Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!
Сегодня Святая Церковь творит память:
Святых, пострадавших в самом начале IV века: вмч. Георгия Победоносца, мц. царицы Александры Римской, мчч. Анатолия и Протолеона.
Сщмч. Иоанна Ансерова пресвитера, почившего в 1940 году.
Прп. Софии (Хотокуриду), подвижницы ХХ века.
Вспоминается второе обретение списка Иверской иконы Божией Матери в 2012 году.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим о житии одного из самых почитаемых святых в Православной Церкви. Он стоит в одном ряду с такими святыми, как святитель Николай Чудотворец и целитель Пантелеимон. Речь пойдет о великомученике Георгии Победоносце. И казалось бы, у такого известного и почитаемого святого должно быть совершенно достоверное и подробное житие, но нет.
Традиционное минейное житие повествует нам о том, что великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в III веке в городе Бейруте у подножия Ливанских гор. Достигнув звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора и гонителя христиан Диоклетиана. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Особенно в мучениях святого Георгия житие отличается наибольшей подробностью и жестокостью. Георгий был заключен в темницу, где на грудь ему положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в пытках. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому, и святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Повторюсь, так повествует нам средневизантийская агиографическая традиция. Но если мы отвлечемся от литературного жанра житий и обратимся к церковной науке, то обнаружим, что количество пробелов в жизни святого Георгия гораздо больше, чем объективных данных. Сперва мы посмотрим на основные исторические данные, что дошли до нашего времени. Современник святого Георгия церковный историк Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» рассказывает: «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один – самый старший – и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».
Собственно, многие предполагают, что этим мучеником, имени которого Евсевий не называет, мог быть именно святой Георгий. В таком случае это все, что нам о нем известно из достоверных источников. Важно отметить, что примерно в тот же период времени был другой Георгий – епископ Александрийский, почивший на полвека позже, в середине IV века. С этим человеком некоторое время исследователи путали святого великомученика. Ряд западных ученых даже усомнился в том, что Георгий Победоносец должен быть почитаемым святым, потому что они решили, что великомученик и Александрийский епископ – это одно и то же лицо. Ведь епископ Георгий был арианином, то есть еретиком. Он родился в Киликии, был поставщиком провизии для армии Константинополя, а когда его уличили в мошенничестве, бежал в Каппадокию. Друзья-ариане простили его после выплаты штрафа и послали в Александрию, где он был избран епископом (в противовес святому Афанасию). Он сам начал жестокие гонения на православных христиан и язычников, причем последние его и убили, подняв восстание.
Со временем ученые разобрались в исторической канве IV века, а одним из самых весомых аргументов стала сама невероятность трансформации еретика епископа в одного из самых популярных святых из числа мирян. Слишком велика была вражда между православными и арианами, чтобы приверженца ереси, да еще гонителя, могли принять за святого. Да и сочинения святителя Афанасия, в которых тот описывал своего противника, имели достаточно широкое распространение, и такая ошибка была бы просто невозможна.
Также Православная энциклопедия говорит нам о том, что существует гипотеза о существовании двух святых с именем Георгий, один из которых пострадал в Каппадокии, а другой в Лидде.
В итоге, дорогие братья и сестры, мы не находим никакой ясности в этом вопросе. Однако эта неясность не говорит о том, что мы должны усомниться в существовании такого святого, как Георгий Победоносец. Потому как есть ряд принципиальных моментов, по которым мы можем с твердостью утверждать реальность святого Георгия. Во-первых – это церковная литургическая жизнь. У нас есть масса святых, о которых мы почти ничего не знаем, но совершенно не сомневаемся в их реальности. То, что память святого вошла в литургическую, евхаристическую жизнь Церкви, в самое сердце ее духовной жизни, говорит о том, что эта память имеет действительное основание. Другой вопрос, что именно из-за огромной популярности святого Георгия Победоносца в его житиях возникло такое количество поздних вставок и вымысла.
А во-вторых – это жизнь великомученика Георгия в Церкви сейчас. Реальность святых всегда проверяется и утверждается личным опытом каждого из нас, огромного количества верующих людей, которые получают четкий отклик и несомненную помощь от святого. Потому будем с твердой верой обращаться к святому Георгию, и он обязательно нас услышит и помолится за нас Господу Богу нашему, Пресвятой Троице.
Святый великомучениче Георгие, моли Бога о нас!
Христос Воскресе, дорогие телезрители! Всего вам доброго!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!