Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы совершаем память:
Ап. от 70-ти Акилы, мч. Иуста Римского (I в.).
Прп. Еллия монаха; прп. Онисима Магнезийского, чудотворца; мч. Иоанна Мервского (IV в.).
Прп. Стефана Махрищского, подвижника (XIV – начало XV в.).
Прп. Никодима Святогорца (XVIII – начало XIX в.).
Сщмч. пресвитеров Константина Богоявленского и Николая Порецкого (первая половина XX в.).
Прославляется икона Божией Матери: «Елисаветградская».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем святого из числа пострадавших за Христа в XX веке.
В 1896 году в семье дьякона Успенской церкви города Екатеринбурга Стефана Богоявленского родился сын, который в крещении был назван Константином. Как и многие дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Правда, сначала учеба ему не давалась, но со временем все исправилось.
В 1911 году, окончив курс училища, Константин был переведен в первый класс Пермской семинарии. Проходя обучение, он жил в общежитии Духовной семинарии, которое находилось на Монастырской улице. Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу. К этому времени он уже был рукоположен в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино Верхотурского уезда.
Во всем православном мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских святых – праведного Симеона Верхотурского. Село было основано в 1620 году как перевалочный пункт на Сибирском торговом пути.
Окончив семинарию в апреле 1917 года, отец Константин немедленно отправился к месту своего служения. В неспокойное время началось его служение, страна находилась на грани революции. После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний, в разных местах вспыхивали народные бунты.
В 1918 году в Верхотурском уезде велось серьезное сопротивление устанавливающемуся строю. В воспоминаниях участников гражданской войны говорится, что крестьяне и помещики «собирали оружие, в кузницах ковали копья, пики, лили пули для охотничьих ружей. Объявили мобилизацию лошадей, людей, проводили военные учения». В июле 1918 года «было организовано восстание против советской власти... 3 июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население, кто с топором, кто просто безо всего». В воспоминаниях иногда упоминается и о том, что повстанцы находили поддержку у духовенства.
После подавления бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В том числе в селе Меркушино был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище, отец Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу, а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли.
Как и при любой другой церкви, в Меркушино было две метрические книги – в одну заносились сведения о совершении таких Таинств, как Крещение, Брак (венчание), в другую – сведения об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский» отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти – «разстрел». Указан и день смерти – 14 июля, это было воскресенье, в графе «лета умершего» стоит цифра «22».
Сохранился помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство – иереи, диаконы, монахи. Под № 31 в нем значится: «Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхотурье, разстреленъ 14 июля».
Но церквей, где бы могло совершаться поминовение новомученика, с каждым годом в стране становилось все меньше и меньше. В Меркушино один храм был взорван, другой предан запустению. Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать. Жители, захваченные вихрем «ударных пятилеток», также забыли об убиенном священнике.
Но Господу было угодно явить Свою милость к Сибирской земле и открыть еще одного Своего угодника. В 1996 году в селе Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, в мае 2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся фундаменте.
А через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных работ у левого, Дмитриевского придела восстанавливаемого храма были обретены нетленные останки неизвестного священника. Как выяснилось впоследствии, он был убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой странице стояла надпись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Константин Богоявленский». В результате графологического исследования удалось установить, что запись сделана священником Константином Богоявленским. Тогда-то и начался сбор сведений, позволивших узнать об этом новом угоднике Божием.
Для проведения исследования были приглашены судебно-медицинские эксперты. Согласно их заключению, захоронение было сделано не менее сорока и не более восьмидесяти пяти лет назад, останки принадлежат священнику, убитому выстрелом в голову из пистолета системы «Маузер» или револьвера системы «Наган».
Мощи священномученика Константина Богоявленского были обретены, и уже через полтора месяца состоялась его канонизация в лике новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года.
Святый священномучениче Конастантине, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!