У книжной полки. 11 марта

11 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Андрей Ткачев. Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление.

 

Духовная жизнь — одна из самых слож­ных тем, к которой нелегко приступить в первую очередь в силу ее обширности. Под духовностью подчас понимают что угодно, только не то, что есть на самом деле. Что такое жизнь духа? Молитва? Чтение книг? А добрые дела, общение с ближними как-то ее касаются? Самообразова­ние — часть духовной жизни или нет? Как эта таинственная жизнь в человеке начинается? Есть ли у нее незыблемые законы, или в каждой душе она протекает по-разному? Что важно знать, вступая на ее пути — пути жизни хри­стианской? На все эти и другие вопросы призвана ответить книга протоиерея Андрея Ткачева «Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление». Она вышла в свет в Издательстве Никея в серии «Ступени веры». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Эта книга продолжает серию «Ступени веры» по теме «Воцерковление» и раскрывает разные аспекты церковной жизни православного человека, которые составляют его духовную жизнь. Как понять, началась ли она, эта духовная жизнь с тех пор, как человек вступил в ограду Церкви. Разобраться в этом отец Андрей предлагает следующим образом: «Начнем, - говорит он, - от противного. Например, человек считает: я играю в театре или пишу картину, значит, я живу ду­ховной жизнью. При этом я ненавижу того, кто гримируется рядом за стенкой или пишет кар­тины в другом стиле; но все равно — я живу духовной жизнью. Конечно, - отмечает автор, - это чудовищное смешение понятий. Есть душевная жизнь, а есть духовная. Духовная жизнь — это все, что рождено Духом Святым в человеке, и все, что ведет его душу к преобра­жению, изменению и вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.

По словам священника, «там, где нет Духа Святого, там, где Он не действует, не дышит, не управляет, там духовной жизни нет». И вопрос в том: как получить Духа Святого? Как стяжать Его, как приобрести? Если мы говорим о крещеных людях, то они получают Его в таинствах Крещения и Миропомазания. Мы им запечатлены, и нам сказано: «...не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». И тем, кто уже крещен, нужно действие благодати в себе обновлять покаянием. А некрещеные, которые познали Госпо­да и почувствовали призывающее действие Духа Святого, входят в Церковь опять-таки покаянием и верою через та­инство Крещения. И начинают жизнь с чистого листа. Таким образом, в духовную жизнь человек вступает покаянием. О покаянии и говорит автор в первой главе.

А что происходит дальше? По словам автора, «человек, начинающий входить в жизнь Церкви, читать духовную литературу, рано или поздно сталкивается с определенными аскетически­ми требованиями к себе: с постом (причем не только Великим), молитвенными правилами, продолжительным, от двух до четырех часов, богослужением в храме, на котором он обязан быть. Почему Церковь настаивает на необходи­мости этих правил? Что они дают душе? Нужна ли аскеза мирянину или это исключительно мо­нашеское дело? И как найти свою меру поста и молитвы?» Как отмечает автор, «аскеза — это упражнения. Существуют некие упражне­ния, которые берут верх над грехолюбивой природой ради чего-то большего. Это как работа гончара над глиной: сначала он бьет ее кулаками и ребром ладони, а потом уже что-то делает из нее. Аскетизм — упражнение, требующее време­ни, энергозатрат, терпения, преодоления боли и неудач. Это некое универсальное явление.

Однако, - продолжает свой рассказ автор, - нужно различать аскетизм религиозный и аскетизм в принципе, то есть просто усилия. Например, вот будущий скрипач одну и ту же гамму играет невооб­разимое количество раз, он трудится, страшно напрягает­ся ежедневно и при этом непонятно для чего. Нет никакой уверенности, что из него получится новый Паганини. Но то, что он делает, — аскетизм. Или, к примеру, Иммануил Кант. Он, сам того не желая, был затворником. Он этого не хотел, специально не стремился к этому, просто ученый был поглощен своими трудами, его затворничество — плод увлечения работой. Можно ли создать какую-то серьезную философскую систему, сделать важное научное открытие, не думая об этом годами, не трудясь и не ограничивая себя ни в чем? Очевидно, что практически невозможно. Алек­сандр Васильевич Суворов — аскет ради военных побед и славы государства, славы русского оружия. Художник Винсент Ван Гог — тоже аскет. Хотя его аскетизм привел к самоубийству, то есть был аскетизмом с отрицательным знаком: он «сжег» себя ради живописи и ничего больше, кроме живописи, по сути, не знал.

А христианский аскетизм – это духовная практика. Аскетизм как религиозную практику мы встречаем в любой великой культуре. Он есть в религии евреев Ветхого Завета, он был до нее и параллельно с ней в Древнем мире. Все люди знали, что есть некие затворники, молчальники, постники — аскеты, одним сло­вом. Люди знали пользу поста, чувствовали, что ограничение в пище утончает восприятие мира, умиротворяет страсти, обостряет и улучшает интеллектуальные способности и духовные качества человека. Это известно было и в Индии, и в Египте, и в Древнем Риме. Людей, которые отрекались от мира — кто уходил в пещеру или в пустыню, кто взбирался на столп, кто надевал на себя ве­риги ради высших целей, — всегда считали солью земли в том обществе, в котором религиозный закон при­знавался за истину и соблюдался большинством.

Возможно ли простому человеку вести аскетический образ жизни? Что нужно для этого? Об этом автор размышляет во второй главе. А в третьей – говорит о том, кто является нашим проводником в этом нелегком пути духовной жизни. Это духовник. Но каждому ли нужен духовный отец для возрастания в христианской жизни или это вовсе не обязательно? Какие отношения долж­ны быть между духовником и его чадом? Универсальным является необходимость узнать и исполнить волю Божию. Все остальное — это инструментарий. Духовники, духовные наставники, руководители нужны как инструменты узнавания и исполнения воли Божией. Пророки пророчествуют именем Господним, говорят, что делать, куда идти, а духовники совершают практическое руководство. Они — педагоги, детоводители.

Кроме того духовная жизнь невозможна без молитвы. По словам автора, пришедший в Церковь человек начинает с того, что открывает молитвослов. Новое дело – молитва – и интересно, и не понятно. Молиться в первое время обычно не трудно, а очень радостно, легко и естественно. Но потом эта легкость может уйти, сменившись тяготой и нежеланием. Почему так происходит? Молитва – это обращение к Богу, так почему человеку трудно обращаться к своему Творцу? На эти вопросы автор дает ответ в 4 главе книги.

Пятая глава – посвящена теме служения христианина, а шестая – поможет определиться в книгах, которые непременно должны читать все христиане. По словам автора, человек постоянно окружен потоком информации – нужной и ненужной, положительной или отрицательной. Выбор огромен. В книжном магазине можно отыскать книги на любой вкус, от богатства святоотеческой литературы до современных авторов из Греции или Афона. Как в этом изобилии найти нужное? С чего начать чтение духовной литературы, и какое она место занимает в духовной жизни – об этом и рассказывает автор в шестой главе.

 

*** Как отмечают издатели, «Духовная жизнь» — книга для людей, которые уже вошли в храм и хотят научиться осмысленной жизни в Церкви Христовой. Поддержка людей, имеющих подобный опыт, на этом этапе очень важна. В лице протоиерея Андрея Ткачева читатель находит именно такого помощника и проводника в мир Православия. Являясь опытным священником, он говорит с читателем о важнейших составляющих христианской жизни. А именно: о сущности молитвы и глубине покаяния, об аскетике и монашестве, о различиях между постом внешним и внутренним, о духовном руководстве и необходимости самообразования, а также о смысле христианского служения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать