5 февраля. Преподобный Саламан молчальник

5 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 5 февраля (23 января ст. стиль).

 

День постный.

Сегодня Святая Церковь совершает воспоминание VI Вселенского Собора, проходившего 680–681 годах. Совершается память: сщмч. Климента, епископа Анкирского, и мч. Агафангела Римлянина, пострадавших в начале IV века. Прп. Мавсимы Сирина, пресвитера и прп. Саламана молчальника (IV). Свт. Павлина Милостивого, епископа Ноланского (V). Прп. Геннадия Костромского, Любимоградского (XVI). Перенесение мощей свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского в 1786 году. Прославляется собор Костромских святых.

Совершается память новомучников: прмч. Серафима (Булашова), игумена; прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, послушниц, мц. Милицы Кувшиновой.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы с вами поговорим о святом угоднике Божием, который буквально последовал завету святого Игнатия Богоносца. «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть», – говорил священномученик I века. Житие преподобного Саламана молчальника в переложении святителя Димитрия Ростовского звучит так:

«Сей преподобный отец наш Саламан происходил из селения Каперсана, расположенного на западном берегу Евфрата. Возлюбив уединение, он отыскал на другом берегу реки маленькую хижину и затворился в ней, заложив наглухо дверь и окно; раз в год он выходил наружу через подкоп под стеною и запасался пищей. Местный епископ, узнав о добродетельном житии преподобного, пожелал удостоить его священства. Прибыв с сею целью к жилищу святого, архипастырь приказал разобрать часть его стены, после чего и вошел в келию. По рукоположении преподобного Саламана во пресвитера, епископ преподал ему наставление о благодати священства; во все время пребывания своего в келии святитель не услышал от преподобного молчальника ни одного слова и удалился, приказав снова заложить разобранную часть стены. Жители того селения, из которого происходил преподобный Саламан, желая иметь человека Божия в своей среде, однажды ночью перешли реку в брод, взяли святого, который не спорил, не сопротивлялся, но не выражал и согласия, и отвели на свою сторону; здесь поселяне построили для преподобного хижину, подобную прежней, и затворили его там; святой Саламан продолжал хранить молчание, никто не слышал от него ни одного слова. Вскоре жители селения, расположенного на другом берегу, где ранее спасался преподобный, пришли ночью к новому его жилищу и услышали, что он творит такую молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня и всех служащих имени Твоему и поклоняющихся Тебе, Истинному Богу нашему». Поселяне разобрали келию и отвели святого к себе, блаженный молчальник и на этот раз нисколько не противился и не требовал, чтобы его оставили. В такой высокой степени, как никто другой, умертвив в себе плотского человека, блаженный Саламан до конца совершил свой подвиг и, ликуя, переселился в небесные обители около 400 года».

Братья и сестры, сколько бед в нашей жизни мы устраиваем себе сами из-за нашего языка? И ведь в Священном Писании столько сказано об этом малом члене нашего тела. Вот как писал об этом святой апостол Иаков: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! ... Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть»  (Иак. 3, 2–10). Но еще в Ветхом Завете люди прекрасно понимали, что от нашего языка зависит очень многое, вот и премудрый Соломон писал: «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притчи 21, 23).

Братья и сестры, очень часто мы по своей гордыне ищем каких-то особых христианских подвигов. Хочется взять на себя пост сверх положенного или же объездить с паломничеством всю Россию, а можно и далее. Но при этом никто из нас не избегает простых и печальных ссор с нашими близкими дома, с коллегами на работе и прочими людьми. А ведь и преподобный старец Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Да и в основе исихазма, умного делания, лежит вовсе не Иисусова молитва, а молчание. Мы призваны нести мир этому миру. И вовсе не так, как это делают сектанты, «бомбардирующие» каждого встречного свой искусственной радостью. Мы должны сперва пресечь в себе источник зла, раздражительности, сварливости. Хочешь сказать замечание – промолчи, хочешь поругать – помолчи. Хочешь дать наставление, а сможешь ли донести суть? Может быть, лучше молча улыбнуться, сделать что-то доброе, помочь. Сперва дело, а потом уже слово. Мы должны всегда в себе иметь маркер — душевный мир. И перед тем, как что-либо сказать мы должны прислушаться к себе и подумать: сказав это, не потеряю ли я мир? А что значит – «не потеряю ли мир»? А значит – не отойдет ли от меня благодать Святого Духа, не отгоню ли я от себя своего Ангела Хранителя? Не бесы ли лукавые тянут меня за язык, чтобы своими благими намерениями вымостить еще пару метров дороги совсем не туда, куда бы хотелось? Вернемся к словам священномученика Игнатия: «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть».

Преподобне отче Саламане, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать