Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Тихон (Затёкин). Патриарх Ермоген. Стояние в вере. Том I.
Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, посвящена 100-летию канонизации священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который отдал свою жизнь ради сохранения православной веры и спасения Отечества. В ту непростую эпоху наша страна, вследствие иноземного вторжения, народных волнений и междоусобной борьбы за престол, была под угрозой утраты государственной независимости и национальной самобытности. Однако речь шла не только о политической смуте, но и о смуте духовной, которая заключалась в неспособности отличить добро от зла. Многие люди, в том числе и представители элиты, положительно относились к оккупации, воспринимая ее как один из способов спасти Россию, повысить уровень ее материального благосостояния и приобщить к европейской культуре и ценностям. О жизни и служении Первосвятителя в это смутное время и рассказывает книга архимандрита Тихона (Затёкина) – «Патриарх Ермоген. Стояние в вере. Том I».
Это издание, состоящее из двух томов, посвящено жизни и деятельности одного из великих людей эпохи середины XVI - начала XVII столетия Святителю Гермогену, Патриарху Всероссийскому. При его создании потрудилось сразу нескольких Издательств – это Издательский отдел Нижегородской епархии. Вознесенский Печерский монастырь. Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Библиотека Академии наук. В первом томе, который и предлагается сегодня вашему вниманию, повествуется о начале тернистого пастырского пути святителя Ермогена в деле просвещения инородцев Казанской епархии, о посвящении в сан Первосвятителя и о твердом служении погибающему Отечеству в эпоху Смуты. В книге представлено большое количество подлинных документов, рассказывающих о тяжелом периоде Смуты, события которой свидетельствуют об основополагающей роли Русской Православной Церкви в становлении государственности на Руси.
Кроме этого, читатели смогут познакомиться с творческим наследием святителя Ермогена: его сочинением, посвященным обретению Казанской иконы Божией Матери, житием святителя Алексия, митрополита Московского, а также житиями Гурия и Варсонофия, святителей Казанских. В завершении издания рассказывается о праздновании 400-летия со дня преставления священномученика Ермогена. Страницы далекого прошлого, связанные с этим историческим и церковным деятелем, по словам митрополита Нижегородского и Арзамаского Георгия, дают нам возможность вспомнить не только о героическом подвиге Патриарха-мученика, но и подумать о настоящем. Об этом в частности говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на cоборных слушаниях Всемирного русского народного собора, который состоялся 3 мая 2012 года.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам слушаний со словом, посвященным значению подвига священномученика Ермогена для нашего времени. В частности он сказал: «Если говорить о Смуте, то это было время смятения умов в первую очередь, разделения народа, ослабления власти, когда перед каждым стоял выбор между подвигом и предательством. И это же самое время явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления: заточенных в узах Патриархов Иова и Гермогена; переживших многомесячную осаду келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия (Палицына) и архиепископа Смоленского Сергия; замученного интервентами епископа Тверского Феоктиста, претерпевшего пытки епископа Коломенского Иосифа».
Как отмечает Святейший, «начало XVII века стало драматическим рубежом не только для России, но для всего православного мира. К тому времени наш народ, народ северной Руси, остался единственным православным народом, сохранившим государственный суверенитет. Ни юг Руси, ни запад Руси, ни Ближний Восток, ни Восточная Европа, где проживали православные народы, не имели суверенитета. Единственным суверенным народом был наш народ. И именно в такой момент, критический для судьбы православия момент мировой истории, на Руси возникает Смута. Это было поистине историческое испытание, ведь Смута являлась не просто политическим кризисом, не просто столкновением элит, не просто банальной борьбой за власть. То была явлена страшная угроза самому существованию государства, самому существованию суверенитета, независимости нашего народа, самому существованию нашей национальной самобытности. Под иностранным давлением … Россия должна была стать провинцией другого государства.
Еще страшнее была угроза утраты духовной идентичности, латинизации Руси, отказа от православной веры, который, несомненно, означал бы конец русского независимого духовного и культурного национального бытия. В этот критический час, когда столичная знать казалась поверженной в политическом и идейном смысле, когда Москва, по словам историков, стала «театром козней и мятежей», судьбу России определил ее народ. В ослабленной и истерзанной Смутой русской глубинке возникает мощное движение, охватившее почти все крупные города страны, сплотившее весь ее многонациональный народ. Всенародное ополчение завершилось, как знаем, изгнанием интервентов, преодолением Смуты, избранием новой династии. И победа национально-освободительного движения 1612 года заложила фундамент для трех веков стабильного державного развития страны.
В эту эпоху крушения всех авторитетов, когда голова обывателя шла кругом от обилия претендентов и самозванцев, выдвинутых враждующими партиями, именно Церковь, по словам Патриарха Кирилла, оставалась единственной незыблемой твердыней. Найти истину помогало слово православного духовенства, и решающую роль играла позиция Первоиерарха. Прежде чем сказать о подвиге Патриарха Гермогена, надо вспомнить его предшественника, святителя Иова, первого Патриарха в нашем Отечестве. Именно он предупредил народ об угрозе Смуты в случае изгнания государя и возведения на престол авантюриста. Он первым назвал Лжедмитрия самозванцем и предал вождей переворота анафеме. В дни, когда неискушенные соотечественники были словно ослеплены и загипнотизированы фигурой Лжедмитрия, Патриарх Иов остался верен единственно законному на тот момент царю — Федору Годунову.
Сознавая нависшую над Русью угрозу, Патриарх Иов не побоялся ни гонений, ни смерти. После переворота он был насильно лишен Патриаршей кафедры, заточен в Старицком монастыре, испытал пытки и лишения, потерял зрение, но не отрекся от своих слов. Подвиг святителя Иова вскоре увенчался первой победой — свержением Лжедмитрия I и его сообщников. Вскоре бремя Патриаршего служения из рук ослабевшего в темнице Иова принял святитель Гермоген. Как пишет Николай Михайлович Карамзин, «Гермоген, не обольщенный милостью самозванца, не устрашенный опалою за ревность к Православию, казался героем Церкви и был единодушно, единогласно наречен Патриархом». В тяжелую годину Гермоген стал живым хранителем устоев русской государственности, сумев возвыситься над борьбой партий.
Как отмечает Святейший Патриарх Кирилл, на святителя Гермогена оказывалось огромное давление: его просили, его убеждали, и затем и принуждали обратиться к народу с призывом о принятии иноземного господства. Однако Патриарх, в то время уже старый и немощный человек, твердо стоял в вере и верности Отечеству, сохраняя силу духа и не поддаваясь на посулы и уговоры. О том как начинался этот тернистый пастырский путь святителя Ермогена, окончившийся в подвале Чудова монастыря, и рассказывает данная книга. Составленная на основе многочисленных исторических документов, она позволяет детально представить события и сопоставить факты, более полно и точно отобразить эпоху Смутного времени и увидеть величие подвига святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея России. А рассказ об исторических событиях, связанных с длительной осадой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры польско-литовскими интервентами и подвигом ее защитников, о мученической кончине Первосвятителя в заточении, о его канонизации в 1913 году, продолжит второй том данного издания.
*** Открывая одно из мероприятий, приуроченных к 400-летию мученической кончины святителя, Патриарх Кирилл сказал: «Не было бы сегодня России, если бы не было незаслуженно забытого подвига Патриарха Ермогена. Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых зависела сама судьба нашей Родины, - с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, великими и славными мужами, которые действительно вписаны в историю как спасители нашего Отечества». Пусть же пример Патриарха Ермогена и всех тех, кто не щадя своей жизни, защищал православную веру и Святую Русь в страшные годы Смутного времени, побуждает нас подражать великим предкам, неизменно сохранять любовь к Господу. Отечеству и своему народу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 3
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 2
Христос Воскресе! Узбекистан. Часть 1
ПАСХА 2024. Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!