранее не переводилась и не переиздавалась. Ее оригинальное издание хранится в Музее книги Российской Государственной библиотеки в фонде «Старопечатные книги». В 2004 году первые попытки перевода «Феатрона» были предприняты матушкой Людмилой Петровой, а также доктором филологических наук Александрой Павловной Ушаковой и студентами Тюменского Духовного училища на уроках церковнославянского языка. И наконец, к столетию прославления святителя Иоанна, «Феатрон» с Божьей помощью был издан. Издаваемый вариант книги подготовлен силами православного культурного центра (в Тюмени), его руководителем — Мирославом Юрьевичем Бакулиным, кандидатом философских наук, и главным редактором издательства «Русская неделя» — Тимофеем Алексеевичем Сайфуллиным.
Почему же этот труд сравнительно малоизвестен в России широкому читателю? Возможно, - считают издатели, - это связано с недостаточными усилиями по популяризации наследия святителя или самим характером этого наследия, так как, например, эта книга предназначена, прежде всего, для начальствующих и правителей. По мнению издателей, это произведение особенно актуально для современного читателя, так как в нем говорится о ценностных поведенческих ориентирах, сохраняющих свою значимость там, где есть отношения между людьми, где есть человеческое общество, которое должно жить в соответствии с определенными правилами и законами. Установление ценностных отношений и приоритетов является основой человеческого существования и миропонимания.
Стоит отметить, что «Феатрон» - это переводное произведение (святитель перевел его с латинского сочинения), но все же его текст является оригинальным, так как имеет авторские вкрапления, в особенности касающиеся духовности, нравственных критериев поведения человека в обществе. Главное в этом труде — указание на необходимость честного служения своему Отечеству. Книга носит характер в большей степени светский, поскольку адресована «царям», «владыкам» и «всем начальствующим». Об этом свидетельствует само заглавие книги, перевод которого на русский язык, по мнению Александры Павловны Ушаковой, может звучать так: «Феатрон, или нравоучительное обозрение, для царей, князей, владык и для всех спасительное, в котором тщательно прописано, что делать и соблюдать и от чего отстраняться начальникам».
В книге имеется тридцать глав, каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности руководителя, любого человека, находящегося у власти и управляющего людьми. В ней говорится о ценностных поведенческих ориентирах, показано, как должно относиться к подчиненным, каким должен быть нравственный облик начальника. Например, в главе пятой повествуется о том, что труд начальника наполнен трудами и бедами, и чтобы сохранить царство, необходимо много трудиться, быть внимательным к тем, кто его окружает, постоянно бодрствовать. Чтобы доказать основную мысль главы — о тяжести и ответственности находящегося у власти, автор дает много сравнений из истории жизни разных правителей, приводит отдельные притчи, а также свидетельства Священного Писания. Подобные сравнения мы можем увидеть и в других главах произведения.
Таким образом, при помощи различных сравнений, сопоставлений читателю показаны трудности, окружающие начальника, руководителя. Автор приводит выдержки из произведений о роли начальствующих в жизни народа, цитирует высказывания великих людей о необходимых качествах, присущих человеку, который решил управлять государством, людьми. Святитель обеспокоен судьбой своего Отечества и обращается к людям с призывом к разумному управлению государством. Основное его внимание, конечно, обращено к начальствующим, но в то же время это обращение и к любому человеку. Каждый на своем месте должен поступать по совести. Таким образом, митрополит Иоанн будит человеческую совесть и говорит о последствиях, ожидающих человека, не следующего велениям своей совести, например: «Ни едино Царство долговременно, идеже Начальство не имеете воздержания, - говорит он. - Тем Римское царство царствующу Нерону сотреся. Его же несытость вся снеде, и погуби, лакомство помрачи, леность сокруши, похоть и гордыня истощи».
Как видим из слов святителя, нарушение заповедей Божиих (любовь к золоту, следование своим удовольствиям, нерадение о детях и др.), приводит к губительным последствиям. Одним из ценностных ориентиров для начальника в «Феатроне» является «добродетель». «Есть особое условие добропорядочной жизни — добродетель», – напоминает святитель любому человеку, стоящему у власти. Далее он говорит о том, что мало идущих правильным (праведным) путем, многие, особенно находящиеся у власти, отвращаются от него, поэтому, зная силу плоти и труднопереносимое правление, начальники должны, следуя примеру премудрого Соломона, обращаться к Богу за помощью. Царь Соломон просил у Бога при вступлении на царство: «Сего ради даждь рабу Твоему сердце смысленно, на послушание и суждение людем Твоим в правду, еже разумевати посреде добра и зла».
В приводимых примерах из текстов Священного Писания также проводится мысль о необходимости жизни по совести. Святитель подчеркивает, что человек должен помнить о своем предназначении, что он носит в себе образ Божий. Преступление заповедей, нерадение о людях приводят к гибели, святитель Иоанн об этом напоминает неоднократно, приводя яркие примеры из истории властителей. В итоге автор выделяет следующие доминантные признаки «правителя»: Бодрость. Трудолюбие. Мудрость. Молчание. Воздержание. Нестяжание. Милосердие. Аскетизм, а также другие качества. Чтобы подчеркнуть основную идею, заложенную в главе, автор подтверждает ее отдельными цитатами в стихотворной форме. Эти авторские вкрапления в текст помогают большему осмыслению контекста и дублируют его.
К примеру, свое предисловие автор также заключает стихотворением, обращаясь к читателю:
Для рассуждения,
Церкви смотрения,
Я, нерассудный,
Предлагаю труд скудный.
Об этом не дивись,
Обо мне помолись,
И сам автор старался,
И многому удивлялся.
Исповедовал Святую веру,
Соблюдая во всем меру.
Как Церковь проповедует,
Так и книга за этим следует.
Поэтому прошу всех, почитайте
И Бога обо мне молить не забывайте.
Будет мне от вас прощение,
Будет и вам от Бога исправление.
На Суде Христа все встретим
И за все дела свои ответим.
Молю благожелательно,
Чтоб Бог дал ума читателю.
И вы об авторе молитесь
Чтоб книга эта совершилась.
*** Книга святителя Иоанна Тобольского «Феатрон», это, по словам издателей, — глубокий духовный взгляд на власть во всех ее исторических проявлениях. Автор пишет не только о нравственном аспекте управления государством, людьми и самим собою, но и дает невероятное количество примеров для усвоения евангельских истин. Сотни образов святых подвижников, художников и поэтов, императоров и царей, военачальников и простых людей проходят перед нами, создавая нравственное измерение прошедших времен. Эта книга, по сути — энциклопедия власти, данная нам с позиции православного христианина. Она была издана в 1708 году и никогда не переводилась на современный русский язык. Но сегодня, вновь увидевший свет «Феатрон» святителя Иоанна Тобольского так же, как и более 300 лет назад, послужит добрым советом для всех, ищущих духовной жизни во Христе.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!