Аудио |
|
Скачать .mp3 |
День воскресный.
Сегодня Святая Церковь совершает память:
Мц. Христины Тирской (III в.).
Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, убиенных в начале XI века.
Прп. Поликарпа Печерского, архимандрита (XII в.).
Сщмч. Алфея Корбанского, диакона, преставившегося в 1937 году; сщиспп. середины ХХ века: Николая Понгильского и Иоанна Оленевского (Калинина), пресвитеров.
Празднуется обретение мощей прп. Далмата Исетского в 1994 году и собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 10 августа).
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы говорим о преподобном подвижнике XVII века.
Преподобный Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский, родился в 1594 году в городе-крепости Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей.
После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невьянский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что те вознамерились поставить его наставником. Но не желая этой чести, стремясь к уединению, подвижник тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.
По совету святой Далмат выбрал для уединения удобное в географическом отношении место – высокий обрывистый холм, берег реки Исети, урочище Белое Городище. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа.
Земли, на которых поселился Далмат в 1644 году, принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов. Илигей дважды пытался вооруженным путем изгнать Далмата из своих владений. Трудно сказать, каким образом старцу удалось одержать победу в борьбе за эти земли.
Тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений составила примерно девяносто верст, ширина – двадцать пять–тридцать верст. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.
Монастырь занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест.
К 1651 году первые насельники Далматовой пустыни построили на Белом Городище по благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремнева) деревянную часовню, кельи и ограду – первые постройки будущего монастыря. Но им было суждено простоять недолго.
Как сообщают документы, «в то лето по всей Исети никто русских людей не живал нигде, и пришли на них (то есть на жителей монастыря) ратию калмыцкие люди, и часовню и келлии у старцев и трудников пожгли и побили, а иных в плен побрали, только осталась на пожаре в пепле икона Пресвятыя Богородицы невредима, и старец Далмат сохранен бысть». С тех пор икона Успения Пресвятыя Богородицы считается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вновь вокруг Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. Были построены церковь во имя Успения Богородицы, кельи, монастырские службы, ограда с башнями.
В 1662–1664 гг. пустынь опять подверглась опустошительным нападениям башкирских кочевых племен и внуков последнего сибирского хана Кучума. Но после каждого разорения обитель вновь отстраивалась. Старец Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожен до основания, и дважды он снова возводил его из груды пепла и развалин.
Святой Далмат, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком, несмотря на то, что ему как основателю, устроителю и руководителю монастыря по праву принадлежало и настоятельство в нем. Но хотя официально монастырем управляли другие старцы (так, в 1667 году игуменом монастыря был назначен сын Далмата Исаак), авторитет святого был велик, и его слово было решающим.
Преставился ко Господу преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте ста трех лет. Он был похоронен в монастыре на месте самой первой церкви, когда-то сожженной кочевниками. Для захоронения был сооружен кирпичный склеп. В 1707 году над склепом была построена деревянная усыпальница или часовня.
В 1871 году на могиле инока Далмата был построен новый каменный храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1896 году над могилой преподобного возвели каменную усыпальницу, примыкающую к Скорбященскому храму.
В 1918 году имя преподобного Далмата было включено в службу всем святым, в земле Российской просиявшим, составленную святителем Афанасием Ковровским.
В 1923 году Далматовский монастырь был закрыт, в 1928 году прекратились богослужения в Скорбященской церкви. С 1933 года в помещении усыпальницы святого последовательно находились гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения, прачечная. Вещи старца Далмата были переданы в местный краеведческий музей, надгробие выброшено на свалку, пол над местом захоронения старца неоднократно бетонировался, а росписи усыпальницы были закрашены.
Лишь в 1992 году в Далматовском монастыре была возрождена монашеская жизнь. Проведены раскопки в гробнице святого, и 6 августа 1994 года были обретены мощи преподобного Далмата. Их поместили в деревянной раке в монастырской церкви в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
А 4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление подвижника.
Преподобне отче Далмате, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!