Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов).
В одной из своих проповедей митрополит Серафим (Чичагов) отмечал: «Не тот должен считаться сильным в мире, кто властвует им, но тот, который доказывает свою силу и власть тем, что отрекается от мира и его дел. Не те обнаруживают мужество и твердость духа, которые подчиняют себе великих и властных, повелевая ими, но охотно подчиняющиеся другим из послушания ради Христа». Твердостью духа отличался и сам владыка Серафим, до конца своих дней мужественно противостоя новым гонителям Церкви. Человек незаурядных дарований, он оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви. А став священнослужителем, с усердием и смирением нес всякое послушание, которое выпадало на его долю. И сегодня, в день памяти святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную по его трудам. Книга вышла в свет в издательстве Летопись в серии «От сердца к сердцу». Она называется – «Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов)». ***
В книге «Твердость духа» в алфавитном порядке представлены избранные фрагменты трудов сщмч. Серафима (Чичагова), посвященные различным вопросам христианской жизни. Святитель говорит о Боге и Его дарах, о вечном и временном, о вере в жизни христианина, о ее исповедании или заблуждениях, которые не редко возникают, когда человек не изучает основы православного вероучения. Митрополит Серафим говорит о духовной жизни, которой сопутствует постоянная борьба со своими страстями, и о духовной победе в этой борьбе, которую человек получает, по словам Владыки, «через терпение скорбей и испытаний, но с одним условием, чтобы всё это нести с благодарением, а не с ропотом».
Владыка Серафим неустанно трудился на благо Православной Церкви и русского народа. В своей епархии при храмах он открывал школы, библиотеки, больницы. Являясь духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского, владыка особенно заботился о благоговейном совершении богослужения. О том, зачем это нужно, он в частности говорил следующее: «Нужна ли Господу наша служба? Она нужна настолько, насколько она доказывает нашу любовь к Нему… Молясь, мы служим Богу, но эта молитва прежде всего необходима нам самим, так, как только с помощью искренней молитвы человечество получает все необходимое. Удерживаясь от празднословия и осуждения, мы служим Богу, ибо исполняем заповедь Его, но главным образом спасаем себя от осуждения в день Страшного Суда. Обучаясь Священному Писанию и всякой науке, мы служим Богу, так как познаем Закон Божий, заповеди Самого Создателя, учимся по творениям познавать Творца, но одновременно сами совершенствуемся».
О вот о храмах рукотворных и не рукотворных святитель Серафим говорил так: «Господь живет не в рукотворных храмах, и если он благоволил устроить место селения славы Своей посреди нас, то, конечно, не для Себя, а для нас. Чтобы мы знали, где находить Его, беспредельного и неописанного, где призывать Его, невидимого и неисследимого, куда стремиться к Нему для принятия от Него света и истины, духа и жизни, благодати и милости. Если Он благоволил полагать сокровище благодати во святом храме Своем, то, без сомнения, для того, чтобы наши души и сердца освящались в жилище Божие. Этот внешний вещественный храм есть только средство к созданию, украшению и освящению в нас духовного храма».
Владыка Серафим имел доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды людей. У него было много духовных детей. Сознавая высоту архипастырского служения, он отмечал: «Большинство светских людей видят в архиерейском сане удовлетворение человеческого тщеславия. Какое неведение подвига епископского служения.., которое святыми отцами именуется добровольным мученичеством! Не епископам ли прежде всех сказал Иисус Христос в лице Своих апостолов: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16,33), как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 16,19). Слово Божие громко вещает, что епископам вверены люди Господни они имеют пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20,28), что они несут тяжелую ответственность за каждую вверенную им душу и обязаны говорить, увещевать и обличать со всякою властию.
Но, как заключал архипастырь, «современный дух, враждебный Церкви и государству, религии и нравственности, настолько силен, что епископы обречены на неустанную, многостороннюю борьбу, глубокую душевную скорбь, вовлечены в невежественные состязания, от которых св. апостол повелевает уклоняться, зная, что они рождают ссоры (2 Тим. 2,23), обременены бесчисленными судебными и всякого рода делами, жалобами, просьбами и требованиями, в большинстве своем неразрешимыми, ведущими лишь к довольству просителей, поврежденных в вере и послушании Церкви, к недоразумениям с интеллигентными слоями общества и к бесконечному мученичеству».
Владыка Серафим отличался разносторонними талантами и все свои таланты претворял в жизнь во славу Божию. Он очень любил церковное пение, сочинял церковную музыку, играл на фисгармонии. Владыка хорошо рисовал, занимался иконописью. В московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке, можно видеть замечательный образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им. В годы Первой мировой войны Владыка Серафим горячо молился о победе Русской армии, стремился всеми силами поддерживать дух народа, произносил пламенные проповеди, участвовал в различных мероприятиях оказанию помощи раненым воинам и беженцам.
В одной из проповедей святитель обращался к защитникам Родины с такими словами: «Дорогие братья — воины! Вы стоите теперь на рубеже минувшего и настоящего. Только смотря на вас, веселится душа русская! Святая Церковь торжествует и благословляет вас как близких сердцу воинов Христовых. Но время лукаво... Кругом измена, предательство, совращение, основанное на неверии в Бога, на вражде к христианству, на ненависти к Православию! Хотят и у вас отнять силу, правду, благочестие и добиться вашего нравственного поражения! Сохраните же славу нашу и в будущем, взирайте чаще со святым трепетом на ваши знамена, отличия, на ваши святыни и помните, что от вас требуется не только знание воинского искусства, но и правдивое мышление и честные чувства, которые приобретаются только верою в Сына Божия и изучением Его Святого Евангелия».
О русском народе Владыка Серафим говорил: «История России полна народными скорбями. Кто только из соседних народов не пытался завоевать ее области и принудить переменить православную веру, которую русский народ воспринял непоколебимо вместе с Божией Матерью и рожденным Ее Сыном, как дыхание жизни, в твердом сознании, что Православие есть единая, истинная, вселенская вера и Церковь ее — единая Христова. Все эти попытки встречали не только дружный, но прямо чудесный отпор со стороны русского народа, сберегаемого и прославляемого Богоматерью и Ее бесчисленными чудотворными иконами, являвшимися по всем городам, весям и обителям обширной России, за сохранение ею истинной веры». И несмотря на отступление многих наших людей от веры православной, святой архипастырь утешал верных словами: «Русский народ еще силен заступничеством за него Преблагословенной Матери Божией. Воистину Она была и всегда есть Матерь наша, всех верных Господу, всех скорбящих, обиженных и гонимых».
Архиепископ Серафим не скрывал своего отрицательного отношения к Февральской революции 1905, вопреки решению Синода не поддержал Временное правительство и оставался убежденным монархистом. В октябре 1917 года в России произошла социалистическая революция. Деятельность владыки Серафима, исповедника православия, патриота и монархиста, и раньше вызывала ненависть большевиков. А с приходом их к власти жизнь архиепископа Серафима оказалась в опасности. В мае 1921 года Владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. В результате 24 июня 1921 года святителю Серафиму был вынесен официальный приговор тройки ВЧК: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года». Так начинался крестный путь святителя Серафима, который завершил 11 декабря 1937 года на Бутовском расстрельном полигоне НКВД под Москвой.
*** Во время своей архиерейской хиротонии владыка Серафим в частности говорил: «Жизнь людей, взятых из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная. Подобное произошло и со мной. Иные опоясывали меня и вели туда, куда не ожидал и не мечтал идти, и эти люди были, конечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути, ради Его Божественных целей... я исполнил святое послушание». Вся жизнь митрополита Серафима (Чичагова) была направлена на исполнение послушаний, связанных с его восхождением по ступеням иерархической лестницы, служением Богу и людям. И он, имея то «мужество и твердость духа», о которых говорил сам, «охотно подчинялся другим из послушания ради Христа». Он трудился во многих местах, и везде его деятельность оставляла свой след. Об этом свидетельствуют его проповеди, а также и само его житие, которым дополнено это издание.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!