Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 27 августа (14 августа по ст. стилю)
День воскресный.
Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Завершение Успенского поста.
Сегодня творим память:
Пророка Михея (из числа 12 пророков), несшего свое служение в VIII в. до Р. Х.
Сщмч. Маркелла, епископа Апамейского (IV в.).
Прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI в.).
Перенесение мощей прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского, в 1091 году.
Новомучеников и исповедников Российских XX века: сщмч. Василия (Богоявленского), архиепископа Черниговского, и с ним прмч. Матфея (Померанцева), архимандрита, и мч. Алексия Зверева; сщмчч. Владимира Цедринского, Владимира Смирнова и Николая Толгского, пресвитеров; прмч. Елевферия (Печенникова), схиархимандрита; прмцц. Евы (Павловой), игумении, Евдокии (Перевозниковой), монахини, и мч. Феодора Захарова; прписп. Александра (Уродова), архимандрита, преставившегося в 1961 году.
Празднуется собор Кемеровских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 31 августа).
Прославляются иконы Божией Матери: Нарвская и «Беседная».
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы поговорим о пророке Михее.
Его имя, с точки зрения еврейского языка, синоним имени Михаил, и переводится «Кто подобен Богу». Михей является автором одноименной пророческой книги – Книги пророка Михея, шестой из двенадцати книг пророков, именуемых в библеистике «малыми».
Происходил он из племени Иудова и был родом из города Морасф, к югу от Иерусалима, почему и называется Морасфитянином. Свое пророческое служение начал около 778 года до Рождества Христова и проходил его почти пятьдесят лет при царях Иудейских Иоафаме, Ахазе и благочестивом праведном Езекии.
Михей был современником пророков Осии и Исаии, но скорее был ближе к последнему. Общая картина Палестины на тот момент была такова: потомки двенадцати сынов Иакова разделились на два царства: одно называлось царством Иудейским – в состав его входили колена Иудово и Вениаминово, а столицей был Иерусалим; другое же называлось Израилевым и включало в себя остальные десять колен еврейского народа; столицей этого царства служила Самария.
В это время в иудейском обществе нарастало социальное неравенство, тесно связанное с возрастающей коррумпированностью власти. Обличения и предсказания пророка Михея относились как к Иудейскому, так и к Израильскому царствам. Как и провозглашал пророк, Господь Бог использовал Ассирию для наказания Своего грешного народа: ассирийский царь Салманассар разрушил Самарию в 722 году до Рождества Христова, а Иудея испытала на себе всю силу Божьего осуждения, когда ассирийский царь Сеннахирим прошел через предгорье западной части Иудеи до самых ворот Иерусалима.
В свою очередь проповедь пророка Михея привела к раскаянию Езекии и таким образом спасла Иерусалим. Когда Езекия раскаялся, Господь перестал гневаться на Иудею.
Святой пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8).
Ему же принадлежит пророчество о рождении Спасителя мира: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).
Если говорить о самой Книге пророка Михея, то первая глава из семи начинается с общих обвинений и предсказания разорения Ассирией. Затем следует возвещение о Божественном Суде и символическое видение Бога, низвергающего Свое творение, звучат обвинения против столиц израильских: Бог наказывает Самарию разрушением, а Иуду ждет падение и пленение.
Во второй главе речь идет о конкретном обвинении в притеснении бедных и беззащитных: Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвете, потому что есть в руке их сила! Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие. Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое. В тот день произнесут о вас притчу и будут плакать горьким плачем и говорить: «мы совершенно разорены! удел народа моего отдан другим; как возвратится ко мне! поля наши уже разделены иноплеменникам». Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом. Не пророчествуйте, пророки; не пророчествуйте им, чтобы не постигло вас бесчестие (Мих. 2, 1–6).
Но, как часто бывает после предсказания бедствий, пророки делают оговорку, что Господь все-таки восстановит остаток Израиля.
В третьей главе святой пророк обличает князей, притесняющих народ, лжепророков и священников, из-за корысти пренебрегающих своим долгом. Вот какие страшные слова он изрекает: Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом (Мих. 3, 9–12).
Вторая половина книги посвящена пророчествам о последних днях. Здесь и о Мессии, и о том, что Иерусалим будет разрушен и восстановлен и победит многие народы, и о том, что когда-то все народы соберутся в Иерусалим и наступит время мира и закона.
Завершает книгу гимн победы, полный надежд на исполнение Господом Богом Своих обетований. Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7, 18–19).
Из слов другого пророка, Иеремии, в 26-й главе его книги видно, что иудеи побоялись убить пророка Михея, а о его кончине нам ничего не известно.
Святый пророче Михее, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!