У книжной полки. 10 декабря

10 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Кронид (Любимов). Троицкие цветки с луга духовного.

 

Как говорится в Троицком Патерике, «необъятная Россия славится великим множеством святынь. Но одно из ее святых мест особенно дорого сердцу православного русского человека. Это Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Вот уже по­чти семь веков устремляются в сей древний монастырь тысячи и тысячи паломников, жаждущих духовного утешения и наставления, благодат­ной помощи свыше». Подвигами прп. Сергия и его учеников озарилась земля Радонежская, а святые этой земли составили целый сонм, или иначе, Собор Радонежских святых. В годы гонений XX века к этому сонму присоединились новомученики и исповедники. Празднование в их честь было внесено в месяцеслов по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 марта 2011 года и празднуется сегодня 10 декабря. В ряду этих славных святых стоит архимандрит Кронид (Любимов), бывший наместником Троице-Сергиевой Лавры с 1915 по 1919 гг. Его рассказы составили книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в издательстве Паломник и называется - «Троицкие цветки с луга духовного». ***

По словам издателей, «Троицкие цветки с луга духовного» представляют собой неумирающий жанр христиан­ской литературы — короткие рассказы о чудес­ных проявлениях силы Божией. В основе таких рассказов всегда лежат конкретные факты, удостоверенные очевидцами: исцеление от бо­лезней, неожиданная помощь Божия в труд­ных обстоятельствах, вразумление грешников к их покаянию и наказание «жестоковыйных» и нераскаявшихся. Такие истории вошли в цер­ковное Предание на заре христианства, ожив­ляли святую веру людей в последующие эпохи и доныне продолжают волновать читателей.

Традиция описания чудес, совершающихся в обители Преподобного Сергия, почти не пре­рывалась на протяжении более чем 670-летней истории. Время от времени запомнившиеся истории включались в повествования о Лав­ре, ее святом основателе и его духовном стаде. В частности, в середине 19 века наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Анто­ний (Медведев) опубликовал «Монастырские письма», в которых рассказывается о чудесных явлениях Преподоб­ного Сергия и других святых, о спасении и помощи в тяжких обстоятельствах, об исцелении «в немощех лежащих», об утешении умирающих иноков и т.д. Книга переиздавалась несколько раз и всегда входила в круг любимого чтения насельников обители. Это дело архимандрита Ан­тония продолжил последний перед закрытием Лавры наместник архимандрит Кронид.

Как говорится в издании, отец Кронид поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником в 1877 году, вскоре после кончины архимандрита Антония. Неизвестно, с какого времени он начал собирать и записывать «рассказы о необыкновенном», но часть их, наиболее ярких и назидатель­ных, стала публико­ваться в «Троицких листках». Они издавались в лаврской типо­графии иеромонахом (впоследствии — ар­хиепископом Воло­годским) Никоном (Рождественским). Видимо, в ка­кой-то момент у отца Кронида появилась мысль об издании целого сборника, но историческая катастрофа, разразившаяся в России, не отвела автору времени на осуществление этой идеи. Тем не менее, судя по упоминаниям современников о «тетрадях отца Кронида», материал он собирал вплоть до своей мученической кончины.

В ряду наместни­ков Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобный Кронид (Любимов), по словам издателей, представляет собой одну из самых выда­ющихся личностей. Выходец из бедной многодетной семьи сельского пономаря, воспитанный в благо­честии, он в юные годы стал послушником Лавры, нес, как и другие ее насельники, труды и подвиги, окормлялся у духоносных старцев, в том числе у знаменитого затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева). Незаурядность отца Кронида была замечена с самого начала, так как он около десяти лет нес послушание ке­лейника при наместнике Лавры архимандрите Леониде (Кавелине) — одном из самых образованных людей своего времени. Возможно, на этом послушании отец Кронид приобрел привычку вести записи о том интересном, что случалось ему увидеть или услышать. Его записи свидетельствуют о несомненном литературном даровании. Кстати, настоящий сборник содержит тринадцать фрагментов разных случаев из жизни самого отца Кронида.

В 1905-1915 годах отец Кронид был экономом, а затем настоятелем лаврского Троицкого подворья в Санкт-Петербурге. Здесь он проявил себя в значительной степени как строитель и благоукраситель обители, за что был удосто­ен нескольких церковных орденов и возведен в сан архимандрита. Будучи настоятелем подворья, отец Кро­нид духовно окормлял многих известных лиц из числа интеллигенции и высшего дворянства. В ряде случаев к нему обращалась с вопросами Великая княгиня Елисавета Феодоровна — бу­дущая преподобномученица. Возможно, что их знакомство состоялось благодаря тому, что дво­рец Великой княгини примыкал к Троицкому подворью со стороны Невского проспекта и она могла часто бывать там на богослужениях.

От этого времени сохранились циклы бесед и проповедей отца Кронида на воскресные и праздничные дни. В беседах, насыщенных яркими примерами христианского благочестия, кроме многочисленных фрагментов из Житий святых, патериков и других известных книг, батюшка постоянно приводил «живые», сов­ременные ему случаи проявления особой благо­дати Божией или праведного гнева Господня. Тогда же он принял на себя труд по со­биранию выдающихся примеров помощи Всевышнего людям, живущим под кро­вом Бога Небесного. Он был исполнен ка­кой-то неутолимой жажды всюду наблю­дать случаи приникания неба к земле и примечать непо­средственные дейст­вия Божий в людях всех возрастов и поло­жений. Встречаясь с гостями Преподобного Сергия Радонежского в Лавре и вне ее, отец Кронид прежде всего интересовался, не было ли в их жизни какого-либо знаме­ния благодати, не посещал ли их когда-либо Господь Своей благостью и Своим водитель­ством. Люди казались ему вместилищами даров и благодеяний Божиих. И он не оши­бался в своих ожиданиях. Каждый собеседник оказывался для него в той или иной мере летописцем явлений любви Божией на земле и спасающей веры в Церкви.

9 января 1915 года архимандрит Кронид был назначен на­местником Троице-Сергиевой Лавры. А уже через два года в России совершился государ­ственный переворот, знаменующий для него и многих его соратников восхож­дение на Голгофу. После закрытия скитов отец Кронид еще несколько лет жил в Сергиевом Посаде у своих духовных чад, а 20 ноября 1937 года, накануне праздника Архистратига Божия Михаила, к нему пришли с ордером на обыск и арест. В протокол обыска оказался включен только паспорт — ничего «своего» отец намест­ник не имел. Менее чем за три недели следствие сделало вывод о наличии в среде загорского ду­ховенства «монархического заговора» и участь отца Кронида была решена. 10 декабря 1937 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», его, почти 80-летнего старца, вме­сте с несколькими братиями Лавры расстреляли на знаменитой ныне скорбной опушке Битцевского лесопарка под Москвой, в Бутово. Какова же была судьба «тетрадей отца Кронида»?

Мало кто из переживших страшные годы революций и гражданской войны осмеливал­ся хранить у себя «компрометирующий мате­риал» — религиозную литературу, рукописи, документы, фотографии. Однако тетради отца Кронида сохранялись его духовными чадами и в какой-то момент попали в руки архимандрита Вениамина (Милова), исповеднический путь которого составляли 22 года лагерей, тюрем и ссылок. Отец Вениамин с благоговением разобрал доставшийся ему ар­хив, переписал то, что ему показалось наиболее интересным и назидательным, систематизиро­вал материал, озаглавил его «Троицкие цветки с луга духовного» и снабдил своим предислови­ем. Сборник, составленный архимандритом Вениамином, получил распро­странение вначале благодаря многочисленным машинописным перепечаткам, а ныне бла­годаря книге, изданной в 1996 году Москов­ским Сретенским монастырем по одному из ва­риантов рукописи архимандрита Вениамина. Участь же собственных «тетрадей» преподобномученика Кронида неизвестна.

 

*** По словам архимандрита Вениамина, «Господь судил отцу Крониду от разных лиц услышать много душеполезного. Чтобы не забыть собеседо­ваний с посетителями Лавры, он записывал их рассказы, которые, несмот­ря на неровности изложения, дышат такой захватывающей сердечностью и невыразимой силой, что при чтении многих из них слезы невольно капают из глаз на лис­тки с трогательными повествованиями. Если кто из читателей найдет в предлага­емой книге благодатного утешителя своего скорбного сердца или задушевного друга в ду­ховном одиночестве, то святое впечатление от приводимых здесь рассказов будет наилучшей посмертной данью благодарности отцу Крониду, «мужу желаний» духовных (Дан. 9,23) и носителю теплого бла­годатного сердца». Этими словами архимандрита Вениамина (Милова) мы и завершаем нашу программу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать