У книжной полки. 10 апреля

10 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Василий Акимович Никифоров-Волгин. Светлая Заутреня.

 

В XX веке в русском зарубежье совершилось событие, уникальное для истории русской литературы: возникла плеяда писателей, твёрдо вставших на почву Православия. Лишенные родины, остро переживающие российскую революционную катастрофу, они открыли «Россию Святой Руси» и воплотили её образы на страницах своих книг, Православная вера стала главным жизненным ориентиром, основой художественного творчества Ивана Шмелёва и Бориса Зайцева, Леонида Зурова и Владислава Маевского, Нины Фёдоровой и Надежды Городецкой, Сергея Бехтеева и Петра Краснова. В этом ряду своё достойное место занимает и самобытный талант Василия Никифорова-Волгина, избранные произведения которого мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Сборник прозы под названием - «Светлая Заутреня» вышел в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и занял свое место на нашей книжной полке. ***

В этой книге собраны произведения признанного мастера лирической прозы Василия Акимовича Никифорова-Волгина. Рассказы и зарисовки писателя складываются в тихую задушевную песню о России. Во времена беззаконий, гонений, обрушившихся на родную землю, среди моря страданий Волгин отыскивает зёрна христианской любви, рисует персонажей, которые хранят Святую Русь в своём сердце. Это странники, богомольцы, церковнослужители, юродивые, которые утешают страдающий народ, лечат души, очищают сердца. С особой нежностью рисует автор мир ребенка, приобщающегося к Православию. Один из постоянных мотивов Волгина — умиротворение и просветление человека.

Автор вступительной статьи, Алексей Любомудров, о писателе пишет следующее: «Судьба Василия Акимовича Никифорова, писавшего под псевдонимом Василий Волгин, сложилась драматично.Он родился в Рождественский сочельник 24 декабря 1900 года в деревне Маркуши Тверской губернии. Вскоре после рождения сына семья переехала в Нарву. Не имея средств для окончания гимназии, Никифоров занимался самообразованием, хорошо знал русскую литературу, его любимыми писателями были Ф.Достоевский, Н.Лесков, А.Чехов, С. Есенин. В 1920 году в Нарве Никифоров вместе с единомышленниками организовал «Союз русской молодежи», проводил литературные вечера, концерты. Вскоре он и сам вступил на литературное поприще: в русских периодических изданиях Прибалтики появляются его рассказы, статьи, очерки, этюды, лирические миниатюры, подписанные псевдонимом Василий Волгин.

В 1927-м на конкурсе молодых авторов в Таллине он получил первую премию за рассказ «Земной поклон». В эти же годы Никифоров, хорошо знавший и любивший православное богослужение, служил псаломщиком в нарвском Спасо-Преображенском соборе. Активна и его общественная деятельность: в 1927 году он стал одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», при котором были образованы религиозно-философский и литературный кружки, участвовал в съездах Русского студенческого христианского движения, проходивших в Псково-Печерском и Пюхтицком монастырях. Был соредактором журнала «Полевые цветы» — это орган русской литературной молодежи в Эстонии. Постепенно имя Волгина становится известно в среде всего русского зарубежья, он публикуется в крупной эмигрантской газете «Сегодня».

В канун 1936 года писатель переезжает в Таллин, где его избирают почётным членом русского общества «Витязь». Сборники его православной прозы «Земля-именинница» и «Дорожный посох», вышедшие в таллинском издательстве «Русская книга», потрясли читателей правдивостью и смелостью. Его творчество, как отмечала критика, есть «отражение и отзвук исканий Бога, чистая, горняя мечта по невидимому граду благодати и успокоения». Но жизнь талантливого писателя была оборвана на взлёте. Летом 1940 года в Эстонии установилась советская власть, положившая конец культурной и литературной жизни русской эмиграции. В мае 1941-го Никифоров, работавший на судостроительном заводе, был арестован органами НКВД, а с началом войны отправлен по этапу в г. Киров, где 14 декабря того же года расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания. Антисоветское же в его творчестве — отнюдь не политика, но глубокая христианская вера. Это тот редкий случай, когда писателя лишили жизни именно за православность его книг.

Как отмечает Алексей Любомудров, эпиграфом к творческому наследию Волгина могут послужить тютчевские строки:

Утомлённый ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Прозе Волгина, как мастеру лирической миниатюры, присущи отточенный стиль, колоритная образность, напевная тональность. «Странничество и — раздумья, скитанья и вздохи. На бескрайних, молчаливых русских дорогах ранним утром и сумеречными вечерами совершаются незримые чудеса. С дорожным посохом, с котомкой за плечами проходят богомольные люди, погружённые в святое созерцание и беспокойные, печальные думы. Их прекрасно улавливает, тонко слышит, глубоко чувствует В. Никифоров-Волгин, очень русский писатель, отдавший свое сердце, преклонивший свой слух земле», - писал в 1939 году Сергей Нарышкин.

В безмятежно-радостные, светлые тона окрашены рассказы цикла «Земля-именинница», где мир Православия увиден глазами ребенка. Христианская вера, Церковь являются для Волгина теми опорами, которые придают бытию целостность, и гармоничность. Подобно Ивану Шмелеву, автору «Лета Господня», Волгин передает поэзию православных праздников, сочетает в своих рассказах образную речь простонародья с элементами церковнославянского языка. Ценят этот язык дедушка Влас и дьякон Афанасий в рассказе «Молнии слов светозарных». «В такие вечера вся их речь, даже самая обыденная, переливалась жемчугами славянских слов, и любили, грешным делом, повеличаться друг перед другом богатством собранных сокровищ. Утешали себя блеском старинных кованых слов...» Вот такие трогательные, согретые жаром православной души, пронизанные тихим светом и песенным лиризмом, произведения Волгина — критики называли «рапсодиями».

Вместе со своими героями автор размышляет «о таинственных путях русской души, о величайших падениях ее и величайших восстаниях, — России разбойной и России веригоносной». Взять к примеру, повесть «Дорожный посох». Она написана в форме дневника сельского священника, которому довелось пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (автор пророчески описал свою собственную судьбу и кончину). Эта книга — словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. «Вся земля истосковалась по Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения. Я иду к ним», — заключает герой свой рассказ. Чудом избегнувший смерти, батюшка несёт страдающим людям евангельский свет. Таким образом, Волгин стал одним из первооткрывателей темы преследования верующих, гонений на Церковь в Советской России. Но, «как истинный христианин, он не теряет веры в возможное духовное возрождение человека, в духовное обновление Руси», — пишет первый исследователь и издатель наследия Волгина С. Исаков.

Поразительный образ-символ создаёт писатель в зарисовке «Пасха на рубеже России». Однажды он оказался на берегу Чудского озера, на тогдашней русской границе. Хотя родина захвачена безбожниками, в псковской глуши ещё идут службы, и оттуда, с другой стороны рубежа, доносится благовест В рассказе автор пишет: «В светлую ночь не спится. Я вышел на улицу. Так темно, что не видно граней земли и кажется: небо и земля — одна тёмная синяя мгла, и только в белом Ильинском храме горели огни. И такая тишина, что слышно, как тает снег и шуршит лёд, плывущий по озеру. С того берега, где лежит Россия, дул тонкий предвесенний ветер. Необычайная близость русского берега наполняла душу странным чувством, от которого хотелось креститься на Россию, такую близкую, ощутимую и вместе с тем такую далёкую и недоступную.

Где-то ударили в колокол. Звон далёкий, какой-то глубинный, словно звонили на дне озера. Навстречу мне шёл старик, опираясь на костыль. Я спросил его: «Дедушка! Где звонят?» Старик насторожился, послушал и сказал: «В России, браток, звонят. Пойдём поближе к озеру, там слышнее». Долго мы стояли на берегу озера и слушали, как звонила Россия к Пасхальной заутрене. Нет таких слов, чтобы передать во всей полноте сложную гамму настроений, мыслей и чувств, волновавших мою душу, когда я стоял на берегу озера и слушал далёкий пасхальный звон. «Христос Воскресе, — шепнул я далёкому родному берегу и крестился на Русскую землю». Подлинная Русь сосредоточена у писателя в этих праздниках, службах, колоколах. Стоя на берегу и слушая звон, автор «крестится на Россию", в лице своих святых и праздников выросшую до иконы тысячелетнего православного царства.

 

*** В этой книге собраны разные рассказы писателя, в числе которых чудесные воспоминания детства: Крещение, кануны Великого поста, Великая Суббота, Радуница, Светлая Заутреня и Отдание Пасхи. Прозу Никифорова-Волгина, по словам Сергея Нарышкина, надо читать не раз, её следует, во всяком случае, прочесть дважды — так много в ней словесных чудес, искренних признаний, метких наблюдений и ещё знания, неведомого большим городам, утрачиваемого с каждым днём всеми: это надо воскресить, к этой сокровищнице следует приникнуть ласковым и сторожким ухом. В речениях, народных приметах, религиозном подъёме, звучащем в произведениях Никифорова-Волгина, таится великая сила преданий, образов прошлого, голосов истории. И в сегодняшней России XXI века, труды писателя как глоток чистейшей родниковой воды. Его светозарное слово лечит душу, наполняет её живительным светом и дарит надежду.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать