Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Серафим Саровский — один из величайших святых Русской земли. Его смирение, его добродетельная жизнь во Христе может служить примером для каждого православного человека. Сердце старца было переполнено любовью к ближним. Но святой Серафим никогда не выставлял эту добродетель и прочие свои духовные подвиги напоказ, и учил этому других. Святой батюшка любил уединение от мирской суеты, тихую молитву, прославился как великий молчальник, строгий к себе богомолец, столпник. За все эти подвиги Серафим был награжден Господом великой мудростью, даром исцеления и пророчествования, и к нему стекалось неисчислимое множество людей, чтоб испросить его совета и найти утешение. О святом старце рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Благовест. Она называется – «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец». ***
Эта книга рассказывает о жизни и подвигах во славу Божию одного из самых почитаемых святых в православном мире — преподобного Серафима Саровского. Книга предназначена для семейного чтения, конечно же, детям, поэтому главные эпизоды жизни великого подвижника Русской Церкви изложены в доступной для детского восприятия форме. При этом повествование основано на каноническом житии святого. Из него юные читатели узнают краткие сведения о родителях старца, о его детских и юношеских годах, проведенных в миру. Прочтут о том, как молодой подвижник стал монахом, какие трудности пришлось ему испытать после принятия пострига и как Пресвятая Богородица не раз спасала будущего Светильника земли Русской от неминуемой смерти. Заканчивается рассказ автора о подвижнической жизни прп. Серафима историей его прославления в лике святых. Непонятные для детей слова, встречающееся в тексте, объяснены в сносках.
Как повествует автор, «В ночь с 19 (по старому стилю) на 20 июля 1759 года (по другим свидетельствам — 1754) в семье Мошниных родился младенец, которого по святцам нарекли Прохором (так звали Серафима до принятия им монашеского пострига и получения нового имени). Маленькому Прохору было всего три года, когда умер его отец. Поэтому мать – Агафия - воспитала сына самостоятельно, большей частью — примером своей жизни. Именно мать привила святому Серафиму христианское благочестие. Прохор с детства был необычным мальчиком. Во многих случаях из его детства, о которых сохранилась память, можно усмотреть особое Промышление Божие. Самые известные из них – это падение с колокольни и исцеление от болезни, произошедшее от чудотворной Курской Коренной иконы Божьей Матери. Эти чудесные примеры Божественного заступления, о которых также говорится на страницах книги, показывали, что высокое христианское служение было с детства предуготовано ему.
Далее из рассказа следует, что, будучи еще ребенком, Прохор уже трудился в лавке старшего брата, который занимался торговлей. «Однако, - пишет автор, - дела торговые вовсе не влекли юношу. Гораздо больше был он привязан к церкви, к Храму Божьему. Там он порой проводил целые дни, помогая священнослужителям или прибираясь в храме. Прохора с ранних лет волновали совсем недетские вопросы. Как устроен мир? Как Господь сотворил его? Почему мир устроен именно так, а не иначе? Так, в постепенном приближении к Господу, проводил свои дни юный Прохор. В свободное от торговли время он читал множество духовных книг. Сохранилось предание, что будущий святой иногда собирал своих сверстников вокруг себя и читал им вслух назидательные книги — хотел Прохор со всем миром поделиться своим благоговением. Тогда же, видимо, у юного Прохора и стали появляться первые мысли о монашестве».
«В те годы, - продолжает рассказ автор, - был в Курске один юродивый, которого очень почитали, а теперь его имя забыто. Юный Прохор стал другом этого человека и с большим удовольствием случал его речи и наставления. Близкое знакомство с курским юродивым также укрепило Прохора в желании стать иноком, посвятить себя служению Господу. Мать его, Агафия, видела душевные стремления юноши и разделяла его желание служить. Молодой Прохор все чаще как бы вскользь интересовался у матери, что она думает о монастырях, об иноческом пути. Понял сын, что мать не против монашеского пути для него, и обрадовался. Тогда же он стал интересоваться у своих знакомых, не желает ли кто, подобно ему, стать монахом. Несколько его сверстников, тоже купеческие дети, были также настроены на путь монашества и решили вместе пойти с ним в монастырь.
И вот в возрасте 17 лет решил Прохор покинуть родной дом. Он сердечно попрощался со своей матушкой. Агафия дала ему приложиться к иконам Спасителя и Богоматери и благословила простым медным крестом. Этот крестик святой Серафим носил всю свою жизнь — в воспоминание о своей маме, как знамение ее благословения на иноческий путь. Плакали и мать и сын, прощаясь. Агафия, хоть и со светлым сердцем отпускала отрока, не могла сдержать материнских чувств родное чадо покидало ее, возможно, навсегда. Но, прежде чем уйти в монастырь, Прохор решил совершить путешествие, паломничество, чтобы получить наставления и благословление на иноческую жизнь. Для этого он с четырьмя спутниками отправился в Киев, мать городов русских. Потому что именно там, в Киево-Печерской обители, было положено основание русского монашества. Много трудностей и тягот претерпели в своем пути паломники и, наконец, добрались до Киева.
В Киеве Прохор и его спутники поклонились мощам преподобных Антония и Феодосия. От бывших там иноков узнал Прохор о мудром старце Досифее, что пребывал в Китаевской обители недалеко от Киева. Старец славился своей прозорливостью и строгим образом жизни. Прохор пришел к нему и просил благословения на монашескую жизнь. Старец же Досифей сказал юноше: «Иди в Саровскую обитель и спасешься там, жизнь проживешь и окончишь там». После этого не осталось у Прохора никаких сомнений в правильности выбранного пути. Вскоре он вернулся в Курск. Какое-то время юноша жил дома и даже помогал брату Алексею в его торговом деле — однако, Прохор лишь заканчивал все свои мирские дела и прощался с близкими и родиной. Саровская обитель ждала его. О том, что было дальше, наши юные зрители узнают из этой книги.
Ну а мы обратимся к заключительной главе этой книги и узнаем, что рассказывает автор о прославлении прп. Серафима. «Множество прозрений о будущем России, о тяжелых судьбах русского народа высказал святой Серафим. При этом всегда в его словах сквозила радость и уверенность в конечной победе правды и восстановлении справедливости на русской земле. Среди прочего преподобный Серафим, возможно, прозревал и свое прославление в лике святых. Он сказал однажды: «Среди лета запоют в Сарове Пасху» (это означало, что когда-нибудь летом случится нечто удивительное и будет праздник на весь Саров). Так и случилось. 19 июля 1903 года, в день рождения святого, были открыты мощи преподобного Серафима. При этом присутствовало множество народа, даже сам российский император Николай II со своей семьей был в это время там.
Старец Серафим был прославлен в лике преподобных, а торжества по этому случаю обрели поистине всероссийский размах. Ведь батюшку Серафима любили многие люди задолго до объявления его святым — дела его, мудрые слова, исцеления и помощь при жизни и после смерти почитались. Наставления и советы старца еще при его жизни помогали многим людям, их записывали и передавали из уст в уста. Его изображения хранились в домах как простых крестьян, так и дворян — люди не хотели забывать внешний облик и черты Саровского старца. После прославления именно на основе этих изображений, портретов были написаны иконы преподобного. Во времена гонений на православную церковь в СССР, в двадцатые годы двадцатого века мощи святого пропали. Только спустя почти 70 лет, в 1991 году удивительным образом они были вновь обнаружены. Затем их вернули в возродившуюся Дивеевскую обитель, там они находятся и по сей день.
*** В этой книге просто и понятно рассказано о духовных подвигах святого старца – прп. Серафима Саровского, о его кротости, смирении, ревностном служении Господу, строгом постничестве, всеобъемлющей любви к каждому и чудесах во славу Господа и Пресвятой Богородицы. Подвиги святого Серафима прославлены в веках. Мы же всегда можем обратиться с молитвой о помощи, о заступничестве к Преподобному, и если вера в Господа будет крепка, святой Серафим непременно поможет нам. Ну а пример его благочестивой жизни может служить настоящим маяком веры для подрастающего христианина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!