22 января. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России

22 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 22 января (9 января ст. стиль).

 

Воскресный день, неделя по Богоявлении.

Сегодня совершается память: прор. Самея, жившего в X в. до Р. Х. Мч. Полиевкта Мелитинского III века. Свт. Петра, епископа Севастии Армянской IV века. Прп. Евстратия Тарсийского, чудотворца, игумена IX столетия. Свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца XVI века. Прп. Ионы (в схиме Петра) Киевского, подвижника XIX – начала XX века.

Сщмч. Павла Никольского, пресвитера, пострадавшего в 1943 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня поговорим о святителе Филиппе, митрополите Московском. Печально, что в наше время даже от верующих людей можно иногда услышать выражение «Филькина грамота». А ведь автором этого фразеологизма был царь Иоанн Грозный, презрительно именовавший таким образом обличения святителя Филиппа, направленные против его беззаконий. Но обо всем по порядку.

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью, степенностью и чуждался забав. По своему высокому происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви в воскресный день на него сильно подействовали слова Спасителя: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. (Мф. 6, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, Феодор тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, и еще больше – в нравственном отношении.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна помиловать его от этого назначения. Царь был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Соловецкий игумен согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Митрополит несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто.

21 марта 1568 года, в Крестопоклонную Неделю, перед началом литургии митрополит Филипп стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн Грозный с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шапках, черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя.

Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу... У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».

Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу. Вскоре царь велел судить святителя Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святого, и он был осужден на лишение кафедры.

8 ноября 1568 года, в праздник Архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе, он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей.

Говорили, что царь хотел сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определил ему пожизненное заточение. В то же время самодержец казнил многих родственников святого Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал митрополиту. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Успенский Отрочь монастырь.

Год спустя Иван Грозный со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о своей предстоявшей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю, затем бросился на архипастыря и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и на глазах убийцы опустили в нее священномученика.

После мученической кончины святителя Филиппа 23 декабря 1569 года тело его было погребено в Успенском Отроче монастыре в Твери, а 20 лет спустя перенесено на Соловки. В 1652 году святые мощи были перенесены в Москву и положены в серебряную раку в Успенском соборе Кремля, около иконостаса, где и хранятся доныне.

Святителю отче Филиппе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать