23 марта. Николай Александрович Бердяев

23 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 23 марта (10 марта ст. стиль).

 

Среда 2-й недели Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.

Сегодня память: мчч. Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона (Серапиона), Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и мчч. Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина иных многих пострадавших в III веке. Прп. Анастасии Патрикии, подвижницы VI века.

Сщмч. Димитрия Легейдо, пресвитера убиенного в 1938 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, Святая Церковь благословляет нас на каждый день поминать тех или иных святых. Это, можно сказать, наша ежедневная богослужебная обязанность. Но помимо этого, мы имеем указание от святых апостолов поминать наставников наших, даже если они не прославлены в лике святых и даже если в их жизни и взглядах были какие-то недостатки. И вот сегодня, в связи с днем кончины, совершается память замечательного русского религиозного и политического философа – Николая Александровича Бердяева. Пусть мы поем ему в церкви не многолетия, а вечную память, но его труды достойны того, чтобы быть в библиотеке каждого православного христианина, небезразличного к философскому осмыслению места нашей Родины в истории, пониманию особенностей, преимуществ и пороков нашего народа.

Николай Александрович Бердяев родился 6 марта 1874 года в дворянской семье в Киеве. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, а позже председателем правления Киевского земельного банка. Его мать Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева была француженкой по матери. Николай воспитывался дома, а затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе он оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. Как он писал о себе позднее: «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Николай Александрович поступил на естественный факультет Киевского университета, а через год на юридический. Однако дух времени повлиял на него неблагоприятно: в 1897 году за участие в студенческих беспорядках он был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. И тем не менее в 1899 году была напечатана его первая философская статья – о марксизме, пусть еще не отличавшаяся глубиной и склонностью к православию. Но 1901 году вышла статья «Борьба за идеализм», закрепившая его переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с протоиереем Сергием Булгаковым, Петром Струве, Семеном Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. В 1903–1904 годах Николай принимал участие в организации нелегального политического движения «Союз освобождения» и его деятельности.

В 1913 году Николай Александрович написал очень сильную и горячую статью «Гасители духа», которая была воспринята властями как ярко антиклерикальная, то есть ударяющая по авторитету Церкви. Она была написана в защиту афонских монахов, пострадавших во время смуты, возникшей в русских монастырях на Афоне из-за споров вокруг учения об имени Божием. Богословские диспуты тогда были грубо подавлены по ходатайству Синода с использованием вооруженной силы. Сейчас эта статья является той характеристикой, которая объясняет очень многие беды нашей дореволюционной церковности и ту легкость, с которой прокатились гонения по просторам нашей Родины. Жесткость, с которой Бердяев обличает неканоническое уродство правительствующего Синода и его сходство с государственным аппаратом не могла остаться незамеченной. За эту статью он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение, в результате чего три года он провел в ссылке в Вологодской губернии.

За последующие годы перед высылкой из СССР в 1922 году Николай Александрович Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две – «Смысл творчества» и «Смысл истории». Также он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве.

Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. Первый раз в 1920 году в связи с делом, так называемого Тактического центра, к которому он никакого отношения не имел. Второй раз его арестовали в 1922 году. Вот как он сам об этом писал: «Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобожден. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу». После отъезда 29 сентября 1922 года  на так называемом «философском пароходе»  Бердяев жил сначала в Берлине, а в 1924-м переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем Николай Бердяев и жил до самой смерти. Он принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения и был одним из главных его идеологов.

Бердяев много писал и печатался, с 1925 по 1940 годы был редактором журнала русской религиозной мысли «Путь». Он писал: «В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, где происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и «можно было говорить обо всем, высказывать мнения самые противоположные».

Николай Александрович с 1942 по 1948 год был семь раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Умер Бердяев в 1948 году в своем доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и царство кесаря», и у него уже созрел план новой книги, но написать ее он не успел. Похоронен Николай Александрович Бердяев в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардьё.

Вечная память и блаженный покой рабу Божьему Николаю!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X