Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Лествица преподобного Иоанна Лествичника.
12 апреля Святая Церковь чтит память великого подвижника 6 века, игумена Синайской обители преподобного Иоанна Лествичника. Сорок лет жил он отшельником в уединенной пещере у подножья Синая, в 75 лет стал настоятелем монастыря. В то время обратился к нему Раифский игумен Иоанн с просьбой: «начертать законы, свойственные и приличные монашескому житию», которые «могут служить наставлением для истинных последователей Христовых» для духовного совершенства. Преподобный Иоанн, по смирению своему и послушанию исполнил эту просьбу. Таким образом, у всего православного мира появилось спасительное руководство для духовного возрастания, получившее название - «Лествица». Как и многие труды святых отцов, данная книга перенесла уже не одно переиздание, и одно из последних изданий, выпущенное в свет «Сибирской Благозвонницей», находится сегодня на нашей полке. О «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника и пойдет речь далее в нашей программе. ***
Открывает данное издание краткое описание жития прп. Иоанна, игумена святой горы Синайской, составленное его современником монахом Раифским Даниилом. О том, где родился святой Иоанн и где воспитывался, по словам монаха Даниила, достоверных сведений не осталось. В 16 лет пришел он в Синайский монастырь, где его наставником и руководителем стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае молодой подвижник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что юноша станет великим светильником Церкви Христовой и игуменом Синайской обители. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. А после его смерти избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола. Там святой отец провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
«Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные? – пишет монах Даниил. - Впрочем, - продолжает он, - хотя бы через некоторые главные добродетели известимся о духовном богатстве сего блаженного мужа». По словам автора жития, святой Иоанн питался всем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Малоядением угнетал плоть свою. Тем же, что вкушал от всего понемногу, порабощал мучительство славолюбия. Пустынножитием и удалением от людей утолил он пламень телесной печи, так что тот совсем испепелился и угас совершенно. Милостынею и скудостью во всем потребном подвижник мужественно избежал идолослужения, то есть сребролюбия, от уныния и расслабления восставлял душу, возбуждая ее памятью телесной смерти. Сплетение пристрастия и всяких чувственных помыслов разрешил невещественными узами святой печали. Мучительство гнева еще прежде было в нем умерщвлено мечом послушания, а тщеславие - уединением и молчанием.
Спал святой столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения. А в остальное время много молился и сочинял книги. Это упражнение служило ему средством против уныния. Впрочем, - замечает автор жития, - все течение жизни его была непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу». Как не старался святой Иоанн скрыть свои подвиги, постепенно слава о нем распространилась по все округе. К нему стали непрестанно приходить посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет преподобный был избран игуменом Синайской обители. Сколько лет управлял он монастырем и сколько провел во вторичном безмолвии, об этом так же, как и о его происхождении, в точности неизвестно. Некоторые полагают, что скончался преподобный Иоанн лет 80 или 85, в Следованной же Псалтири сказано, что жил он 95 лет.
Как уже было сказано в начале программы, знаменитый труд «Лествица» был написан святым Иоанном в годы управления им Синайской обителью. Название данного труда святой подвижник объясняет так: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Душеполезная сия книга состоит из 30 глав, или 30 ступеней, которые научают, как инока, так и мирянина, борьбе с пороками и страстями и воспитанию добродетелей. По учению прп. Иоанна, «святые добродетели, подобны лествице Иакова; а непотребные страсти - узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну».
На первых ступенях Лествицы святой отец предполагает отвержение мирской жизни, отложение житейских попечений и уклонение от мира. При этом он особенно обращает внимание на добродетель послушания. Далее, как бы поднимаясь по лестнице, человек ведет борьбу со своими страстями: гневом, памятозлобием, унынием, леностью, сребролюбием, тщеславием и гордостью, и приобретает обратные страстям добродетели. Вершиной этой Лествицы, ведущей к Богу, является союз трех добродетелей - веры, надежды и любви. Наивысшей из них является, конечно, Любовь, ибо ею, по слову прп. Иоанна, именуется Сам Бог. В заключение данного духовного путеводителя святой автор предлагает подвизающимся «Краткое увещевание, которое содержит в себе все то, что говорено было в сей книге пространно».
На протяжении уже более 1000 лет «Лествица» является духовным руководством на пути ко спасению. Она является примером того, как должен совершенствоваться человек в духовной жизни, восходя от силы к силе, постепенно, как бы поднимаясь по ступеням. Однако, признавая сочинение преподобного Иоанна Лествичника произведением высокодуховным, мы не будем советовать нашим читателям без благословения духовника приступать к ее изучению. Тем более совершать духовные подвиги. Так и святой отец пишет, что «желающие истинно работать Христу, прежде всего да приложат старание, чтобы при помощи духовных отцов и собственным рассуждением, избрать себе приличные места и образы жизни, пути и обучения».
*** По словам издателей, «творение преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, названное «Лествица, или Скрижали духовные», было написано в 6 веке как спасительное руководство к нравственной жизни. Данная книга была создана для духовного совершенства иноков обители. Но любой христианин, живущий в миру, может получить с ее помощью надежного путеводителя в Царствие Небесное. Это сочинение христианского богослова, составленное из тридцати ступеней совершенствования, призвано научить человека, как бороться с пороками и страстями, как жить благочестиво и восстановить в душе образ Божий».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Благая часть. 3 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!