Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Викторовна Тростникова. Воскресение Христово.
Воскресение Христово - центр нашей веры, Пасха Христова - главный праздник православных христиан. Радость Пасхи проникает во все, и она доступна даже самым маленьким детям. А вот объяснить маленькому ребенку, отчего весь мир ликует и что произошло, не так-то просто. До какого-то времени и не надо особо ничего объяснять — мвлыши чувствуют разлитый всюду праздник, впитывают его. Но наступает возраст, когда ребенок активно познает и осваивает окружающий мир, спрашивает обо всем. Как считает писательница Елена Викторовна Тростникова, не надо опережать этот интерес, но надо быть к нему готовым. А подготовиться поможет книга, которая вышла в свет в Издательстве Никея в серии «Детство с Богом». Она называется – «Воскресение Христово». ***
Эта книга о великом празднике Пасхи в серии «Детство с Богом», по словам издателей, предназначена она для чтения взрослыми детям от двух лет. Рассказ о Воскресении Христовом построен близко к евангельскому повествованию и простым ясным языком с поддержкой ярких и живых иллюстраций передает маленькому слушателю максимум того, что он в состоянии воспринять. Книга рассказывает также о традициях празднования Пасхи, важная часть - руководство для взрослых «Как рассказать детям о Воскресении Христовом». Здесь автор дает следующие советы. «Лучше всего, - говорит Елена Тросникова, - начинать читать эту книгу ребенку в ожидании Пасхи, Великим постом. Если первое чтение произойдет задолго до Пасхи, то хорошо повторить в дни Страстной седмицы, а до этого в дни Лазаревой субботы и Вербного воскресенья перечитать соответствующие главы.
Вообще же дети обычно готовы к бесконечному перечитыванию любимых книг и требуют его. Первое чтение книги малышу 2-4 лет непременно следует разделить на главки, по одной, от силы по две (если они короткие) в день, сказав, что дальнейшее будет прочитано завтра (а вот рассмотреть все картинки вместе, конечно, необходимо). Зато каждая часть может вызвать вопросы, а ответить помогут подсказки, расположенные по главам, и простые объяснения некоторых слов и понятий. Вот, например, глава «Бог любит нас всех». Автор пишет: «Бог создал весь мир и всех людей. Все люди на свете — его дети, и Бог любит каждого своего ребёнка. Много раз Бог давал людям правила вечной жизни, но люди не слушались Бога. Тогда Он Сам стал Человеком, родился (зимой мы празднуем Его Рождество), и вырос, и жил с людьми, и учил их быть добрыми, чтобы все друг друга любили.
И ещё Он совершал чудеса - больных делал здоровыми, слепых, которые ничего-ничего не видят, — зрячими, накормил много-много людей несколькими маленькими хлебцами и двумя рыбками, сильную бурю на море остановил, так что сразу сделалось тихо, и ходил по воде... Всё это делал Он, чтобы люди поверили Ему и слушали Его». «Пожалуй, - комментирует автор, - эта главка — своего рода камертон к тому, как рассказывать детям о вере и как отвечать на любые вопросы о ней. Главное, чтобы все рассказы о Христе исходили из любви Бога к людям и возвращались к ней. А каждое предложение можно по мере возможности и желания в разговорах с ребенком распространять, вкладывая в него личный опыт и понимание».
Следующая главка называется «Христос — Победитель смерти». По словам автора, «здесь кратко рассказано о воскрешении Лазаря и лишь упомянуты еще два эпизода Евангелия: воскрешение сына вдовы в Наине (Лк. 7: 11-16) и воскрешение дочери Иаира (Мк. 5: 22-24, 35-43; Лк. 8: 41-42,49-56). Если эти примеры вызовут интерес ребенка, можно пересказать ему их, перечитав указанные места Евангелия. Рассказывать надо очень просто, самую суть, но так, чтобы выразить то, что трогает ваше сердце и безусловно может тронуть сердце вашего ребенка. У детей первых лет жизни, если их развитие не отягчено трагичными и болезненными впечатлениями, есть очень глубокое интуитивное сознание своего бессмертия, которое требует только простого подтверждения. Люди умирают, но Христос победил смерть; я не умру, я воскресну! — это для ребенка не требующая «доказательств» истина. Мало того, излишние объяснения и обоснования только колеблют безусловность этой истины, и их ни в коем случае не следует навязывать ребенку.
Но если у подрастающего маленького человека все же возникают вопросы о том, откуда взялась смерть и что это такое, придется ответить ему. Автор предлагает родителям канву такого разговора. «Бог сотворил все, что только есть на свете; и людей Он сотворил такими, чтобы они были похожи на Него — всегда были добрыми, всегда радовались, всегда Его слушались и заботились обо всем, что есть на земле, — зверях, и птицах, и рыбах, и деревьях, и цветах. И чтобы люди любили друг друга. Но однажды случилась самая страшная беда: люди не послушались Бога и обманули Его. И после того как люди не послушались Бога, они перестали быть добрыми, стали обижать друг друга и стали умирать. И смерть — самый страшный враг людей. Христос стал Человеком, чтобы победить смерть. Христос воскрес, и воскреснут для вечной, прекрасной жизни все, кто любит Бога и хочет быть с Ним».
А вот несколько глав, рассказывающих о событиях, которые предшествовали Воскресению. Это - «Тайная вечеря», «Арест в Гефсиманском саду», «Распятие», «Погребение». Как отмечает автор, «Это самые печальные главы книги, самые трудные. Если они пугают впечатлительного ребенка, надо укреплять его напоминанием о том, что Христос все это претерпел, чтобы победить смерть, чтобы воскреснуть, — и Он ее победил, и об этом книга. Ученики Христа не помнили о предстоящем Воскресении, но мы-то помним, знаем! Этим знанием живет Христова Церковь. В какой-то момент у ребенка, возможно уже знакомого с образом Креста, Распятия, пробуждается понимание, что это сопряжено с болью и страданием, и некоторое болезненное недоумение: а Иисусу правда было больно? А ведь Ему правда руки пробили гвоздями,— как же так? У разных детей это проявляется в разном возрасте, у кого-то ошеломительно быстро, у кого-то длительным постижением и недоумением, растягивающимся на годы. На все подобного рода вопросы, высказанные и невысказанные, надо отвечать именно Воскресением. Да, Ему было больно; Он пострадал за всех людей, — чтобы и люди могли воскреснуть, как воскрес Он, и оказаться с Ним в Царстве Небесном, где нет боли и страдания.
Чтение главы - «Как Христос сокрушил ад» - по мнению автора, не стоит объединять с другими. По сути это центральная глава книги. Здесь сконцентрировано важнейшее содержание: рай и ад, первые люди, спасение, Царство Небесное. Все это соответствует иконе Сошествия во ад — Воскресения Христова. Ответить на возможные вопросы поможет предлагаемое в книге объяснение некоторых слов. Если ребенок не слышал еще истории Адама и Евы, можно по прочтении этой главки рассказать ему своими словами их историю. По причине того, что повествование в этой книге сконцентрировано на Воскресении Христовом как факте нашей жизни, а не историческом событии, то дальнейшие эпизоды — явления Воскресшего Спасителя Марии Магдалине и апостолам - не пересказываются.
Воскресение свершилось: Христос освободил узников ада, пещеру-гроб осиял свет, а светлый Ангел засвидетельствовал Воскресение перед женами-мироносицами. Впоследствии, если у ребенка будет выражен интерес к тому, «как все было», можно будет прочитать ему отрывки из четырех Евангелий — из последней главы каждого. Такое чтение очень уместно на протяжении Светлой седмицы и последующих пасхальных дней, до Вознесения. Одна из завершающих глав называется – «И мы хотим быть с Христом воскресшим». В ней кратко говорится о Святом Причастии. По словам автора, эта глава, своего рода канва дальнейшего разговора (и не одного) с ребенком и подпорка для его вхождения в церковную жизнь. Причащение, необходимое для духовной поддержки и роста личности, предстает не как обязанность, а как награда. Мы можем приблизиться ко Христу Богу, мы можем приобщиться к Его любви, мы можем становиться такими же, как Он.
*** Пасха — самый радостный и самый великий праздник. В этот день даже здороваются не как обычно: говорят друг другу не «Здравствуйте!», а «Христос воскресе!» — и отвечают: «Воистину воскресе!» — и целуются, и радуются. Все добрые и счастливые, дарят друг другу крашеные яички, ходят друг к другу в гости, а там угощение — душистые куличи, творожные пасхи и всё вкусное, нарядное и украшенное. В церкви праздничные богослужения и колокола могут звонить весь день и даже всю неделю в любое время. Праздник всюду и во всём. Что же это за день и почему он самый-самый праздничный? Что значат слова — «Христос воскресе» и «Воистину воскресе»? Об этом и рассказывает нашим маленьким читателям книга Елены Викторовны Тростниковой – «Воскресение Христово».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!