Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Священномученик Серафим (Чичагов) говорил: «Пока совершается Божественная литургия, пока люди приступают к Божественному причащению, дотоле можно быть уверенным, что устоит и победит Православная Церковь, что не погибнут во зле греха, безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты русские люди, что возродится и спасется Родина наша. Поэтому — убеждал митрополит Серафим клириков и паству, — паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении (ежедневном, даже многократном на разных престолах) литургии. Будет она — будут и Церковь, и Россия». О Божественной Литургии, а также о Всенощном бдении, рассказывает книга священника Даниила Сысоева – «Главная тайна христиан». Она выпущена в свет издательством фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева».
Книга «Главная тайна христиан» содержит в себе Чинопоследование Всенощного бдения и Литургии с толкованием для новоначальных. Как отмечают издатели, «оставаться внимательными в ходе всего богослужения многим из новоначальных верующих тяжело. Множество помыслов одолевает молящегося, заставляя его пребывать в земном попечении. Такое происходит из-за непонимания церковнославянского языка, на котором ведется служба, смысла читаемых во время священнодействия текстов. Назначение данной книги — помочь стремящимся к пониманию сути и красоты православного богослужения открыть для себя всю полноту сути происходящего в храме. Начиная от воспоминания о сотворении мира на Всенощном бдении и заканчивая сердцевиной службы или главной тайной христиан — Святым Причастием, на котором невидимо, но реально ощутимо душа верующего соединяется с Самим Господом.
Ведь что может быть слаще для души, чем непритворное исполнение слов: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, даюшей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы». По словам автора, в различные дни церковного года православное богослужение отличается степенью торжественности. В будние дни служба носит характер вседневный (в пост — постовой), в праздники она бывает более величественная. Центральной службой суточного богослужебного круга является Божественная литургия. Все прочие службы можно назвать подготовкой к ней, обрамлением.
Как отмечает отец Даниил, слово «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело» - общее дело Бога и людей. На Литургии совершается Святое Таинство Причащения, и мы должны помнить, что Литургия — это таинственное действие Бога, установленное на Тайной Вечере Самим Христом Спасителем, Который накануне Своих Крестных страданий вкушал с двенадцатью апостолами, взял хлеб, преломил его, возблагодарил и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Затем Он взял чашу с виноградным вином и также благословил ее, говоря: «Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19-20; 1Kop. 11,24-25). Этими словами и этими действиями Господь установил и через апостолов передал всем Церквям таинство воспоминания Своей смерти и Воскресения. Во время Причащения мы реально вкушаем под видом хлеба Плоть Господню, под видом вина — Кровь Господню и таким образом получаем бессмертную жизнь.
На вопрос: «Зачем нужна Литургия?», автор отвечает следующее: «Литургия нужна для того, чтобы укрепить и вылечить больных грехом и страстями людей. Когда человек тяжело болен, врачи часто переливают ему здоровую, свежую кровь, или когда какой-нибудь орган в организме перестает функционировать, то врачи прибегают к трансплантации, и наступает выздоровление. Так и Господь в Литургии лечит человека, Он соединяется, смешивается с нами, оттдавая нам Свою Кровь и Свою Плоть, так что мы, вступая в общение со Христом в Причащении, становимся кровью от Крови и плотью от Плоти Господа. Вкушая Его, мы оживляемся Христом, а через Него оживляемся Его Отцом. Христос сказал: «Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 57). Это сердцевина Божественной литургии, в которой заключается смысл существования Вселенной.
О том, «Что такое Литургия?» отец Даниил пишет: «В Древней Церкви Литургия воспринималась не просто как некая трапеза, не только как жертва, но еще и как соучастие в жизни Христа. Постепенно в Церкви выработалась система соотношения последования Литургии с событиями земной жизни Господа. Из начально существовало два вида толкований (объяснений) смысла Литургии. К первому принадлежит высказывание Максима Исповедника, который считал, что все события Литургии, связанные с земной жизнью Господа, оканчиваются Литургией оглашенных, так как исхождение оглашенных из храма есть образ изгнания людей из Царства Божия. А Литургия верных — это участие в тайнах будущего века, Царствия Небесного. Но общепринятым стало второе толкование, которое объясняет Литургию как соучастие в земной жизни Христа — от Его Рождества до Вознесения. Однако на самом деле в этих двух толкованиях нет никакого противоречия, так как земная жизнь Иисуса Христа и есть раскрытие тайн будущего века.
Литургия, по словам автора, существует для того, чтобы люди вошли в Божественную жизнь, Литургия есть та самая дверь, через которую мы входим в общение с Богом Отцом. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что вода перестала бы течь, не росли бы виноградные лозы, не родился бы хлеб, если бы не совершалась Евхаристия. Литургия — это воспоминание. Не простое воспоминание о том, что Христос ходил по земле, а наше соучастие в событиях Его земной жизни. Мы именно соучаствуем в смерти и в Воскресении Христа, а не просто вспоминаем о них, реально вкушаем Самого Христа, Который умер за нас и воскрес. По учению Церкви, основанному на Священном Писании, Литургия — это жертва, приносимая Богу за весь мир, потому что Таинство Причащения, происходящее на Литургии, называется Евхаристией, что переводится с греческого как «благодарение».
Литургия является жертвой благодарности, в центральный момент священник у престола произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть Твои Дары (хлеб и вино) от лица Твоих верных мы приносим Тебе, Богу Отцу, в благодарственную жертву за всех людей и за все Твои благодеяния. Литургия является и жертвой умилостивления Бога, мы умилостивляем Господа за наши грехи. Литургия является и жертвой хвалы, когда мы хвалим Бога за Его невыразимую Славу, в которой Он живет за пределами времени. Литургия — это соединение Бога, Ангелов, людей живых и уже умерших. Литургия — это «военное дело», ведь мы ведем сражение с сатаной, и именно Литургия — величайшее средство для борьбы с диаволом».
О чинах Литургии, о необходимых условиях для ее совершения, о всех ее моментах, читайте на страницах этой книги. В ней объясняются тайные смыслы священных текстов: от воспоминания о сотворении мира, с которого начинается Всенощное бдение, которое в свою очередь переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира - до сердцевины службы, или главной тайны христиан, Святого Причастия – невидимого, но реально ощущаемого душой христианина соединения с Самим Господом.
*** Завершая книгу, отец Даниил Сысоев снова напоминает нам: «Литургия — это наше соучастие в жизни Христа. На Литургии перед нами проходит вся жизнь Иисуса Христа. Мы видим, как Он родился, видим, как проповедовал, как на Тайной Вечере дал Своим ученикам Кровь и Плоть Свою, как Он шел на страдания, как умер, как воскрес из мертвых и как вознесся на Небеса. Все это прошло перед нашими глазами, и мы вспомнили всю жизнь Христа. Каждая Литургия — это наше соучастие в жизни Христа, это наша постоянная Пасха. Это участие в великом Исходе, поэтому дай, Господи, каждому из нас всегда участвовать в этой Пасхе умом и сердцем!» И быть может кому-то поможет эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!