Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Небо нашей жизни: Бог, человек, церковь.
Начнем нашу программу с вопросов: Что такое чудо? Как распознать замысел Божий о себе? Может ли христианин считать, что у него есть судьба? Как соотносятся между собою судьба и вера? Как христианин относится к смерти? Как перенести смерть близкого человека? Каковы должны быть взаимоотношения между священником и верующими? Кого считать духовным отцом? Почему и как важна молитва — церковная и домашняя. Как часто нужно молиться? Как Церковь относится к внезапным болезням и исцелениям? Есть ли связь у Церкви с целительством? Может ли христианин служить в армии, ведь есть заповедь «не убий!»? Это лишь небольшая часть тех вопросов, на которые попытался ответить митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, книгу которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Эксмо и называется – «Небо нашей жизни: Бог, человек, церковь». ***
Автор этой книги - митрополит Белгородский и Старо-оскольский Иоанн. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата. Действительный член (академик) Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской Академии славянского просвещения, а также почетный профессор Белгородского государственного университета. С декабря 2004 года возглавляет Комиссию по духовной безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу, одновременно являясь руководителем Регионального комитета по планированию семьи. 7 июня 2012 года владыка Иоанн был назначен главой новообразованной Белгородской митрополии и 18 июля того же года возведен в сан митрополита.
В предисловии книги автор пишет: «Есть время историческое, оно отсчитывается по важнейшим для человечества событиям. Есть время космическое, связанное с движением галактик и периодами обращения планет вокруг звезд. И есть личное время — его создает человек сам, по вехам своей памяти. Это личное время встречается с Божественной вечностью. Тогда человек ощущает себя как бы вне времени — на небе своей жизни. Есть два подхода к жизни. Есть рациональный — и к жизни, и к Церкви, когда пытаешься все объяснить. Но если все известно, то вера-то и не нужна. С такими же мерками, рациональными, люди подходят и к Таинствам церковным. Они ищут себя в Церкви, они приходят туда, чтобы «подзарядиться». Они очень легковерны и быстро разочаровываются, в них нет твердости веры. Им постоянно нужно чудо.
Такие были и во времена Христа, они ждали от Сына Божия постоянного чуда, знамения. Хотя Он говорил им, что не будет никакого знамения, кроме того, что Он будет распят и воскреснет и через это произойдет спасение. Рациональному уму важен внешний эффект. И чудеса ему нужны до бесконечности. Люди ждут чудес от Господа, как от факира, — «удовлетворенная потребность рождает новую потребность». Но чудо-то в другом! Оно должно рождаться в душе человеческой от соприкосновения с таинственным, когда человек почувствовал, что стал чище и лучше. Второй подход, когда человек ищет Бога в себе, в своей душе, потому что он — творение Божие. Таинство Евхаристии, как и любое Таинство, заключается в том, что под видимыми, внешне всем понятными действиями, дается душе верующего невидимая благодать. И если бы это можно было объяснить, то это были бы уже законы физики или психологии. А это — тайна соединения со Христом.
В христианстве есть две основные заповеди: «Возлюби Бога своего всем сердцем, всем разумением своим» и «Возлюби ближнего, как самого себя». Меня, - говорит владыка Иоанн, - часто спрашивают, а что значит «возлюби ближнего, как самого себя» и что в себе мы должны любить? Конечно, не те страсти, которым мы в себе потакаем. Это будет эгоизм. Нельзя отделять эти две заповеди друг от друга. Человек должен научиться полюбить Бога в себе и увидеть эту любовь к Богу в ближнем. И именно за эту любовь к Богу возлюбить его. Тогда человек видит внутри себя небо. И в этом ответ на вопрос, зачем надо ходить в храм. Это как раз то место, где человек может пребывать в некой симфонии с другими людьми, которые чувствуют так же, как и он. Вместе с ним на небе его жизни поселяются и еще многие люди.
По словам владыки Иоанна, «душа человека тянется к своему Творцу. «Она, конечно, знает родительский дом: от Него и оттуда она пришла», — сказал один древний мудрец. Каждый человек вспоминает о матери и отце, где бы ни был, в течение всей своей жизни. У души человека есть свое отечество, и она тоже о нем вспоминает постоянно — чаще, чем человек вспоминает о матери и отце. В течение жизни человек испытывает попеременно, то ощущение защиты, то ощущение опасности. И он хочет находиться под защитой и избежать опасности. В каждом живет стремление спастись. Храм — это место, где человек находится под защитой. Храм распахивает нам окно мира иного, дает возможность приблизиться к Богу, к тайне жизни, тайне сотворения человека и получить спасение. Христос говорит: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Поэтому сопричастность ко Христу — нашему Спасителю — является нам в Доме Божием, на земном небе. Приходящий в храм — как ребенок, его надо вести ко Христу. Любящий родитель не позволяет своему ребенку всего — это опасно. Так и в духовной жизни — она имеет свои законы, поэтому входящий в Дом Божий должен найти своего наставника. Люди приходят в храм в поисках такого человека, священника, чтобы проверить, не запутались ли они в дебрях самоанализа или ложной мистики.
Эта книга, по словам автора, рассказывает о самых важных моментах жизни человека, увиденных через призму вечности. Тема отношения времени к вечности и вечности ко времени в любое время, в любой стране и при любом общественном строе рождает много вопросов. В настоящей книге — продолжение этой темы. Здесь есть и ответы на новые вопросы о вечности и времени. Кто-то их обходит, как бы не замечая. Кто-то задает эти вопросы постоянно — себе и священникам. Ответы важны как верующим, так и неверующим. Местом, где встречаются личное время человека и Божественная вечность, является храм. Какое время течет в храме и чем оно отличается от времени вне храма? В этой книге много внимания уделено именно храму: что такое православный храм и как он устроен, почему его называют небом жизни.
Человек любит своих близких и родных. Семья — это и он сам, это его домашняя церковь. В этой книге есть ответы на вопросы об отношениях между людьми, и особенно — отношениях внутри семьи. В чем смысл христианского супружества — когда два человека решают вместе идти в вечность? Как родителям увидеть в ребенке Божественный замысел о нем? Познавая себя, человек познает тот замысел, который был вложен в него Богом при рождении. Человек не своей волей приходит в этот мир. Его призывает Господь, и Господь просвещает человека. Он помогает понять, какое именно задание дано человеку в его жизни. Нужно узнать это задание и исполнить. Это очень трудно. Нужно решиться согласовывать свою волю с волей Божией. Предстоит борьба с самим собой. Человек внутри как бы разделен.
Апостол Павел сказал: «Доброго, которого хочу — не делаю. А злое, которого не хочу — делаю». Очень важно вовремя распознать свои страсти — эти движения, которые отделяют от Бога. Если же Господь призвал человека на служение, то исполнять его следует в согласовании с Его волей. Однако все разговоры о Боге и Его воле так или иначе сводятся к разговору о Священном Писании. И об этом также пойдет разговор в этой книге. Конечно, - признается владыка Иоанн, - ответить подробно на все вопросы невозможно. Однако я обозначил наиболее важные из них, сгруппировал в разделы и предложил читателю. Пусть эта книга напоминает мозаику. Но из мозаики, обожженной в печи, создавались и создаются иконы. Эта книга тоже будет такой мозаикой — и немного иконой, сохранившей мерцание вечности. Ведь разговор пойдет о самых важных и насущных вещах.
*** Эта книга, по словам издателей, - как сокровенная беседа читателя с одним из иерархов Русской Православной Церкви, ее пастырем, митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Владыка написал книгу, опираясь на свой многолетний опыт общения с прихожанами, именно о том, что люди хотят получить, переступая порог храма. Наша вера, наша душа, наша родина, наш дом, наши близкие. Счастье и благополучие, трудности и беды, многие насущные нужды прихожан - вокруг нашей святыни, на небе нашей жизни. Эта книга - о главных смыслах, с которыми мы живем и встречаемся с вечностью.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!