Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Палестинское Общество и русские школы на Востоке.
В мае 1882 года произошло событие, ставшее знаменательным для всего боголюбивого русского народа, жаждущего хоть раз в жизни побывать на Святой Земле. В те майские дни, 136 лет назад, состоялось торжественное открытие Императорского Православного Палестинского общества. Его девизом стали слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62, 1). Целью общества было: «поддержать Православие в Святой Земле, ознакомить соотечественников с ее историей, содействовать научным изысканиям, а также способствовать православному паломничеству в Палестину». Первым Председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович Романов, а после его трагической гибели – Общество возглавила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Под ее председательством Палестинское Общество торжественно отметило и свой 25-летний юбилей. Подробнее обо всех этих событиях, связанных с возникновением и деятельностью Императорского Православного Палестинского общества, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Палестинское Общество и русские школы на Востоке». ***
Автор вошедших в книгу трудов - Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Он известен, прежде всего, как замечательный ученый-византинист, литургист и археограф, исследователь Православного Востока. Его труды занимают почетное место в истории русской церковной науки. Меньше внимания уделяют современные ученые его многолетнему служению в Императорском Православном Палестинском Обществе — в качестве Секретаря Общества, руководителя всей его организационной работы и как летописца Русской Палестины. Между тем, проблематике связей России и Православного Востока, этим вечным темам русской культуры и русской религиозно-философской мысли, посвящена значительная часть книги статей выдающегося историка. Настоящий том включает преимущественно работы, посвященные развитию русского школьного дела в Палестине, Сирии и Ливане.
Обзорный характер носят работы 1907 г.: «Извлечение из исторической записки ИППО за 25 лет его существования» и юбилейная речь «Русские учебно-воспитательные, благотворительные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии». Ключевым документом сборника является впервые публикуемый большой «Отчет о ревизии учебных учреждений ИППО» 1910 года. Непосредственным образом связаны с историей школ на Святой Земле статьи, посвященные памяти следующих лиц: Секретаря Общества Василия Николаевича Хитрово; выдающегося деятеля российского просвещения, вице-председателя ИППО Николая Мильевича Аничкова, прошедшего путь от школьного педагога до товарища министра народного просвещения; и старшего бухгалтера Общества Владимира Ивановича Белынского, помогавшего А. А. Дмитриевскому в его ревизии школьной системы на Востоке. Особое место занимает статья о Бет-Джальской женской Учительской семинарии, созданной Палестинским Обществом на основе школы для арабских девочек, открытой еще в 1860-х гг. архимандритом Антонином (Капустиным) и Елизаветой Федоовной Бодровой. Школьная деятельность Общества обсуждается также в отчетных докладах А. А. Дмитриевского на общих годичных собраниях 1912 и 1916 гг.
В своей статье, посвященной 25-летию открытия Палестинского Общества, автор отмечает: «Святая Земля, Гроб Господень, река Иордан с первых дней, как наше отечество озарилось светом Христовой веры, сделались предметом особенного обожания и почитания со стороны православного русского народа. Тяготение в Палестину у русских людей стало родом недуга и требовало со стороны властей, духовных и светских, ограничений и запрещений. Знаменателен тот факт, что это стремление в русском набожном человеке «Святому Гробу Господню поклонится, в Иордане реке искупатися» никогда не сдерживалось сознанием трудности и дальности пути, всякого рода случайностями и полным отсутствием в Св. Земле каких-либо жизненных удобств. Паломник, всецело предоставленный самому себе, убогий приют в греческих иерусалимских монастырях считал для себя, со стороны святогробского духовенства, благодеянием, за которое он щедро платил ему своими трудовыми грошами.
В таком положении полной беспомощности и беспризорности наши «трудники Божии» находились до конца первой половины истекшего [XIX] столетия. И вот 31 июля 1847 г., по воле Государя Императора Николая Павловича, была учреждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Ей не было поставлено в прямую обязанность заботиться о наших паломниках и их житье-бытье в Иерусалиме, а лишь поддерживать Православие на Востоке и быть посредницей в отношениях Русской Церкви с православными Церквами. Несмотря на это, по состраданию и человеколюбию, наша Духовная Миссия не могла не обратить внимания и на эту крайне неприглядную сторону жизни наших соотечественников. Уже первый приснопамятный начальник Миссии покойный еп. Порфирий (Успенский) настойчивым ходатайством перед Иерусалимским Патриархом добился того, что наши паломники и паломницы были размещены по греческим монастырям с большей осмотрительностью и удобствами, подчинил их нравственному контролю Миссии».
После этого прошло больше 30 лет, и многие люди приняли участие в работе Миссии. Наконец, 21 мая 1881 года в святой град мира — Иерусалим - прибыли юные царственные паломники великие князья Сергий и Павел Александровичи в сопровождении великого князя Константина Константиновича. При звоне колоколов русского соборного храма Святой Живоночальной Троицы, при радостных ликованиях туземцев и восторженных восклицаниях «ура» оставшихся на Русских Постройках наших соотечественников, забросавших августейших паломников цветами, предшествуемые престарелым Патриархом Иерофеем с сонмом иерархов и священных клириков, великие князья-паломники смиренно и благоговейно вступали под многовековую заветную священную сень Святогробского храма. Здесь, у драгоценного ложа Божественного Страдальца за весь человеческий род — цели своих заветных сердечных стремлений, высокие паломники прежде всего коленопреклоненно, припадая ниц, из глубины своих чистых душ, … возносили свой горячий сердечный вопль к Тому, Который Один есть упокоение и отрада.
Все 10-дневное пребывание благочестивых Царевичей близ драгоценных христианских святынь прошло в неустанных целонощных молениях в Святогробском храме, в благоговейных обозрениях достопоклоняемых святынь Иерусалима и Вифлеема, во внимательном, всестороннем ознакомлении с русскими учреждениями и жизнью наших соотечественников — паломников. Под неизгладимо глубоким и отрадным впечатлением, вынесенным из этого путешествия, вернулись царственные паломники на родину. Туда, где лучшие русские люди — В. Н. Хитрово, епископ Порфирий (Успенский), К. П. Победоносцев, граф Е. В. Путятин, П. П. Мельников и др., — горячо любившие Святую Землю и близко принимавшие к сердцу жизненные интересы и насущные потребности родного народа, уже давно трудились над созданием частного Палестинского Общества.
Это Общество, по замыслу его создателей, должно было взять на себя заботу о поддержании Православия в Святой Земле, об улучшении быта наших соотечественников-паломников и которое бы разрабатывало научным образом все вопросы, связанные со Святою Землею и паломничеством в нее. Василий Николаевич Хитрово, всецело поглощенный осуществлением этой идеи, испросил милостивой аудиенции у великого князя Сергия Александровича, только что вернувшегося из Палестины. И склонил его стать во главе этого нарождающегося Общества. Великий князь с радостью и полною готовностью изъявил свое согласие и принялся настойчиво проводить в жизнь уже выработанный Устав Общества, получивший 8 мая 1882 г. Высочайшее утверждение. А 21 мая 1882 г.,т. е. ровно через год после въезда великого князя Сергия Александровича в Иерусалим, состоялось торжественное открытие Палестинского Общества.
В Палестине, как известно, уже были созданы правительственные учреждения, имевшие почтенную давность — Русская Духовная Миссия и Палестинская Комиссия, на коих лежала прямая забота об улучшении быта наших паломников в Палестине. Поэтому Православное Палестинское Общество заботу о паломниках решилось предоставить пока этим старейшим деятелям — Духовной Миссии и главным образом Комиссии. Ну а свои пока слабые силы посвятить той стороне деятельности в Палестине, на которую Комиссия совершенно не обращала внимания, а Духовная Миссия — при недостатке средств и не могла дать ей широкую постановку. Речь идет о педагогической просветительной деятельности Православного Палестинского Общества, которую и освящает автор этой книги - Алексей Афанасьевич Дмитриевский.
*** «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62,1). Этот стих из пророка Исайи, по словам издателей, не случайно стал девизом Православного Палестинского Общества, созданного не только для того, чтобы заботиться о русских православных паломниках, но и для поддержания Православия в Святой Земле, гуманитарно-просветительной работы среди местного арабского населения. И Алексей Афанасьевич Дмитриевский, на протяжении двенадцати лет с 1906 г. до 1918 г. занимавший ответственный пост Секретаря ИППО, не умолкал и не успокаивался. Научный и гражданский подвиг ученого, труженика и исповедника, принадлежавшего к той категории людей веры и долга, о ком Священное Писание говорит: «В нем лести несть», — остается высоким образцом и примером для современных ученых, продолжателей дела Императорского Православного Палестинского Общества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 апреля 2024
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!