У книжной полки. 1 декабря

1 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

О.Л. Рожнева. Архимандрит Клеопа (Илие).

 

«Кто имеет смирение, те избавлены от многих опасностей». «Смирение столь велико, что оно одно, без другой добродетели, может открыть нам двери Царства Небесного». Так говорил своим духовным чадам один из наиболее почитаемых румынских старцев, архимандрит Клеопа (Илие), известный не только у себя на родине, но и во всем православном мире. Своими духовными подвигами он стяжал главную из христианских добродетелей - любовь, которую явственно ощущали на себе сотни и тысячи людей, приезжавших к старцу. Жизнеописание отца Клеопы, а также его духовные наставления, собраны на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она называется – «Архимандрит Клеопа (Илие)». ***

Архимандрит Клеопа (Илие) — известный румынский старец, великий духовник и наставник многих иноков и мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Старец имел силу действием благодати Святого Духа изменять сердца людей. Стяжав на протяжении более чем полувека монашеского подви­га огромный духовный опыт, старец Клеопа был так же любим и почитаем в своей стране и за ее пределами, как преподобный Серафим Саровский в России, и так же пламенно защищал чистоту православной веры, как свя­титель Григорий Палама. Как говорится на страницах книги, будущий старец родился в 1912 году в городе Сулица, округ Ботосаны, в благочестивой крестьянской семье и был назван Константином. Родите­лей его звали Александр и Анна. Старец вспоминал о своем детстве: «Нас у родителей было десять детей, и пятеро из нас (четыре брата и сестра) стали монахами».

Как и другие братья и сестры, в младенчестве Костэшел (таким ласковым именем звали его домашние) был болезненным. Ему было всего несколько месяцев, когда он сильно захворал. Тогда его мать, возложив упование на Бога, взяла младенца и пошла в скит Козанча. Вот что рассказывал отец Клеопа об этом случае: «Когда мама пришла в Козанчу, то встретила одного иеромонаха, которого звали Конон Гаврилеску, и спросила его: "Что мне делать, отче? Посмотри, дитя мое умирает. Ничего не хочет есть, и даже грудь не берет. Посмотри, какой он слабенький!" - "Посвяти его Матери Божией, и он не умрет!" - "Как же его посвятить?" - "Возьми полотенце и свечу и приходи в церковь к иконе Богородицы". Тогда мама раздобыла полотенце и свечу и вошла со мной в церковь. Отец Конон стоял перед иконой Матери Божией. Он сказал маме: "Стань на колени и повторяй за мной: "Матерь Божия, я посвящаю Тебе это дитя мое"". Впоследствии мама отца Клеопы рассказывала ему, что, как только она произнесла эти слова, он сразу захотел есть.

Будучи ребенком, Константин пас вместе со старшими братьями отцов­ских овец в окрестностях монастыря Сихастрия. Его старший брат ушел в монастырь первым, принял пост­риг и писал братьям наставительные письма. Отец Клеопа вспоминал позднее: «Брат мой, отец Герасим, писал нам иногда письма и учил нас, как проводить богоугодную жизнь. Среди прочего он говорил нам, что если мы хотим уйти в монастырь, то нужно привыкать еще дома не есть мяса, потому что монаху нельзя есть мясо ни на Пасху, ни на Рождество, никогда; чтобы вставали в полночь и творили молитву два-три часа, как в монастыре». Весной 1929 года и Константин с другим старшим братом - Василием - покинули отчий дом и отправились в монастырь Сихастрия, который находился в те годы под духовным руководством архимандрита Иоанникия (Мороя), признанного одним из величайших старцев Молда­вии первой половины XX века.

Когда юный Константин оказался в монастыре Сихастрия, ему предстояло пройти испытание на смирение и послушание - суровый монашеский ис­кус. Юноше в руки дали палку и благословили бить этой палкой высохшее бревно, забытое у ворот монастыря с давнишних времен. Он бил бревно целый день до самого вечера, голод­ный, позабытый всеми на свете. Иноки были заняты своими делами, входили и выходили, спешили по послушаниям. Вечером Константина отвели в архондарик - домик для гостей, в комнату с топчаном, сколоченным из досок, без матраса. Утром его снова благословили бить бревно. Так прошло три дня. К вечеру третьего дня юношу позвали к отцу настоятелю Иоанникию. Старец сказал ему: «Стань на колени». Потом спросил юношу: «Что сказало тебе бревно у ворот?» - «Не сказало ничего, преподобный». - «Таким же будь и ты. Оно не сказало, что у него болит голова? Не сказало, что хочет есть?» - «Не сказало ничего, преподобный». - «Хорошо. Таким же будь и ты». Затем последовала краткая исповедь и чтение разрешительной молитвы. Так Константин прошел монашеский искус и был принят в обитель.

С самого начала юный послушник был очень усерден к монашеским подвигам. В понедельник, среду и пятницу он вку­шал пищу однажды в день, клал сотни поклонов, а ночью шел на утреню - зачастую босиком, даже в зимнее время. Подвиг с тех пор стал его всегдашним другом, до самой смерти. Даже когда он уже был старцем, у него в келье не было ничего, кроме маленького столи­ка, кожуха и рясы. Послушанием отца Клеопы было па­стушество. Это любимое им послушание, которое он нес в течение нескольких лет, стало для молодого подвижника школой воспитания смирения, безмолвия и молитвы. Архимандрит Иоанникий (Бэлан) писал об этом периоде в жизни будущего старца: «Особого образования он не получил, кроме нескольких классов начальной школы. Подлинную науку он постиг, когда десять лет по послу­шанию пас в горах скитских овец, и это послушание стало для него на­стоящим духовным университетом.

Там, на лоне природы, рядом с овцами он ясными лунными ночами постигал тайны Священного Писания и вни­кал в слова святых отцов, проводя чистую монашескую жизнь. У овец он научился кротости, у книг — глубине учения, у родников — радости слез, у шелеста лесов — сладости священ­ной молитвы». Еще отец Иоанникий вспоминал следующее: «Величественные и безмолвные карпатские горы являли собой силу Сотворившего их, а тихий ветерок, овевающий холмы плодородной до­лины Сихастрия, нашептывал устрем­ленным к горнему сердцам братьев Василия и Константина о благости Творца. День сменялся днем, время текло незаметно. Братья редко остав­ляли стадо. Они почти не вычитывали круг дневных служб, более помышляя об алтаре Божием в собственном сердце и постоянно устремляя внутреннее око к Богу посредством внутренней сердечной молитвы. Так утвердилась душа будущего пастыря румынского народа».

Отец Клеопа потом рассказывал с особым чувством о тех временах: «В те годы, когда я, вместе со своими братьями, был пастухом скитских овец, я испытывал великую духовную радость. Загон для скота, овцы... Я жил среди природы, в горах, в тишине и безмолвии. Это была моя монашеская и богословская школа». «Тогда я читал догматику преподобного Иоанна Дамаскина, его "Точное изложение православной веры"... Какое прекрасное было время!.. Когда я читал о Святой Троице, различиях между человеком, ангелами и Богом, о свойствах Святой Троицы или когда я читал о рае или аде - догматах, о которых пишет Иоанн Дамаскин, - я забывал о еде» «За чтением, - продолжает рассказ старец, - день проходил как один час. Я много читал... Я как будто видел свя­того Антония, святых Макария Великого и Иоанна Златоуста, других; они будто говорили со мною. Я мог видеть святого Антония Великого - с большой белой бородой, окруженного сиянием, и все, что он мне говорил, запечатлевалось в моем уме, как будто кто писал пальцем по воску. Все, что я прочитал тогда, я никогда не забуду».

В 1936 году, после семилетнего испы­тания, молодой послушник Константин Илие был пострижен в монашество с именем Клеопа. В 1942 году восьмидесятилетний игу­мен Иоанникий, прикован­ный болезнью к постели, благословил братство избрать настоятелем мона­стыря отца Клеопу, простого монаха, который не был даже дьяконом и про­водил все время босиком на пастбище. Братия называли его «простецом от овец» и были поражены предложением старца избрать его настоятелем. Но несмотря на это, отец Клеопа был рукоположен в священный сан и стал настоятелем. С тех пор на протяжении полувека, он делил своё время между молитвой и богослужением, безмолвием отшельнической жизни и послушанием, между уединением и наставлением монахов и мирян на путь спасения, между подвижничеством в пустыне и служением проповедью. Тогда же он занимался написанием богодухновенных книг, исповеданием духовных чад, раздачей советов и милостыни. Так, вся его жизнь без остатка была отдана Христу и Православной Церкви. Об этом рассказывает данная книга.

 

*** В последние месяцы жизни старец часто повторял: «Скоро я пойду к моим братьям!» и «Я пойду ко Христу! Молитесь обо мне, грешном». Вечером, накануне своего отшествия в жизнь вечную, старец стал читать утреннее правило. Ученик заметил ему: «Старче, сейчас вечер, эти молитвы мы будем читать завтра утром!», на что отец Клеопа отвечал: «Я читаю их сегодня, потому что завтра я пойду к моим братьям». 2 декабря 1998 года он отошел ко Господу. Тысячи право­славных съехались в монастырь Сихастрия, чтобы отдать последние почести своему старцу. За пятьдесят лет, пока старец был настоятелем и духовником, он взрастил для Христа сотни и тысячи душ — священников, монахов и мирян. В наследство всем православным христианам он оставил свои наставления, поучения и советы, некоторые из которых содержатся в этой книге.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать