Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Жития святых в пересказе для детей. Святитель Лука.
Часто жизнь сравнивают с долгой и непростой дорогой. Рано или поздно любая дорога приводит нас к перекрёстку, где нам придётся остановиться и задуматься: куда пойти? Помните, как в сказках: «Направо пойдёшь, коня потеряешь, прямо пойдёшь — себя потеряешь, налево пойдёшь — счастье найдёшь». Что выбрать? Кажется, ясно — надо выбирать счастье. Но мудрые люди говорят, что за обещаниями безоблачного счастья нередко кроется обман, а пережитые трудности могут привести к великой радости. Может быть, тому, кто хочет настоящего счастья, стоит выбрать нелёгкую дорогу, мужественный путь трудов и страданий? Но как не испугаться испытаний? На таком же перепутье стоял когда-то юноша Валентин Войно-Ясенецкий, ныне прославленный в лике святых святитель Лука. О нем рассказывает очередная книга из серии «Жития святых в пересказе для детей» Издательства Никея. ***
В серии «Жития святых в пересказе для детей» вышло уже несколько книг, благодаря которым юные читатели познакомятся с житием святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и Тихона Задонского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Амвросия Оптинского, великого флотоводца - праведного Феодора Ушакова, преподобномученицы Елизаветы и других святых. В этой книге рассказана история жизни святителя Луки Войно-Ясенецкого. Книга написана живым, понятным для малышей и школьников языком, предназначена для детей среднего школьного возраста и прекрасно подойдет для совместного семейного чтения и увлекательного обсуждения. А теперь откроем книгу и прочитаем часть жития, которое составил современный писатель Тимофей Веронин.
Начинает книгу следующий рассказ автора: «Однажды в крупную немецкую клинику привезли из Греции мальчика, который был между жизнью и смертью уже несколько дней. Он попал под машину и нуждался в нескольких операциях. Лучшие врачи клиники собрались в операционной. Почти целый день родители мальчика и приехавший с ними священник (он-то и рассказал потом эту историю) провели в мучительном ожидании. И вот наконец к ним вышел главный врач. «Всё благополучно, — устало улыбнулся он, а потом прибавил: — Только вот зачем вы везли его к нам? Ведь с вами был такой прекрасный доктор! Он фактически руководил операцией. Мы всё делали по его указаниям». «Какой доктор?» — удивились родители. «Да как же, в таком, знаете ли, халате старого образца и необычной шапочке. Да что говорить, сейчас он выйдет».
Но вскоре операционная опустела, а того доктора не было. «Странно... — Главный врач раскрыл журнал, где записывали свои имена все, кто участвовал в операции. — Смотрите! И все увидели на последней строчке выведенное русскими буквами имя: архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Откуда же пришёл и куда исчез тот, кто оставил своё имя в этом журнале? Он пришёл к умирающему мальчику из мира вечного, откуда часто, хотя мы этого и не подозреваем, приходят к нам святые. Ведь архиепископ Лука — один из них. Он жил совсем недавно, его красивое строгое лицо смотрит на нас со многих фотографий, до сих пор ещё живы те, кто был с ним знаком. Какой путь привёл его к святости и почему он получил от Бога право приходить на землю и даже участвовать в операциях? Давайте об этом поговорим.
Валентин Войно-Ясенецкий жил в Киеве, учился в гимназии и, как все, задумывался, кем быть. Ему очень нравилось рисовать. Он часто любовался прекрасным Днепром или целыми днями наблюдал за людьми, а потом делал серии набросков. Красота мира притягивала Валентина, и он решил поступать в Академию художеств. Но во время экзаменов Валентина пронзила мысль: «Я не имею права делать то, что мне хочется, я должен делать то, что приносит пользу страдающим людям». Он не пошёл на экзамен по рисованию и неожиданно для всех поступил на медицинский факультет. Ведь доктор — это тот, кто самым явным образом помогает человеку, борется с его болью и страданием. Художественное творчество обещало ему радость и славу, а он пошёл учиться на врача, хотя признавался, что ужасно не любил научные предметы: химию, биологию. Однако заставил себя изучать их и учился на пятёрки, чтобы потом стать самым простым врачом далеко от столиц и университетов.
После окончания медицинского факультета ему обещали хорошее место в столице, предлагали заниматься наукой, но Валентин твёрдо знал, что должен идти к тем, кто нуждается в помощи, и стал работать в маленьких городах и сёлах, где было мало врачей, где нужно было лечить больных, спасать их и облегчать им боль. Он стал хирургом, делал сложнейшие операции, которые возвращали людей к жизни. Поэтому-то и теперь он не оставляет страдающих людей и приходит на помощь всякому, кто от сердца призывает его. А в начале 20-х годов Валентин Феликсович опять оказался на развилке путей, перед выбором - быть или не быть священником, и опять мужественно выбрал самую трудную дорогу. «Да, если это угодно Богу, я буду священником», - ответил доктор. В эти годы стать священником мог только безгранично смелый человек. Он принял сан, потому что не мог спокойно видеть, как уничтожают веру, как хотят посмеяться над Богом.
А потом, как повествует автор, был и следующий шаг. Тайно от всех отец Валентин отправляется в соседний город, где в маленькой церкви при закрытых дверях два высланных из Центральной России архиерея постригли его в монахи и посвятили во епископа. Когда их руки коснулись головы доктора и зазвучали слова молитвы, через которую Бог даёт человеку силы и право и силы быть архиереем, отец Валентин ощутил небывалое волнение, трепет, страх. Он почувствовал великую Божью силу, входившую в него. Ведь епископ — это апостол, это тот, кого Господь приблизил к Себе и послал на проповедь. После монашеского пострига и посвящения ему дано было новое имя - епископ Лука. Стать епископом в те годы — значило пойти по той дороге, где потеряешь почти всё, что только может потерять человек: и свободу, и здоровье, и саму жизнь. Так и для святителя Луки начались годы ссылок и тюрем. Он жил и за Полярным кругом, и в глухой тайге, и в Архангельской области, и в Сибири. Ехал сотни вёрст на санях и на собаках, мёрз, голодал, но продолжал любить людей и везде, где, бы он ни был, стремился облегчать их страдания.
В последние годы жизни епископ-хирург, который стольким людям возвратил здоровье, в результате долгой болезни ослеп. Если попробовать закрыть глаза и представить, что вот такая темнота всегда будет окружать тебя, то станет тоскливо и страшно. Но святитель Лука не испугался. «Я принял как Божью волю — быть мне слепым до смерти, я принял спокойно, даже с благодарностью Богу». Как он мог так сказать? Разве возможно благодарить за такое несчастье? Но святитель умел глядеть не только на внешний мир, но и вглубь себя. Там, внутри своей души, он видел Того, Кого любил всю жизнь — Христа Спасителя. Ради Него он выбрал трудные пути своей жизни, сначала стал врачом, а потом епископом. Слепота научила его ещё яснее видеть лик любимого Господа. А когда земная жизнь епископа-врача закончилась, Христос встретил и принял его к Себе. Теперь глаза святителя снова видят, и встают перед ними не симферопольские улицы или переулки Красноярска, а прекрасные обители небесного мира.
В тот июньский день, когда хоронили крымского епископа, в Симферополе было небывалое шествие. Власти 45 старались не допустить людей на похороны. Но народ запрудил центральные улицы, люди были на деревьях, балконах и крышах. Они окружили тело своего епископа живым, взволнованным морем. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — пело и пело это многотысячное море. Слова великой молитвы звучали над городом, и проповедники безбожия ничего не могли поделать с этим. — Мы хороним нашего архиепископа, — отвечали люди на все попытки заставить их замолчать. Асам владыка поднимался незримой тропой к вечности. Обители горнего мира ждали его. И он вошёл под их кров, чтобы возвращаться к нам и снова надевать медицинский халат, брать в руки скальпель и спасать. Только теперь ему не нужны лекарства и обезболивающие, потому что с ним благодатная любовь Божия, исцеляющая всякую болезнь.
*** В заключение автор пишет: «В жизни, как в сказке, нам нередко придётся задумываться, какой путь выбрать. Подобно сказочному герою на развилке перед камнем, на котором написано: «Направо пойдёшь, коня потеряешь, прямо пойдёшь — себя потеряешь, налево пойдёшь — счастье найдёшь». Куда нам пойти? Лучше всего туда, где будут рядом с нами святые, святитель Лука и Сам Господь. Хотя, конечно, ждут нас на этом пути не только радости, но и трудности и испытания. Но не стоит их бояться, ведь с нами Бог, и наши старшие братья, святые, не оставят нас».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!