У книжной полки. 1 июня

1 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

В.М. Воскобойников. Святой Димитрий Донской.

 

После святого Александра Невского ни один князь на Руси не пользовался такой любовью народной, как святой Димитрий Донской. Под руководством святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, юный Димитрий стал мудрым правителем Русской земли. По благословению преподобного Сергия Радонежского князь, возглавляя русское войско, одержал победу в Куликовской битве. Прошло около 9 лет после этого великого сражения, и Димитрий Иоаннович почувствовал, что силы его на исходе. И 19 мая (1 июня по н.с.) вся Москва узнала о кончине князя, и не было вести более скорбной в те дни! И сегодня, в день памяти святого благоверного князя Димитрия, мы предлагаем вашему вниманию повесть Валерия Воскобойникова, которая вышла в свет в Издательстве «Амфора» в серии «Рассказы о святых» и называется – «Святой Димитрий Донской». ***

Автором этой книги является известный современный писатель Валерий Михайлович Воскобойников. На его счету более пятидесяти книг для детей, и вот уже на протяжении нескольких лет он является лауреатом Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на Лучшую детскую книгу. Одним из самых популярных изданий писателя в 90-е годы стала книга – «Жизнь замечательных детей». Тогда же Валерий Михайлович вместе со своими коллегами реализовал идею создания серии «Рассказы о православных святых» для детей младшего школьного возраста. В результате в свет вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий и изысканий современных историков. В их числе и данная книга.

Для ознакомления с этим произведением, прочтем небольшой фрагмент, который повествует о жизни святого Димитрия Донского. Вот что автор пишет о семье юного княжича, а также о тех людях, которые, так или иначе, способствовали его возрастанию и становлению. «Когда Димитрий Донской был еще ребенком малым, он жил вме­сте с матерью Александрой Васильевной и отцом Иваном Ивановичем то в Москве, то в Коломне, а то в Звенигороде. Отец Димитрия был князем. За красоту его прозвали Красным, иначе говоря Красивым. В те годы Русь переживала страшные времена. Русские земли поработили монголо-татарские племена, которые пришли из далеких степей. Эти народы вели кочевую жизнь, любили простор, жили в юртах, а городскую жизнь и труд земледельцев презирали. Дикие орды их повытоптали поля, пожгли города и селения, поубивали их жителей, а тех, кто не успел укрыться в лесах, превратили в рабов».

«Страдания земли Русской от чужеземного ига продолжались уже больше ста лет. Больше ста лет русские князья подчинялись ханам из Золотой Орды и собирали для них дань со своего народа. Но все-таки Москве жилось спокойнее. Великий князь Иван Данилович, внук Александра Невского, су­мел договориться с ханами, чтобы они не посылали своих воинов в его земли для сбора дани. Он сам привозил дань ханам. При нем Москва быстро богатела и строилась. Из разных других земель переселя­лись в Московское княжество простые землепашцы и ремесленники, а также знатные воины-бояре. Иван Данилович понемногу прира­щивал Московское княжество, расширял его пределы, прикупая новые земли, не зря же его прозвали «сумой денежной» — Калитой». Когда дни его земной жизни окончились, на Москве стал княжить сын его, Симеон Гордый, старший брат Ивана Красного.

При Симеоне, - повествует автор, - Москва еще больше усилилась, потому что его за честность и строгость уважали все русские князья. И Димитрий Донской родился как раз во время его княжения. Случилось это 12 октября 1350 года, когда студеные ветры срывали с деревьев рыжие листья, а по утрам лужи подергивались тонким ледком. Через две недели православные праздновали память святого мученика Димитрия Солунского, покровителя воинов. Потому и новорожденного назвали Димитрием. Только Димитрий плохо помнил своего дядю. А все потому, что, едва ребенку исполнилось три года, на Русь пришло новое бедствие — чума. Страшное это моровое поветрие или как его еще называли - «черная смерть» - в считаные недели выкашивала целые селения. Не обошла она стороной и Московское княжество, где умерла половина жителей. Димитрию и отцу его, Ивану Красному, повезло, они остались живы. А вот великий князь Симеон Гордый и два его малолетних сына стали жертвами «моровой язвы».

Тогда-то отец Димитрия и стал неожиданно для самого себя великим князем. Но прежде поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. А пока его не было, княжич был на попечении у старшего среди бояр, своего дяди, Василия Васильевича Вельяминова, который числился тысяцким. Так тогда называли выборного градона­чальника. И еще один взрослый, важный человек заботился о мальчике, а потом заменил ему отца. Звали его владыкой Алексием, и слушались его все православные на Руси, потому что был он митрополитом Киевским и всея Руси. Митрополит Алексий слыл на Руси чудотворцем. Мудрый и крепкий верой, не раз спасал владыка Русь от жестокостей Золотой Орды. Про его чудесные деяния ходило немало историй. О некоторых из них также рассказывает автор книги.

Вот, например такая удивительная история случилась с митрополитом Алек­сием, когда Димитрий был еще мал. Слух о ней разнесся далеко. «В те годы Золотой Ордой правил татарский хан Джанибек. У хана была любимая жена, Тайдула. Заболела она и стала слепнуть. Призы­вал к ней хан лекарей из многих стран Востока и Запада, но ни один не смог помочь. Слуги водили беспомощную Тайдулу под руки от шатра к шатру, и горько было хану видеть такое. «Не позвать ли тебе в Орду священника из Москвы? — спросили однажды советники хана. — Во всем мире говорят о его учености и даре творить чудеса. Стоит ему попросить своего Бога об исцелении, как любой недуг отступает». Джанибек последовал их совету. Прислал он великому князю, отцу Димитрия, письмо с такими словами: «Жена наша, и ты об этом знаешь, уже три года как ослепла. Слышали мы, что ваш Бог творит чудеса излечения по молитве главного твоего священника Алексия. Пришли же его ко мне поскорее, и да испросит он у вашего Бога здоровья для нашей супруги!»

Такое вот послание доставили великому князю гонцы, которые мчались день и ночь без отдыха, лишь успевая менять лошадей. Князь Иван Красный прочитал письмо и растерялся. Как быть? Не выполнишь приказ хана, тот сразу пришлет тысячи своих воинов, и русские города снова будут разграблены и сожжены, жители их сложат головы или будут угнаны в ордынский плен. «Ты мне вместо отца, — сказал великий князь, позвав митрополита в свои палаты. — И теперь я ума не приложу, что нам делать. Не лучше ли тебе спрятаться на время? А я отвечу хану, что ты из Москвы уехал неизвестно куда». «От беды лучше не прятаться, — печально ответил владыка Алексий. Не знал он, по силам ли ему исполнить такое чудо. — Не я ли сам учил тебя идти навстречу испытаниям? Пусть же будет так, как решит Господь. Я поеду к Джанибеку». Что было дальше, наши юные читатели узнают из этой, или из любой другой книги, которая повествует о святителе Алексии Московском, память которого празднуется уже завтра, 2 июня.

А еще в этой книге говорится о том, как взошел на княжеский престол юный Димитрий после смерти отца, как состоялась его свадьба, как горела, и как возводилась белокаменная Москва. И, конечно же, рассказывает автор о Куликовской битве. «Почти полтора века страдала Русь под игом Орды, - читаем мы далее на страницах книги. - Сколько раз вражеские полчища разоряли города и селения, грабили церкви, убивали старых и молодых, бесчестили женщин. Гордые дочери русских князей становились служанками в ханских шатрах, исполняли черную работу. Каждый год с русских земель шли обозы с данью. И поэтому многие города нищали, едва успевали собраться с силами после очередного разорения. А князья, вместо того чтобы объединиться, боролись друг против друга, постоянно наводили татар то на одно княжество, то на другое. И от этой вражды Русь страдала не меньше, чем от ордынского ига. Но наконец, наступило время, когда русские княжества под во­дительством Москвы стали объединяться. «Довольно терпели, - сказал великий князь Димитрий. - Настала пора дать Орде бой». И мы знаем сегодня, что бой состоялся, и русское войско одержало победу.

 

*** В безбожные времена князь Димитрий Донской почитался как великий полководец, а в 1988 году Русская Церковь причислила его к лику святых. В лихую годину народ православный всегда уповал на небесных своих покровителей. К ним обращал он молитвы в болезни и скорби. Писал их иконы для храмов и красных углов. Давал детям их имена при Крещении. Книги серии «Рассказы о святых» повествуют о земном пути и чудесах подвижников Православной Церкви — мужей и жен святой жизни, Божиих людей, мучеников и народных героев. Читайте эти рассказы своим детям и внукам, - говорят издатели, - чтобы не пресеклась духовная традиция, идущая из глубины веков

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать