28 июня. Блаженный Августин, епископ Иппонийский (430)

28 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 28 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Православная Церковь совершает память блаженного Августина, епископа Иппонийского.

Блаженный Августин Аврелий родился в 354 году на севере Африки в городе Тагаст, что недалеко от Карфагена. Отец его был язычником, мать, Моника, – христианкой; впоследствии она была прославлена как святая. Из этого факта можно сделать вывод, что наверняка Августин с детских лет кое-что знал о христианстве, но отцовское воспитание все-таки главенствовало. Когда Августину исполнилось 16 лет, он отправился в Карфаген, чтобы получить там серьезное образование. А что значит «серьезное образование» для римлянина? Это юриспруденция, риторика. Впоследствии Августин станет замечательным ритором, будет участвовать в судебных процессах, причем весьма успешно. Естественно, он ищет кумиров, которым  мог бы подражать. А кто из великих юристов и ораторов мог стать для него примером? Конечно же, Цицерон. 

В Медиолане он слышит о проповедях епископа Амвросия Медиоланского. Разумеется, Августин не может не прийти их послушать. Они ему, как знатоку риторики, очень нравятся, но его удивляет иной, непривычный для него подход к христианству. Оказывается, события, описываемые в Библии, в которой Августин видит так много глупостей и противоречий, можно воспринимать несколько иначе, не столь буквально.

Постепенно Августин сходится со святителем Амвросием и наконец задает ему мучивший его вопрос: «Откуда в мире зло, если Бог есть?» И святитель Амвросий ему отвечает: «Зло не от Бога, зло от свободной воли человека». Впоследствии  ему будет таинственное откровение, какое-то переживание, о котором сам Августин напишет в своей «Исповеди» так: однажды он сидел в саду, и вдруг в нем «страшная буря… разразилась ливнем слез… Не помню, как упал я под какой-то смоковницей и дал волю слезам, они потоками лились из глаз моих – угодная жертва Тебе… И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий нараспев: “Возьми, читай! Возьми, читай!..” Подавив рыдание, я встал, истолковывая слова как Божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Я схватил их (это были апостольские Послания), открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: “Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа…” Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста мое сердце залил свет и покой, исчез мрак в моих сомнениях».

Он идет к святителю Амвросию, и тот его крестит. 

Вся последующая жизнь Августина будет посвящена христианству, Церкви, богословию. 

Он вернулся к себе на родину – на север Африки, в город Гиппон, что недалеко от Карфагена. Стал сначала священником, затем принял епископский сан. Написал огромное количество работ, принимая участие в борьбе против разных ересей и разрабатывая новое христианское философски строгое и стройное учение. 

Для того чтобы как-то упорядочить все огромное наследие Августина, его условно делят на несколько периодов. 

Первый период – философский. Августин пока еще последовательный философ, он пытается понять христианство сквозь призму философских размышлений, опираясь, разумеется, на Платона и Плотина. Это такие работы, как «Против академиков», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе» и др. 

В это же время Августин пишет и ряд антиманихейских работ: ему необходимо опровергнуть учение, с которым он так тесно был некогда связан. Постепенно, по признанию самого Августина, он старался отойти от философии, он чувствовал, что философия его сковывает и заводит не совсем туда, куда влечет истинная вера. 

Но Августин не может не философствовать, это видно, когда читаешь его работы любого периода. Я бы сказал так: философия – это не профессия, которую можно поменять, философия – это образ жизни, образ мысли. И даже в поздних трактатах Августин ругает себя за излишнее пристрастие к философии, называя это даже похотью разума – вот так грубо! Но при этом он все равно прибегает к философским аргументам, потому что не может иначе мыслить. 

В зрелом возрасте Августин пишет знаменитые крупнейшие работы: «Исповедь», «О граде Божием» и «О Троице» (в которой Августин попытался дать систематическое изложение христианского богословия). 

Последний период жизни Августина связан с его борьбой против ереси Пелагия. Пелагианство, по мнению Августина, представляло очень серьезную опасность для христианской Церкви, потому что умаляло роль Спасителя. Оно фактически отодвигало Спасителя на второй план. «Человек может спастись сам», – утверждал Пелагий, а Бог лишь награждает или наказывает за наши добрые или злые дела. Бог не Спаситель, он всего лишь, так сказать, судья. 

Скончался Августин в 430 году в возрасте 76 лет.

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.); 

свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461);

свт. Михаила, первого митр. Киевского (X);

прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1392);

мчч. Вита, Модеста и Крискентии, питательницы (ок. 303);

мч. Дулы Киликийского (305–313);

прп. Дулы, страстотерпца, Египетского;

прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420);

празднуется перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX);

блгв. кн. Сербского Лазаря (1389);

свт. Ефрема II, патриарха Сербского (1395–1400);

совершается празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, а также Собор Новгородских святых; Собор Белорусских святых; Собор Псковских святых; Собор святых Санкт-Петербургской митрополии; Собор святых Удмуртской земли;

сщмч. Амоса Иванова, пресвитера (1919);

совершается празднование Воронинской иконе Божией Матери (1518).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​